Готовлю к открытию курс "Игры с микро:битом" и хочу для тех, кто уже записался, и тех, кто ещё раздумывает, опубликовать заранее некоторые фрагменты, чтобы будущие и потенциальные участники лучше понимали его уровень, направленность и содержание.
Фрагмент первый из материалов к первому практическому заданию.
Дорогие коллеги,
В этом модуле вам предстоит выполнить 4 практических задания — разработать по инструкции простые проекты, направленные на знакомство с микро:битом и освоение среды программирования. При этом результат каждого проекта — какой-либо завершённый объект, через создание которого дети знакомятся с важными научными понятиями и осваивают разнообразные навыки.
Мы не говорим: "Дорогие дети, сегодня мы знакомимся с переменной, и для этого сделаем счётчик". Наоборот, мы ставим задачу сделать счётчик, и подводим к понятию переменной, без которой в этой конструкции трудно или даже невозможно обойтись.
Посмотрите эмоциональное выступление профессора Mitch Resnick, руководителя исследовательской группы в MIT Media Lab, которая разработала среду программирования для детей Скретч. То, о чём он говорит, в полной мере относится и к работе с микро:битом. Мой любимый эпизод — рассказ про мальчика Виктора (10:15). Хотелось бы, чтобы такие истории были обычным делом и не вызывали смех в зале :)
Цель — поставить задачу таким образом, чтобы ребёнок очень сильно захотел с ней справиться и получить результат, — легко декларировать, но очень непросто реализовать, тем более, что все дети разные и мотивирующие факторы в одном случае могут работать, а в другом — нет. Тем не менее, существуют общие рекомендации, которые, в частности, говорят о том, что обучение будет эффективным, эмоциональным и мотивированным, если (очень коротко):
1. Объект (предмет, устройство, система и т.п.), над которым предстоит работать, будет понятным и узнаваемым.
2. Ребёнок понимает, для каких целей лично он может его использовать, и эти цели ему интересны.
3. Поставленная задача посильна для самостоятельного решения или находится в зоне ближайшего развития ребёнка.
По этим принципам строятся методические материалы курса.
В первом проекте, "Cчётчик-кликер", представлен пакет методических материалов: презентация, которую можно использовать при обсуждении задания в классе, материалы для учителя с подробным описанием всех этапов урока, инструкция для ученика. Этот пакет — не образец для подражания, а предмет для обсуждения. Воспринимайте его критически.
Последующие проекты этого модуля — строительный уровень, термометр с хранением данных, микро:чат — уже имеют более краткое сопровождение, которое вы можете дополнить своими материалами и идеями. Кстати, такая разработка урока может быть основой для итоговой зачётной работы.
И ещё одно замечание. Практическая часть курса — это проекты, которые можно выполнить без микро:бита, используя встроенный в редактор эмулятор, поэтому полностью или частично курс может быть положен в основу дистанционного обучения.
Конец фрагмента.
Курс будет развиваться от простого к сложному. Для начала работы на курсе не надо обладать навыками программирования, но их наличие, конечно, поможет продвигаться по курсу быстро и легко.
Для тех, у кого нет навыка работы с микро:битом, начальный видеоурок >>
Курс разбит на пять модулей:
1. Начальное знакомство с микро:битом.
2. "Звук, цвет и свет". В этом модуле мы увидим, как органично переплетаются в проектах с микро:битом технология, физика, математика, искусство, образуя то, что мы называем STEAM-проект.
3. "Аркады и шутеры". Название говорит само за себя. Обсудим, как помочь ребёнку научиться разрабатывать компьютерные игры и через это увлекательное занятие освоить премудрости программирования. Разберём все этапы — от сценария до самооценки полученного результата.
Пример игры: Flying Bird (упрощённая модель знаменитой Flappy Bird).
Игра запускается нажатием кнопки А+B. Кнопками A и B надо управлять спрайтом-птичкой так, чтобы она пролетала в щель препятствия. У вас 5 запасных жизней.
4. В четвёртом модуле мы подружим смартфон и микро:бит. Их дружба позволит нам перейти на голосовое управление микро:битом. Произносишь команду "Открыть шлагбаум" — и пожалуйста, шлагбаум сам собой открывается.
5. Пятый модуль — рефлексия и подведение итогов.
Всех, кого это интересует, жду на курсе "Игры с микро:битом", который открывается 1 августа