30-го сентября закончил свою работу курс "Видеоуроки. Кухня непрофессионала". Самое время подвести итоги.
Начну с сухой статистики. Всего на курс записалось 11 участников, включая меня. Поскольку это был мой дебют, то я проходил курс и как ведущий и как курсант. Мне необходимо было попытаться взглянуть на курс и на его задания глазами участника.
По составу участников. На 11 записавшихся пришлось два мальчика (включая меня) и 8 девочек. Один участник никак себя не проявил, поэтому его пол определить не удалось.
Семеро участников курса дошли до этапа заведения рабочих тетрадей (гугл-доки). Пятеро из них правильно заполнили шапку документа и приступили к выполнению заданий.
И надо сказать, что все пятеро успешно справились с заданиями первого модуля курса. Задания были не сложные, но с ловушками и подвохами - необходимо было привести примеры учебных видеоматериалов, взятых из Сети, соответствующие определенным критериям и прокомментировать их.
Трое из пяти приступили к выполнению более сложных (уже нужно было приложить определенные усилия) заданий второго модуля, но только двое из них перевалили через экватор и выполнили задания третьего модуля курса. На этом силы участников курса (включая меня) иссякли и задания оставшихся "дипломного" и итогового модулей остались невыполненными.
Несмотря на такой вялотекущий характер курса, проверка рабочих тетрадей курсантов, выполненных в них заданий, просмотр представленных учебных видеоматериалов принесли немало интересных моментов - пищи для ума.
Так, я впервые и неожиданно для себя с подачи ютубовского канала MityaChannel обратил внимание на программу PowerPoint как на удобный и не требующий дополнительных усилий на освоение тренажер для начинающих мультипликаторов.
И даже попробовал поработать в ней в этом качестве. Мне понравилось, значит можно предлагать и ученикам тоже).
Особо хочу отметить короткий учебный видеоролик Евгении Александровны Рогацкиной, где очень точное попадание при монтаже видеоклипа и наложении музыки. При минимуме используемых средств и технических приемов. Как раз в духе нашего курса. К сожалению, этот ролик не выложен на ютубе и вам придется поверить не своим глазам и ушам, а мне на слово.
Хочу предложить вам также нарезку из материалов курса. Вы можете запустить в них свою когтистую лапу и выбрать себе на память тот кусочек, что придется вам по душе.
1. Получать удовлетворение от хорошо проделанной работы.
2. Искать и выявлять противоречия в материале. Формулировать это в виде вопросов.
3. Пассивное потребление информации, развлечение не равно обучению.
4. Научиться чему-либо можно только приложив свои собственные усилия.
5. Учебный видеоматериал только часть учебного процесса.
6. Основная функция учебного видеоматериала привлечение, захват и удержание внимания.
7. И оставить послевкусие (отложенный эффект) тоже.
8. Золотой ключик к созданию видеуроков - Управление Вниманием.
9. Существует три базовых группы учебных видеоматериалов: видеолекция, видеоинструкция и видеоиллюстрация.
10. Информация, полученная от вашей фокус-группы может вас неожиданно удивить.
11. Три составляющие успешного ролика: манок, месседж и мостик.
12. Стратегия это то, что позволяет организовать и удержать безобразие в голове.
13. Стратегия связанная с выделением информационных блоков, помещением их в некоторое пространство с установлением связей между ними называется структурированием.
14. Все процессы устроены похожим образом.
15. Для выявления базовой структуры одного процесса удобнее рассмотреть другой процесс, гораздо более четко формализованный.
16. Учебный процесс имеет точку входа и точку выхода, иными словами ограничен во времени.
17. Структуры могут быть взаимоподобны, если структура части повторяет структуру целого.
18. Бывает так, что просмотр учебного видеоролика еще не начат, а структутра, управляющая вниманием зрителя уже работает.
19. Присутствие номера или индекса в структуре учебного видеоматериала говорит о том, что он включен в состав некоторой системы - учебный сериал.
20. Хронометраж (продолжительность) учебного видеоматериала соответствует уровню мотивации зрителя.
21. Всегда приятнее отправляться в путь зная заранее точку назначения.
22. Тизер - нарезка коротких сюжетов из видеоматериала, не раскрывающая его сути.
23. Цель тизера - возбудить аппетит зрителя к просмотру видеоролика.
24. Цель заставки - получить эстетическое удовольствие и прийти в благое расположение духа перед просмотром основного видеоматериала.
25. Один учебный видеоролик - один раскрытый вопрос.
26. Сюжетная арка - производственный термин, означающий последовательность эпизодов внутри основного повествования, связанных общей сюжетной линией.
27. Сюжетная арка основной структурный элемент при конструировании учебного видеоматериала.
28. При анализе видеоматериала можно выделять различные ряды.
29. Акцент это верхушка сюжетной арки, всплеск психической энергии зрителя.
30. Все акценты в видеоролике группируются таким образом, чтобы поддержать главный акцент.
31. Акцент - раздражитель внимания.
32. Внимание всегда подвижно и направлено на поиск изменений, всего нового.
33. Внимание требует работы мозга, потребляет психическую энергию.
34. Мозг ленив. Его задача оставаться в режиме минимального энергопотребления.
35. При работе с вниманием циклы нагрузки чередуются с циклами расслабления.
36. Шутка - лучший способ разрядки для психики.
37. Доля новой информации не должна превышать 20% от общего информационного потока.
38. Монотонность - убийца внимания.
39. Абсурдность и парадоксальность освежают внимание.
40. Учебный материал, как правило удручающе монотонен.
41. По окончании учебного материала хорошо бы оставить приятное послевкусие.
42. Для организации обратной связи со зрительской аудиторией хотя бы статистика - уже хорошо.
43. Точка выхода это одновременно и точка входа для следующего учебного материала.
44. Учебный видеоролик начинается с желания рассказать увлекательную историю, помещенную в понятный контекст.
45. Видеоматериал можно начать смотреть с середины и при этом досмотреть до конца.
46. Все что нужно для успешного преодоления вершины - ощущение легкости.
47. Язык общения со зрителем диктуется технологией производства.
48. Свободно рассказанная история, сдобренная личным отношением рассказчика, называется нарратив.
49. Лучший способ научиться чему-либо это научить этому других.
50. Держать в голове экономику производства.
51. Не делать лишней работы.
52. Быть достаточно ленивым.
53. Учитывать трудоемкость создания видеоматериала для себя, и трудоемкость восприятия каждого эпизода для зрителя.
54. Вся магия кино родилась всего лишь из последовательной смены картинок-кадров.
55. У кадра есть своя математика.
56. По отношению к габаритам человека в кадре выделяют три плана.
57. При переходе от плана к плану мозг автоматически подключает новые каналы восприятия информации.
58. Первый цветной отечественный кинофильм был снят на черно-белой пленке.
59. Главное при монтаже - наличие структуры из горизонтальных дорожек с различными видами информации с установленными между ними вертикальными связями.
60. Основное на технологическом этапе - добиться операционной легкости при работе с инструментарием.
61. Звук важнее картинки.
62. Хороший прием - автоматизация рутинных операций.
63. Максимальная трудоемкость - отдельная работа с каждым кадром.
64. Настоящая работа по окончании курса не заканчивается, а только начинается.
И в заключение я хочу поблагодарить всех тех, кто предоставленной возможностью, советом, замечаниями и просто поддержкой помогал при создании этого курса: Бориса Ярмахова, Екатерину Алексееву, Лору Кравченко, Татьяну Невидимову. Спасибо вам, коллеги!
И до новых встреч на Новаторе!)