Публикации сообщества

Евгений Патаракин • 30 января 2019

Песочница № 4 - онтология в действии

Предыдущие песочницы:

  • Taxonomic sandbox 1 - граф происхождения языков
  • Taxonomic sandbox 2 - таксономия языков на основании проблем, которые они преодолевали
  • Taxonomic sandbox 3 - многофакторное шкалирование при помощи решетки Келли - и тут мы выделили свойства языков = основания, по которым мы их разделяем.

А теперь мы эти свойства сообщаем языкам при помощи форм Semantic MediaWiki. Большинство свойств просты:

Возрастная категория
Здесь мы просто отмечаем чек-боксами для какого возраста предназначен язык: 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18
Свойство
Открытость продукта
Коммерческий или Открытый - тут простой выбор из двух значени . Можно будет потом выбор усложнить.
Свойство
Визуальная реализация
Для данного свойства допускаются следующие значения: Текст, Блоки-Иконки, Выбор между текстом или блоками
Свойство Адрес
Здесь просто http адрес площадки
Свойство
Назначение языка
Язык общего назначения - как Perl, C и другие
Мини-язык для обучения - как Лого, Scratch и другие
Свойство "Сфера деятельности"
Empowered Learner, Digital Citizen, Knowledge Constructor, Innovative Designer, Computational, Thinker, Creative CommunicatorGlobal Collaborator
 
Свойство "Сфера деятельности" - названо пока коряво. Обозначает - Где будут использоваться эти навыки? Или же, где в ученике эти навыки представлены, если предположить, что ученик содержит в себе полочки, по которым могут быть разложены его компетенции
 

Утащил я эти свойства из стандарта ISTE по цифровой грамотности школьников. В русском переводе они обозначены как свойства ученика

Empowered Learner = Ученик — человек с внутренней мотивацией к обучению 
Digital Citizen = Ученик — человек, осознающий себя как гражданин цифрового общества 
Knowledge Constructor = Ученик — человек, способный к критическому познанию действительности 
Innovative Designer = Ученик — человек, открытый новому знанию 
Computational Thinker = Ученик — человек с развитым алгоритмическим и инженерным мышлением 
Creative Communicator = Ученик — человек, открытый к творческому взаимодействию с другими людьми 
Global Collaborator = Ученик — человек, способный к сотрудничеству и командной работе 

Пока определения существовали сами по себе, тонкости перевода меня не особенно беспокоили. Но, когда мы переходим к определению для языка свойства - а какую из семи полочек "Сферы деятельности" он  поддерживает?, то тут мы должны точно понимать, что обозначает ярлык на полке. Что, например, будет означать, что данному языку программирования свойственно поддерживать  "Empowered Learner = Ученик — человек с внутренней мотивацией к обучению" - а то, что в среде данного языка решения принимает ученик, он управляет актором-исполнителем, а не выполняет задания, которые дает ему компьютер. 
Ну, поле для серьезного обсуждения, потому что свойства стандарта действительно начинают работать и тут всё будет непросто.

А пока мы можем насладиться предварительными результатами действующей информационной онтологии, которая позволяет нам единообразно оформлять свойства всех объектов, а потом получать ответы на вопросы типа:

Каие языки поддерживают формирование цифрового гражданства:

{{#ask: [[Категория:Язык программирования]] [[Сфера деятельности::Digital Citizen]] }}

Результат можно посмотреть здесь:

http://letopisi.org/index.php/Taxonomic_sandbox_4

Кол-во комментариев: (3)