Создание мультфильмов с учащимися начальной школы, пожалуй, уже не является чем-то совершенно новым и уникальным. И всё же порой, глядя на размах творчества, системность, глубину погружения, понимаешь: ты столкнулся с явлением уникальным. И хочется самому присоединиться и начать творить. Так, как творит со своими учениками учитель из Красноярска Надежда Константиновна Князева.
Надежда Константиновна, на Вашем YouTube-канале, пожалуй, сотни мультиков, созданных детьми. Когда же Вы начали осваивать эту форму работы?
Мой канал на YouTub, действительно, - подходящее хранилище для детских работ. Каждый мультфильм, даже, на первый взгляд, корявый и бессмысленный, очень дорог для его автора, и поэтому я как можно скорее стремлюсь показать фильм ему и его родителям. Для этого я сохраняю детские мультфильмы на канале, а ссылку выставляю на ученической страничке на своем сайте “Территория Надежды”. Дети и родители знают туда дорогу и ждут, когда их работа появится в доступе.
Мультипликация как вид деятельности родился из моего увлечения фотографией. Оказалось, что моя техника может не только помогать мне в фотосессиях и фоторепортажах, но и служить для создания анимации. Поначалу это были первые экспериментальные шаги в сотрудничестве с моими первоклашками в 2013 году. Многому я научилась у коллег из медиа-мастерской Твори-гора. Сначала мы даже собирали мультфильмы в Microsoft PowerPoint, устанавливали быструю смену слайдов и были счастливы получившемуся чуду. Потом стали искать новые способы и до сих пор усовершенствуем технологию создания анимации. Например, недавно заказали мультстанок и теперь с удовольствием осваиваем его.
Работая столько лет с мультфильмами, Вы наверняка увидели те преимущества, которые они позволяют получить. Какие компетенции Вы стараетесь развить в детях с помощью такого рода проектов?
Самое главное в мультипликации - раскрыть творческий потенциал ребенка, дать ему возможность выразить свое отношение к жизни, воспитывать человеческие качества. Например, готовя детей к “Групповому проекту” (есть у нас такая краевая диагностическая работа в 4 классе с целью оценивания регулятивных и коммуникативных метапредметных результатов, связанных со взаимодействием при решении общей задачи), я просто даю возможность детям создать групповой мультфильм. Здесь мотивация настолько высока, что все остальные действия: планирование, распределение работы в группе, контроль за своим результатом, формируются у детей в ходе интересной, увлекательной, присвоенной детьми деятельности.
Кроме того, продукты детского творчества сами по себе являются результатом важнейшей диагностики личностных УУД. Посмотрев мультфильмы ребенка, понятно, о чем он думает, что его тревожит и что нужно корректировать в его взаимоотношениях с миром. Поэтому настаиваю, чтобы родители видели детские работы. Например, ученик, обделенный вниманием своей мамы, снимает историю о гибнущих существах, ищущих поддержки и помощи. А ребенок, испытывающий насилие в семье, - истории о войнах и драках.
Мультфильмы, представленные на сайте - такие непохожие и по технике исполнения, и по содержанию, и по приемам, в них использованным. Они относятся к разным предметам школьного расписания. А кто придумывает идеи и сценарии мультфильмов?
Моя мечта - чтобы дети придумывали хорошие истории с поучительным подтекстом. Это - самая сложная задача. О чем снимают дети? О том, что их окружает, что их волнует. Часто они испытывают затруднение при составлении сценария. Придумают героя и начинают его водить в школу и обратно, ограничиваюсь репликой “привет, как тебя зовут?”. Повернуть стандартное мышление, развивать воображение, дать увидеть мир и человеческие отношения шире во всем многообразии - вот важная задача моей студии.
Поэтому идеи мультфильмов приходят из реальных историй, из сюжетов хороших детских стихов, из злободневных тем. Если мы снимаем индивидуальные мультфильмы, идея сценария полностью принадлежит автору. Если это групповой проект, понятно, что идея рождается в обсуждении с партнерами. Иногда тема задается учителем, а идея развивается и реализуется детьми. И материалы для индивидуальных мультфильмов тоже выбирают дети. Кто-то любит пластилин, кому-то хочется историю нарисовать, а кто-то возьмет макароны и сложит из них своего персонажа.
Вы начинаете деятельность с первого класса, когда, кажется, дети еще такие маленькие, что ничего не умеют. Вы же предлагаете им такую сложную деятельность, да еще в команде. Как они договариваются? Какова технология работы над проектом? Особенно с первоклассниками.
В группе первоклассников - порядка десяти человек. Вот недавно мы с ними делали мультфильм про Универсиаду. Это сейчас животрепещущая тема для нашего города. Тема уже задана. Начали мы с персонажа. Конечно, главные персонажи Универсиады - любимая детьми Юлайка (символ Универсиады) и сами первоклассники.
Ребята сами выбрали, как будут действовать - в паре, в группе или индивидуально. Я вообще не заставляю детей работать в группе, если они этого не хотят. Есть такие дети, которые пока к этому не готовы психологически. Есть необходимость использования ресурсов другого - тогда дети объединятся. Может справиться один - работает один. На следующем занятии я дам такое задание, которое один не сможет выполнить. И детям придется искать помощи у других.
Одно занятие мы посвятили лепке героев. Еще целое занятие - подготовке фона.
Потом договаривались, что делает герой каждого ученика и дополняли его необходимыми атрибутами и снаряжением.
Одно занятие посвятили съемке. Так как у нас появился мультстанок, мы с удовольствием его использовали. При работе с мультстанком (да и без него тоже) детям приходится физически размещаться так, чтобы было удобно каждому и при этом не мешать тому, кто снимает. Сами договариваются, кто фотограф, кто режиссер, кто двигает героев. Конечно, учителю надо координировать, ведь все хотят быть … фотографами)) Для этого чередуемся, меняемся ролями. Самое главное - каждый имеет свое дело, и каждое дело - важное для создания мультфильма.
Снимали мы в программе Кукольная мультипликация, поэтому не было сложностью собрать все, что сняли, в один видеоролик.
На следующем занятии мы озвучивали своих героев. Я прокручивала ролик, а ребята по очереди наговаривали свой текст. Текст был у них где-то в голове. Если бы я попросила их записать текст, он бы не дошел до нашего ролика в том первозданном виде, в каком родился. Помните принцип: у каждого есть свое дело? Пока записывали озвучку, остальные дети рисовали титры.
Каждый новый этап работы в группе должен быть логичен, необходим и понятен ребенку. Эти шаги надо проходить вместе с учителем и только постепенно, к четвертому классу, дети смогут выстраивать работу в группе сами.
Вы несколько раз упоминали, что в этой работе участвуют и дети с ограниченными возможностями здоровья. Это, действительно та деятельность, которая хорошо для них подходит и в чем-то помогает справиться с недугом?
Да, у меня есть несколько учеников с ОВЗ, и они очень любят занятия мультипликацией. Во-первых, им чрезвычайно полезно развитие мелкой моторики рук, ведь создание мультфильмов включает в себя практическое действие пальчиками. Во-вторых, эти дети видят по-другому. Их воображение часто гораздо богаче, чем у других детей. И они чувствуют себя здесь успешными и нужными. Этим детям обычно сложно сотрудничать с другими. Я их не тороплю. Это умение, двигаясь маленькими шажками, присвоят и они.
Надежда Константиновна, Вы назвали свой сайт “Территория Надежды”. Очень позитивно! А вот Ваш канал YouTube называется “училка Надежда”. Звучит как-то пренебрежительно. Почему Вы его так назвали?
О, это очень философский вопрос.
Иногда полезно посмеяться над собой и вспомнить о другой жизни, за стенами школы. А Надежда Константиновна, старательная учительница, немного наивная и склонная к пафосу, может превратить мою жизнь в сплошное занудство. Поэтому не буду переименовывать пока).
На Вашем сайте Вы подготовили мастер-класс для учителей “Зачем оживают задачи?”, чтобы помочь им освоить предметную анимацию и тоже заняться с учениками созданием мультфильмов. Вы не хотите опубликовать его на портале “Новатор”? Наверняка найдутся учителя, которым эта форма работы тоже будет интересна.
С удовольствием опубликую свой мастер-класс на сайте Новатор.
С его помощью я хотела показать, что мультипликацию уместно и эффективно использовать на уроках. Тогда мультфильмы превращаются в открытые способы действий, заменяя Правило в голубой рамочке. На любом предмете. А мультстанок можно заменить на обычную парту.
Вы участвовали и в других профессиональных конкурсах. В том числе были победителем краевого конкурса “Учитель года-2013”. Как Вы узнали об “iУчителе”? Как решились участвовать? Какие цели ставили? Верили ли в победу?
Я являюсь победителем регионального и финалистом Российского конкурса Учитель года 2013 года. Попав в конкурс, не могла расстаться с чудесными людьми - Учителями года, вступила в Творческий Союз Учителей в нашем крае и организовала Региональную Школу Учитель года Красноярского края.
Я узнала о конкурсе Iучитель случайно - прочитала пост моего друга по экспедиции школьников России (ее ежегодно проводит Межрегиональный клуб Учитель года и ее руководитель Владимир Головнер) Алексея Овчинникова, абсолютного победителя конкурса Учитель года России. Он тогда написал, что это здорово - после многолетнего участия в жюри профессиональных конкурсов самому стать конкурсантом и почувствовать атмосферу конкурса изнутри. Потом почитала посты других участников и победителей Iучитель и поверила, что победить - это реально. Но меня привлекла не возможность победы, а участия в интересном проекте.
Мне интересны цифровые технологии, новые способы деятельности для новых учеников 21 века. Сейчас участвую в краевой программе “Смешанное обучение” по модели “Перевернутый класс”.
Я долго думала о своем возможном участии. Просмотрела вебинары в помощь участнику конкурса. Кстати, они мне очень помогли. По рекомендации Маши, победительницы прошлого года, подала свой проект на общественное обсуждение, чтобы была возможность исправления и корректировки заявки. Я изучила положение, критерии оценки и посмотрела другие проекты. По совету Маши (опять же) обратилась за помощью для съемки минутного ролика к своему бывшему ученику, выпускнику моей студии мультипликации, Сереже, и моим второклассникам. С их помощью "упихала" кучу мыслей в несколько фраз и … ждала 1 февраля)).
Какие планы Вы строите для себя на будущее? Что ожидаете от “Финских каникул”? Как готовитесь к поездке?
Я чувствую, что со мной произойдет что-то чудесное в Финляндии. Мой дедушка Ризо - финн по национальности, родившийся под Петербургом. Я верю, что эта поездка не случайна. Сейчас вовсю учу английский язык, чтобы на уроках в финских школах не пропустить что-то важное.
Спасибо, Надежда Константиновна! От Красноярска до Хельсинки почти 5 тысяч километров. Но пусть расстояние покажется Вам небольшим, а поездка оправдает все ожидания!