Взяться за перо (читай -за клавиатуру) меня подвигла пара обстоятельств:
во-первых, была начата серия материалов про цифровую дидактику (см. Цифровая дидактика. Вступление), и под валом других дел, она не закончена, приношу свои извинения тем, кто, возможно, ждал продолжения.Оно случилось:)
во-вторых, и тут я позволю себе самоцитату из материла Новая дидактика, где речь идет о видео работах участников конкурса iУчитель-2018
Получается, что учитель в в предложенных видео зачастую пытается отвлечь учеников от гаджетов, т.е мотивирует их обратить внимание на урок, с помощью тех же ИКТ...
мои мысли нашли свое подтверждение в ТВ-сюжете этой недели, где молодая учительница рассказывает о том, зачем они используют виртуальную реальность на ряде уроков по физике . Так вот аргументы были названы такие:
1. это весело:)
2. это помогает "быть в домике", условно говоря - получить защиту от соседей по парте, т.е сфокусироваться на содержании, подаваемом в очках дополненной реальности.
Вся дидактика сводится в этом объяснении к мотивации школьников "смотреть куда надо", не отвлекаясь...
Вина ли эта молодой учительницы? Скорее беда, кто ж ее научил другому, как только слушать учителя и вникать в то, что он говорит, пусть и таким навороченным путем...
Так вот, в нашем МК "Цифровая дидактика: создаем вместе!", о котором и идет речь, мы сначала разобрались в том, что такое цифровая дидактика, результаты повторю и здесь
- Сборка материалов от участников МК по теме "Цифровая дидактика"
- Определение термина "Цифровая дидактика"
- Выполнение практикума на основе разработки "Найти человека"
Затем начали подробно разбираться с содержанием предложенных мною электронных ресурсов
- Российская электронная школа (РЭШ)
- Сайт "Люди гибнут за футбол" (тема ГУЛАГ, спорт)
- Сайт Brest Stories Guide (тема Холокост)
предварительно их просмотрев и аргументированно описав свой выбор, см.результат
РЭШ выбрало 7 участниц и Brest Stories Guide-5, "Люди гибнут за футбол", видимо, совсем не школьная тема, но это только на первый взгляд, там столько истории, обществознания, права, основанных на судьбах людей!
После выбора ресурса следовало согласно предложенному плану
- название ресурса
- автор(ы) ресурса
- краткий анонс
- виды контента (аудио, видео, текст, интерактивное содержание при наличии)
- содержание контента
- конкретный (ые) факт (ы) из содержания ( не более 4х)
- цепляющая информация
визуализировать содержание ресурса с помощью различных сервисов web 2.0
Ресурс 1:
- Вот такой постер о РЭШ через свой предмет-литературу создала И.В. Ивлева с помощью Pictochart.
- Т.Л. Быкова показала этот же ресурс уже через химию с помощью smore.com
- О.Н. Темнорусова, учитель информатики, также убедительно представила выбранный ресурс через призму своего предмета и с помощью сервиса canva.com
Ресурс 2:
- Содержание ресурса Brest Stories Guide в виде ментальной карты оформила Северин С.В. с помощью popplet.com
- Александрова Е.А. использовала возможности ресурса canva.com по добавлению ссылок на свой постер
- В режиме презентации можно посмотреть работу Лялиной Л.П.
Основополагающим для дальнейшей работы станет утверждение:
"Электронная дидактика – это не просто "педагогика с использованием компьютеров и современных гаджетов " в обучении. Они всего лишь его «бездушные» средства. Куда важнее здесь не средства, а методы работы с информацией и, в конечном итоге – со знанием" Электронная дидактика: первые шаги
"Цифровая дидактика - это наука об искусстве эффективного обучения с широким применением цифровых технологий и мультимедийных средств"
Участницами выведены характеристики цифровой дидактики, которые стали ориентиром при создании собственных обучающих продуктов (не считаем их истиной в последней инстанции!):
- деятельностный подход
- поддержание мотивации учащихся
- интерактивность
- работа с различными источниками
- использование разных сервисов
- представление информации в различных формах (видео, аудио, текстовая информация, таблицы, диаграммы и т.д.)
- использование Интернета как источника информации
- активное освоение информации от простого к сложному
- технологичность
- алгоритмичность
- информационность
- интегративность классических технологий с ЦД (цифровая дидактика),
- гипертекстуальность,
- неограниченный диапазон контента
- глобальный характер коммуникации
- виртуальная публичность
- масс-медийная эстетика
- проницаемость границ
- режим визуального восприятия
- представление результатов работы учащихся в электронном виде, читаемом с различных электронных носителей
- взаимодействие участников в онлайн режиме
Также участницы МК выделили в ходе выполнения практикума недостатки предложенной для анализа разработки. При создании собственного продукта стоило их учесть:
- Непонятен механизм организации взаимодействия обучающихся.
- Не просматривается блок самоанализа учащихся, рефлексия.
- Не задействованы видео и звуковой формат предъявления задания.
- Нет дозировки использования ИКТ.
- Не представлены критерии оценивания работы учащихся на практикуме.
- Добавлю от себя - не приведены примерные ответы учащихся и хронометраж.
Итак, впереди у нас было создание собственного сценария занятия в реалиях цифровой дидактики на основе двух выбранных ресурсов, с результатами познакомлю в следующем материале.
А пока можно обсуждать характеристики цифровой дидактики, делать предложения ресурсов и материалов в тему.