Друзья - у меня (а я руковожу семейным издательством ПРОСТОРОБОТ) возникла небольшая дилемма и она очень важна в сфере позиционирования моих настольных игр. "А какие у вас игры - для школы или для дома?" - один из самых часто задаваемых вопросов. Второй "А они реально обучают?".
У меня сложилось мнение, что в России странное представление об обучающих играх и методическом сопровождении у родителей и преподавателей. То есть если обучающая игра, то в ней четкая методика с заданной линией партии. И это делает игру одноразовым инструментом. То есть играет только ребенок, а взрослый выполняет роль ведущего-ментора, а сама игра достается как пособие только на изучение темы. Так как нельзя вместить в игру все-все (или получится монстр), то игра может появиться только на паре занятий и большую часть времени лежать на полке. В итоге интереса нет ни у детей, ни у преподавателей. Первым скучно играть по заскриптованным методикой правилами, вторым неинтересна игра, потому что к ней нет книжечки с привязкой к ФГОС и конкретным урокам.
Мое же мнение, что обучает не игра - она является инструментом для этого, вовлекающим фактором. Урок должен проходить в стандартном режиму, возможно чуть отдавая время на игровой процесс. А сама игра должна иметь "скрытый" обучающий подтекст, как и развивающий. Она должна маскировать свои обучающие возможности за увлекательностью игрового процесса. И не быть "обучающией" в первую очередь.
Игра должна быть увлекательной как для детей, так и взрослых. Должна иметь хорошую реиграбельность (или явно быть "одноразовой"). Должна давать волю фантазии и самостоятельным решением. Но не быть уровня "Учим буквы А, Д и Ч". Игра должна "заигрываться" до дыр детьми, а не пылиться на полке и доставаться на один конкретный урок и практическую работу.
Мы делаем игры-"хамелеоны". В них могут играть взрослые. В них с удовольствием играют дети. И они "дают основы, интерес и частично закрепляют" заложенные в них знания. И тогда опять идет возражение учителей: "Это обычная "семейка", нам то какой интерес?".
Хотя наши игры созданы с учетом методик и предметов. И иллюстрации в них не просто так, и компоненты раскладываются для визуальных якорей, и элементы игрового процесса требуют от игроков знаний в определенных областях.
Я стараюсь добиться того. чтобы игра была самодостаточной и вне выпячивания что она "обучающая" и мы на коробках пишем только необходимые/получаемые навыки. И я считаю, что лучшим показателем, что я на правильном пути - это возгласы детей в процессе игры "А я знаю что это, мы это проходили!" или на уроке "А я это уже знаю, я это в настольной игре применял!"
Но вот опять же: "дайте методичку". По Битве Големов у меня есть к примеру Головоломки. Это будет для преподавателей методикой? Или необходима разбивка по урокам, классам и предметам (что опять же может "уничтожить" игру именно как игру).
Или к нашей новой настольной игре, ВОВЛЕКАЮЩЕЙ в электротехнику (мне хочется писать именно это слово, а не "обучающей") какую методику можно "прикрутить" школьную? Физика, 8 класс, Электричество уже поздновато, да и возраст такой у детей, что им уже не очень такое интересно в массе. А в более младшем возрасте (игра позиционируется как 8-12 лет) его и не проходят.
Буду рад любым мыслям и советам.