Публикации сообщества

Елена Букина • 4 февраля 2019

Игры для будущих программистов

Многие считают, что главной задачей преподавателя информатики является объяснение школьникам как пользоваться современными информационными технологиями. Безусловно, это важно, но также большую роль играет овладение основами  алгоритмизации и программирования, которые способствуют  формированию системно-информационной картины мира, умению выделять объекты, процессы и явления, а также вырабатывают умение самостоятельно ставить задачи и решать их.

На сегодняшний день существует множество различных языков программирования - начиная от самых простых, и заканчивая  мощными инструментами разработки.

Однако текстовые языки программирования не подходят детям, которые только начинают его изучать, ведь у них еще не сформировано абстрактное мышление.

Языки программирования, разработанные специально для младших школьников, учитывают их интеллектуальные и психофизические особенности.

Известно, что дети значительно лучше усваивают информацию, если она представлена в виде игры. Они куда лучше воспринимают графическую информацию, представленную в виде ярких картинок, схем и диаграмм, чем сплошной текст. В связи с этим учителю информатики необходимо внимательно подходить к выбору программной среды. Главные условия требуемой  программы: наглядность, мультимедийность, простота.

Для новичков отлично подойдёт визуальный язык программирования, позволяющий создавать программы без изучения правил синтаксиса. Например, язык Google Blockly - его можно запускать онлайн, он генерирует исходный код на языках JavaScript, Python, PHP и Dart.

Blockly – визуальный язык программирования, созданный в 2012 году компанией Google. Разработчики: Нил Фрейзер, при участии Эллен Спертус и Марка Фридмана. Михаил Николаевич Семионенков, кандидат физико-математических наук, "подарил" нам Блокли. Он переводчик ядра Блокли, редактор перевода курсов на базе Блокли, автор многих постов  по робототехнике и программированию на сайте Новатор.

Для создания программ ученик должен перемещать графические блоки, не прибегая к набору текста, за исключением ввода значений констант. Визуальное программирование на Блокли освобождает школьника от контроля за правильностью синтаксиса программы, что является большим подспорьем на стадии начального обучения программированию.

Набор управляющих конструкций в ядре Блокли традиционен для процедурных языков программирования: это несколько видов циклов и условных операторов. Блокли позволяет создавать процедуры и функции с параметрами.

В язык встроен достаточно развитый набор алгебраических и тригонометрических функций, поддерживается полноценный набор логических выражений. Язык содержит набор процедур для работы с текстом и списками.

Примером использования Blockly на начальном этапе является обучающее приложение Blockly Games, в русифицированной версии - «Игры для будущих программистов», адрес сайта https://blockly-games.appspot.com/

Blockly Games - это серия игр, предназначенных для детей, не имеющих опыта программирования. 

Их можно найти и на сайте http://blockly.ru, автор сайта Виктор Александрович Андрияшкин.

В декабре месяце в мире проходила акция "Час кода", а в России тематические "Уроки цифры". Они призваны обратить внимание школьников, учителей, родителей и общества на важность развития цифровых навыков и изучения программирования для успеха в жизни в эпоху цифровой экономики.

В рамках тематических уроков ученики начальной классов нашей школы познакомились с ресурсом BlocklyGames. Их увлекла серия игр для будущих программистов, которые позволяют развивать логику, алгоритмическое и творческое мышление.

Ученики начальной школы, 3 класс, только познакомились со средой, мы недавно начали изучать тему алгоритмы по информатике и ученики учатся составлять программы из блоков.

В 4 классе  по программе изучаются алгоритмы с ветвлением и циклы, практическая работа в среде помогает ученикам лучше усваивать материал. Школьники с большим интересом проходят Лабиринт.

В 5-7 классах ученики осваивают программы в приложениях Птица и Черепаха. Ну, а изучение темы метод координат и фигуры на координатной плоскости невозможно представить без приложения Фильмы.

Хорошим подспорьем при подготовке к экзаменам в 9 классе служит игра Черепаха. Ребята прочно закрепляют навыки работы с этим исполнителем и выполняют задание № 6 ОГЭ  практически безошибочно.

Если взять средний процент выполнения этого задания «Умение исполнить алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд» (повышенного уровня ) - 59 % по России, у нас его выполняют 100% учеников.

image-20190204194731-1

 Пазл - знакомство с фигурами Блокли и тем, как они соединяются.

image-20190204194731-2

 Лабиринт - это введение в циклы и условные выражения. Все начинается просто, но каждый уровень   сложнее, чем предыдущий.

image-20190204194731-3

 Птица - поможет начинающим программистам в игровой форме изучить ветвления языка         программирования, используя возможности графической среды Blockly. Чтобы пройти все уровни,   придётся использовать сложные, составные условия.

image-20190204194731-4

 Черепаха - поможет начинающим программистам в игровой форме изучить циклы языка         программирования. Чтобы нарисовать картину, необходимо будет использовать сложные,  вложенные   циклы.

image-20190204194731-5

 Фильм - создавая этот Фильм с помощью графических средств языка Blockly, начинающие         программисты постепенно постигают не только азы программирования, но и математики.

image-20190204194731-6

  Музыка - это введение в функции. Используйте функции для сочинения музыки. 

image-20190204194731-7

 Пруд Tutor -  в этой игре начинающим программистам с помощью графического языка  необходимо   запрограммировать действия умных уток на Пруду.

image-20190204194731-8

 Пруд - в этой игре начинающие программисты должны запрограммировать действия умных  уток на   Пруду на текстовом языке.

 

С веб-сайта разработчика можно скачать ZIP-файл  с играми для автономной работы на компьютере (для скачивания выберите русский язык).  https://github.com/google/blockly-games/wiki/Offline

На уроках ученики в основном работают с играми автономно, так как возможности постоянно выходить в интернет в школе нет. А с сайтом Блокли ученики работают дома.

Коллеги, а вы используете, или планируете использовать Блокли? Пожалуйста, поделитесь своим опытом в комментариях к посту.

Источники: ru.wikipedia.org/wiki/Блокли

Больше о Blockly вы можете узнать, посетив  сайт http://blockly.ru и

прочитав статью к.ф-м.н. М.Н. Семионенкова Графическая среда программирования Blockly 

Кол-во комментариев: (1)

Михаил Семионенков
Елена, я очень обрадовался, увидев свежий материал о Блокли, поскольку я, в своё время, приложил усилия для русификации Блокли и его популяризации, Блокли чуть-чуть "мой". Я обрадовался меньше, когда увидел слишком знакомые фразы, которые когда-то написал... Вообще, при использовании каких-либо источников их принято цитировать и давать ссылки (на худой конец - пересказывать своими словами). Ещё важнее - добавлять своё, новое, а не ограничиваться пересказом, например, статьи из Вики. Я с удовольствием почитаю о Вашем личном опыте использования Блокли с детьми. Или, например, посмотрите сайт blockly.ru (я совсем недавно узнал, что в прошлом году с этим сайтом сельский учитель выиграл всероссийский конкурс) и напишите отзыв. Ваш, личный.
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии