Публикации сообщества

Елена Годунова • 14 января 2019

Цифровая дидактика. Вступление

В тему: Новая дидактика

Наличие ЦОРов, а затем и ЭОРов подвигает нас к тому, чтобы переосмыслить способы и пути работы с этими электронными обучающими объектами в ежедневной образовательной практике.

Думаю, что также очевидна невозможность работать с ними по-старому, как с напечатанным или написанным текстом в учебнике или на листе бумаги, да еще при том, что все больше напрямую не предназначенных для образования предметов (артефактов) втягиваются в орбиту обучения как объекты, имеющие воспитательно-образовательный эффект. Многие из них  имеют цифровой вид.

На рассмотрение всех нюансов цифровой дидактики был направлен летний мастер-класс "Цифровая дидактика: создаем вместе!", проведенный для участников Виртуального летнего лагеря для педагогов Вместе - к успеху! Лето - 2018 (организатор ВИРО, руководитель Полякова В.А.).

К МК присоединилось 12 коллег из регионов РФ, Украины и Беларуси.

Анонс МК определял план работы: теория+ практическое овладение приемами цифровой дидактики на основе 1 из 3 ресурсов по выбору участников:

  1. Российская электронная школа (РЭШ)
  2. Сайт "Люди гибнут за футбол" (тема ГУЛАГ, спорт)
  3. Сайт Brest Stories Guide (тема Холокост)

Во Введении МК прорабатывалась  теория по теме. Результаты работы участников:

1. Является ли данная разработка  (публикация на Новаторе -Найти человека...) примером цифровой дидактики? Если да, то почему, если нет, то почему?
2. Какие характеристики, свойственные цифровой дидактике, нашли свое отражение в предложенном материале?
3. Какие положительные моменты разработки вы могли бы отметить?
4. Какие недостатки вы могли бы назвать?
5. Интересно ли вам лично  апробировать данный материал с вашими учениками?

 

В продолжении расскажу о том, как строилась работа над предлагаемыми ресурсами.

Буду рада ответить на вопросы читателей.

Кол-во комментариев: (5)

Борис Ярмахов
Елена, если говорить о терминах, то мне кажется важным понять, что именно дает термин "цифровая дидактика". Почему, например, о тех же заданиях с использованием ЦОРов нельзя говорить в терминах Коменского, Гербарта или Лернера и Скаткина. Т.е. как доказать, что при этом речь идет именно о цифровой дидактике, а не об обычной дидактике с использованием цифровых объектов?
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Елена Годунова
    Борис, спасибо за направляющий вопрос. Пока мое мнение, что есть дидактика обычного урока, но "приправленная" цифровыми возможностями, т.е. на всех этапах урока можно применять тот или иной цифровой инструмент, работающий на эффективность урока, например, проверить усвоение материала урока с помощью Plickers или Kahoot. предъявление нового материала с помощью видео и т.д. А есть иное восприятие урока уже в реалиях цифровой дидактики, когда иным становится и сам урок за счет использования приемов работы с цифровыми инструментами: микро исследование света/шума/скорости с помощью смартфона, упаковывание и распаковывание информации в QR-код, интерактивное видео, интерактивный плакат требуют иных заданий, чем просто прочитать и пересказать... Со второй моделью и пробовали разобраться
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Борис Ярмахов
    Елена, я понимаю, о чем вы. У меня здесь на НОВАТОРе был недавно обмен комментариями с Анатолием Шперхом на эту тему. Ведь нужно быть готовым к диалогу с людьми, для которых возникновение какой-то новой дидактики не вполне очевидно. Вот например, в 80-х годах было популярно использовать для обучения, в том числе и в школе, телевидения. Привело ли это к появлению некоей телевизионной дидактики? Очевидно, что нет. То есть наличие какого-то нового учебного объекта (электронного, телевизионного или еще какого-то) не гарантирует того, что изменяется сама дидактика. Думаю, что здесь нужно смотреть на изменение роли учителя - но здесь все не вполне очевидно.
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Елена Годунова
    Борис Ярмахов в случае с просмотром теле-, видео материала также есть два пути. Один -"традиционный"-посмотреть и...пересказать. Другой имеет иной подход в основе, как, например. 4х тактный алгоритм работы с таким контентом: 1.задания до просмотра 2.задания во время просмотра 3.задания после просмотра 4. творческое задание на основе просмотренного материала. Так что "телевизионная" дидактика вполне себе существует, не все, правда, о ней знают. Думаю, что бытие определяет сознание, коль скоро мы живем в реалиях цифрового мира, то цифровой учебный объект не может не оказывать влияние на нас и наше методическое поведение. О роли учителя в условиях э-дидактики приводила труд Чошанова, в котором он показывает взаимосвязь всего, что окружает ученика и учителя в учебном взаимодействии https://novator.team/post/120
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Елена Годунова
    Борис Ярмахов вот сегодня попалась статья на немецком WARUM DER GRUNDSATZ „PÄDAGOGIK VOR TECHNIK” BESTENFALLS TRIVIAL IST https://www.goethe.de/de/spr/mag/21451837.html "Почему принцип Педагогика важнее технологии в лучшем случае тривиален" Автор опровергает этот принцип, говоря о том, что воздействие технологий на обучение нельзя не заметить, они настолько влияют, что в термины "обучение и знание" вкладывается новый смысл. Меж тем, есть знаменитый немецкий медиа педагог, написавший целую книгу в утверждение принципа: Zierer, Klaus: Lernen 4.0. Pädagogik vor Technik. Möglichkeiten und Grenzen einer Digitalisierung im Bildungsbereich. Hohengehren: Schneider 2017
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии