Знакомясь с конкурсными материалами нашего сегодняшнего собеседника, словно сам попадаешь в некую альтернативную реальность, увлекающую, затягивающую, заставляющую забыть о времени. Ведь проект его «Образовательные метапредметные игры в альтернативной реальности» даже представлен сродни веб-квесту, тропки которого проложены из одного документа в другой через множество ссылок, в которых яркие фотографии и завораживающие видео, неожиданные идеи и погружение в фантазийный мир.
С нами Евгений Вячеславович Личкин, учитель английского языка московской школы № 1570.
Евгений Вячеславович, в сети легко можно найти много Ваших материалов и материалов о Вас. И судя по ним, в Москве Вы недавно? Как получилось, что из школы г. Трехгорного Вы перебрались в столицу?
Да, в Москву я переехал меньше года назад, и до сих пор обладаю прекрасной возможностью открывать для себя столицу. Трёхгорный Челябинской области для меня - место силы, место, в котором я начал свою профессиональную деятельность и открыл для себя, как мне кажется, самое главное: что педагогика может быть не только про работу у доски и проверку тетрадей. Я очень благодарен своим коллегам, с которыми мы вместе занимались педагогическим экстримом, воплощали в жизнь альтернативные реальности и запускали квесты: возможность претворить в жизнь любую идею или задумку ничего не стоит без команды единомышленников! Но, несмотря на это, в жизни случаются ситуации, когда понимаешь что необходимо поставить перед собой вызов, чтобы преодолеть окаменение в своей устоявшейся зоне комфорта. Для меня таким вызовом и стал переезд в столицу.
Вы сторонник образовательных игр. Квесты в альтернативной реальности – это, видимо, форма, хорошо подходящая для лагеря или внеурочной деятельности. А используете ли Вы игры на уроках? Какие и как?
Сторонник - это, пожалуй, недостаточно ёмкое определение.Я искренне считаю, что грамотно проведённая образовательная игра как формат образовательного события позволяет достигнуть целей практически любого уровня - от формирования событийной общности, до создания значимого образовательного продукта. Именно поэтому областью моих профессиональных интересов и являются образовательные игры, их разработка и популяризация.
А целью моего проекта как раз и является попытка показать достоинства игр в альтернативной реальности именно в процессе ещё и урочной деятельности - они не “перетягивают одеяло” на себя, а дополняют, и превращают привычные уроки в образовательные события, которые помогают ученикам не только получить новые знания или навыки, но ещё и формировать свои метапредметные компетенции, сформировать своё мнение по какому-то вопросу, возможность самореализоваться в процессе поиска решения образовательного вызова, развить свои коммуникативные и организаторские навыки.
В своей педагогической практике я стараюсь применять большое количество образовательных игр - от дидактических и ролевых, до игр в альтернативной реальности и квестов (Квесто-почта, QR-квесты, и так далее). Конечно же, я также ищу способы как можно уже готовые игры использовать в образовательных целях. В частности, сейчас мы с учениками пробуем применить видео-игру “Keep Talking And Nobody Explodes” в рамках курса разговорного английского языка. Результаты обязательно опубликуем на “Новаторе”!
К Вашей приверженности к играм, вероятно, причастен проект «Школа Росатома»? Проект многогранный, но не всем известный. Расскажите о нем, пожалуйста.
Встреча со “Школой Росатома” стала для меня, без преувеличения, поворотной точкой в жизни. Ощущение от погружения в конкурсную программу для учителей городов присутствия госкорпорации “Росатом” было очень похожее на ситуацию, когда ты до этого момента представлял себе какие-то необыкновенные педагогические технологии, смутно осознавал, что вот так и нужно работать, пытался что-то делать самостоятельно на ощупь, но не мог ухватиться как следует за эти ощущения, зафиксировать, выразить их словами. И тут ты открываешь целую языковую систему, в которой каждая, даже мельчайшая часть отточена для того, чтобы быть ясной и понятной, и все вокруг - твои единомышленники!
У проекта “Школа Росатома” есть слоган - “на шаг впереди”. Это лучше всего его характеризует, потому что, благодаря проекту, у педагогов закрытых городов появляется возможность не просто узнать, но и активно использовать в своей работе cutting edge технологии, которые, зачастую, даже в Москве ещё находятся в стадии апробирования. Метапредметность, событийность, образовательные вызовы, системная работа в области организации образовательного детского отдыха в рамках международных “Умных каникул” и целой детской медиа-общности “Атом ТВ” - это целая вселенная, которая открывает новые горизонты!
Я очень благодарен проекту за возможность обсуждать и реализовывать свои проекты, но и за возможность ближе познакомиться не только событийной педагогикой, но и с людьми, которые занимаются её осмыслением, практическим применением.
Проведенные Вами мероприятия во Всероссийском детском центре «Орленок» и лагере «Международные Умные Каникулы» в Тайланде, которые Вы взяли в качестве примера в конкурсном проекте, тоже связаны со «Школой Росатома»?
Да, конечно. Во Всероссийском Детском Центре “Орлёнок” мне посчастливилось побывать в качестве мастера международной отраслевой смены “Школы Росатома” для ребят из Чехии, Венгрии, Болгарии, России, я вёл мастерскую “Квестоведение”, на которой мы с участниками смены как раз и создавали образовательные события и придумывали что-то новое - “Квестопочта” например, родилась именно в “Орлёнке”. После смены в “Орлёнке” было ещё много лагерных смен проекта “Международные Умные Каникулы”: в Болгарии, России, Турции, но смена в Тайланде для меня стала особенной, потому что я являлся её содержательным руководителем.
Вместе с группой педагогов-мастеров из России, мы постарались развернуть лагерную смену в формате игры в альтернативной реальности, раскрывая секреты и тайны, которые в избытке окружали нас весь период смены. Нашей целью было создать такое событийное пространство, которое позволяло бы активно принимать в нем деятельное участие, преодолевая языковые барьеры. Исходя из того, что мы общаемся с детьми до сих пор и они пытаются самостоятельно воплотить тот опыт, который случился с ними на смене в своей деятельности, в своей стране через столько времени после лагерной смены, мы можем признать, что у нас получилось настоящее событие!
«Альтернативная реальность» - это тот сказочный мир, в который предлагается погрузиться участникам квеста? Есть ли прообразы у этого мира в литературных произведениях или он целиком придумывается и конструируется участниками игры? И можно ли подобные игры проводить и в общеобразовательной школе?
Альтернативная реальность - это такая ситуация, когда в окружающей нас реальности, мы вдруг внезапно находим что-то очень необычное, что не вписывается в наши привычные представления о нём - и при этом совершенно реально, его можно посмотреть, потрогать, повзаимодействовать. И всё это происходит не в экране компьютера, или в книге, а здесь и сейчас, прямо с вами!
Прообразы… Наверное большое влияние на меня оказали книги Хорхе Луи Борхеса, Итало Кальвино, и других представителей магического реализма - в их текстах повседневная реальность граничит с чем-то необычайным, нужно только найти “кроличью нору”, чтобы, как Алиса, попасть из мира обычного в Страну Чудес.
А сценарно игры ограничиваются только вашей фантазией - от тайного общества учителей физики, занимающихся какими-то секретными разработками после уроков (какое пространство для реверс-инжиниринга созданных физиками засекреченных установок!), до помощи жителям 2D мира посмотреть на мир в 3D (не только прикладная геометрия, но ещё и реконструкция мировоззрения двухмерных человечков, и исследование возможностей по воплощению этих товарищей в объективной реальности!).
В моей практике, например, было обучение при помощи упавших летающих тарелок. Представьте, что вы ученик пятого класса, и вдруг узнаёте новости на англоязычном сайте, что неподалёку от вашего города похоже приземлилась летающая тарелка. А потом ещё и на вашу электронную почту приходит письмо от исследователя НЛО из Канады, который получил таинственные сигналы “SOS” от космического корабля, и ему срочно нужен кто-то рядом, кто говорит по-английски, чтобы перевести эти послания… Даже для пятиклассника это уже достаточно фантастическая история, но когда ты действительно читаешь новость на сайте, действительно смотришь видео-послание от учёного из Канады, а потом ещё и по-настоящему расшифровываешь, что там такого необычного тебе прислали из космоса - ты погружаешься в эту реальность с головой, и для тебя она уже не подлежит сомнению, ты живёшь и действуешь внутри неё.
При этом, полностью продуман был лишь старт образовательной игры, весь процесс ребята определяли сами. Их решения (или не-решения), оказывали влияние на развитие сюжета, они пытались узнать как можно больше, взаимодействуя с игровыми персонажами. Задача организаторов была привести их в сад расходящихся тропок, а дальше они уже сами определяли и путь, и то, что их окружает.
Детям в квесте предложена игровая ситуация, которая кажется невероятно сложной. Команда сформирована так, что каждый из участников говорит на своем языке, и каждое задание может прочитать только один из ребят. Мы знаем, что в подобной ситуации строители Вавилонской башни ничего не смогли сделать. А насколько успешными были дети? Они справились с заданиями?
Для детей это, конечно, было настоящим вызовом, но они блестяще с ним справились!
Представьте себе - вы только что приехали в международный детский лагерь, вокруг вас огромное количество людей из разных стран, каждый говорит на своём языке, имеет свой взгляд на мир, представляет свою культуру. И тут вас делят на команды так, чтобы был только один представитель от каждой страны, выдают картинку, где именно нужно искать первое задание. Вы как-то быстро знакомитесь, договариваетесь на языке жестов что вам нужно в это место прибежать (желательно всем), и когда вы оказываетесь на месте, выясняется что задание написано, например, только на венгерском! Тут представителю Венгрии волей-неволей приходится активно включаться в работу, потому что все надежды только на него - иначе команда проиграет. Это здорово помогло “растопить лёд” начального этапа знакомства. В этот момент начинается и полилингвальность, и изобретение новых языков и языковых систем, ведь это целое событие в жизни, когда тебе нужно объяснить чеху, русскому, болгарину, бангладешцу и кенийцу, что сейчас вам нужно будет спеть традиционную венгерскую песню - на венгерском языке…
Все команды справились со всеми заданиями: пели песни, танцевали народные танцы, инсценировали исторические события… Это помогло детям, в отличие от строителей Вавилонской башни, понять что коммуникация не обязательно должна быть на каком-то одном языке, ведь можно придумать свой или использовать вообще все языки сразу - главное понимать друг друга, узнавать культуру своего иностранного друга, а вместе с этим ещё и лучше узнавать свою собственную в процессе общего дела.
В квесте команды соревнуются друг с другом или выполняют одно общее дело, идя каждая своим путем?
Если мы рассматриваем квест, как форму организации поисково-задачной деятельности на местности, то здесь ощущение соревнования придает дополнительный драйв участникам. Скорость, взаимодействие, безупречность выполнения - практически “высокий спорт”, и содержательное наполнение получается примерно одинаковым - “пробегают” все похожий набор заданий.
Для “серьёзных” образовательных игр в альтернативной реальности, детские общности формируются стихийно, роли в них всегда распределяются исходя из интересов и возможностей участников. Всегда есть те, кому интересно искать что-то скрытое, они готовы отправиться в любое место за подсказкой или новым поворотом сюжета. Другие, наоборот, предпочитают концентрироваться на решении заданий, которые перед ними возникают. Третьи - стремятся “проверить” альтернативную реальность на прочность и узнать о ней как можно больше - повзаимодействовать с героями, повертеть в руках артефакты, попробовать выполнить задание необычным способом. Таких общностей может быть несколько, и каждая может открывать для себя совершенно новые повороты сюжета.
Очень туманной показалась идея, связанная с квест-почтой. Тайные друзья, ложные почтовые ящики, послания и почтальоны… Как это вообще связано? Понятны образовательные цели, а как выглядели игровые?
Квестопочта появилась в результате реконструирования смыслов повседневных предметов в рамках мастерской “Международных умных каникул”. Мы с ребятами обсуждали, что случится, если у обычных моментов поменять их главные качества на противоположные. В качестве примера мы тогда взяли почтовый ящик. Какие у него главные качества? Он большой, привлекает внимание, и везде одинаковый. Что будет, если он будет всегда разного размера, цвета и формы? В него удобно складывать письма. Что случится, если положить внутрь письмо станет настоящим испытанием? Ящики обычно всегда висят на одном месте. Что если они могли бы перемещаться?
От рассуждений мы перешли к практике. Каждый участник мастерской сделал себе квестоящик - у кого то это был ботинок, он закидывался на высокое дерево, и мог спускаться, только если отвязать шнурок, у кого-то почту принимало целое скопление одинаковых пластиковых стаканчиков, из которых настоящим ящиком был лишь один, а остальные служили для отвода глаз. На благо квестопочты трудились цветочные клумбы, обратная сторона планов эвакуации, даже буйки в море!
Здесь мы перешли к следующему шагу - запустили всем известную игру “Тайный друг”. Квестопочта стала прекрасным инструментом для передачи не только обычных записок, но и для доставки сюрпризов! А затем ребята стали обнаруживать в своих почтовых ящиках совсем уж странные послания: обрывки странных карт, части паззлов, кодов, задания на неизвестных языках, которые было необходимо было сначала собрать вместе, чтобы узнать истинную природу и цели отправителей посланий (спойлер - это было Международное квестологическое общество, в которое им всем предстояло вступить). В середине игры ребята уже начали придумывать самостоятельные задания своим товарищам, распространять свои собственные загадки и планировать квесты по собственному замыслу.
Открытие того, что самый заурядный повседневный предмет может обрести совершенно новые качества, и стать проводником в мир, насыщенный неизвестными почтальонами, тайными друзьями и секретными обществами, стало настоящим образовательным событием для участников.
Как относится администрация школы и коллеги к такой высокой активности и креативности молодого педагога? Вас поддерживают? Или говорят, что для учебного процесса полезнее вести традиционные уроки?
Я могу назвать себя счастливым учителем, потому что администрация школы, где я работаю, открыта всему новому, и сама активно продвигает новые форматы работы. Ничто так не мотивирует попробовать что-то новое, воплотить в жизнь какую-нибудь необычную идею, когда рядом твои единомышленники - коллеги и ученики. Я очень благодарен администрации, коллективу и ученикам школы №1570 г. Москвы, за возможность работать рядом с такими “горящими” своим делом людьми!
Традиционный вопрос: Ваши пожелания организаторам конкурса и его будущим участникам?
Организаторам и участникам конкурса хочется пожелать новых творческих озарений и новаторских идей - в том числе и от общения друг с другом, а главное - неиссякаемого запаса сил для их воплощения в жизнь!
Евгений Вячеславович, спасибо Вам за эмоциональный и увлекающий рассказ! Но вот подумалось, вопросов от знакомства с Вашими ответами стало больше, чем было. Потому ждем продолжения разговора уже в Ваших постах.