Публикации сообщества

Андрей Корягин • 29 апреля 2019

Разработка игр – как наглядный метод применения школьных и внешкольных знаний в прикладном формате

Почти все дети задают себе и учителям вопрос, а зачем им:

—  та или иная тема для изучения?

— тот или иной предмет?

— формулы, теоремы и законы?

Ведь главный аргумент у ребят, что в повседневной жизни им это не пригодится, и в целом они правы. В повседневной жизни с рутинными обязанностями вряд ли это понадобится. Техника усложнилась как на бытовом, так и на промышленном уровне. Любая деятельность стала связана с точностью. Это не только связано с техническими направлениями, но и гуманитарными, и с экономическими. И как раз тут и кроется ответ, что все знания, умения и навыки, которые дети приобретут и усвоят, пропорционально отразятся и на их профессиональных качествах. Успешное овладение профессией напрямую зависит от глубины фундаментальных знаний во многих предметных сферах.

В моей педагогической практике основными направлениями демонстрации важности фундаментальных знаний, умений и навыков являются разработка роботов и компьютерных приложений, а также разработка компьютерных игр.

Сегодня я хочу написать про полезность введения таких практикумов, как разработка компьютерных игр (интерактивных программ).

Данный практикум имеет массу положительных эффектов:

— мотивация учащихся

— межпредметное взаимодействие

— профориентация

— наглядная демонстрация применений знаний конкретной предметной области

— проектная деятельность

— формирование значимых проектов для портфолио в профессиональной деятельности

Первое впечатление, что разработка игр – это несерьёзное занятие, как, например, изучение языка программирования через среду minecraft. Это ОЧЕНЬ ошибочное мнение.

На данное мнение есть очень хороший ответ в статье для программистов.

Только посмотрите на этапы создания игры, а после просмотра списка литературы у всех отпадут сомнения в целесообразности обучения разработке игр.  Даже прочитав половину из изложенного материала, вы увеличите свой словарный запас вдвое, не говоря уже о знаниях, которые отложатся в сознании.

На многих игровых порталах часто проходит анализ рынка игр и, поверьте, масштабы круговорота денежных средств зашкаливает. Умение создавать игры – это не только сами игры, но и любой интерактивный контент от простого пользовательского окна с анимированными кнопками (как для интерактивных досок),  до больших виртуальных лабораторий и экскурсий. Например, в МЧС и военной индустрии есть отделы по разработке симуляторов различных катаклизмов, ландшафта и климата, военных ситуаций и многое другое.

Конечно, сразу бросаться учить детей создавать игры, если у вас нет опыта разработки, бессмысленно. Для начала нужно попробовать сделать простой игровой проект самостоятельно.

Есть два основных варианта:

— самостоятельное освоение премудрости игростроя (читать книги, смотреть видеоуроки, экспериментировать);

— обучение созданию игр на курсах, семинарах и вебинарах  (пройти путь создание игры по чёткой отработанной программе).

Я рекомендую сочетать два этих пути. Первый путь хорош и на первый раз экономически выгоден, но в нём есть подводные камни в форме закрепления неисправляемых ошибок и большого времени освоения. Создавая проекты таким способом, вы не всегда сможете понять причину «корявости» игрового элемента, а некоторые функции могут работать не так, как вы хотели, и многие книги издаются к тому моменту, когда версии игровых движков или языка программирования меняются и старые решения, зачастую, становятся бесполезными. Второй путь поможет вам быстро понять суть создания игр и получить базовые знания, умения и навыки за короткий срок, но многие глубокие  вещи или профессиональные вы получите только на другом курсе «для опытных» или в рамках митапов и хакатонов. Зная базовые вещи, вам не составит труда углубиться в тонкости разработок, идя по первому пути.

Итак, что нужно в первую очередь сделать, чтобы приступить к познанию тонкостей создания игр и дальнейшему преподаванию детям? В первую очередь нужно опираться на свой багаж знаний. В зависимости от него нам нужно выбрать «игровой движок» — некую среду с набором инструментов для быстрой разработки игр под определённые платформы.
Самый распространённый список движков:

CryENGINE 3 Free SDK

Unreal Development Kit (UDK)

Unity3D

Unreal Engine 

Lumberyard

Game Maker Studio 

Panda 3D

Blender game engine

Minecraft and python

 

О каждой из этих сред разработки вы можете изучить самостоятельно и выбрать оптимальное решение.

Рекомендую изучить несколько платформ и создать на них игровой проект.

На занятиях с детьми мы применяем движок от Blender и Unity в довесок разрабатываем учебный план для движка Unreal.

Для первых двух у нас разработан учебный курс, как для детей, так и для взрослых (курс повышения квалификации в рамках применения информационных технологий в образовании).

Курсы для повышения профессии.

Разработка игр не может быть без знаний основ:
—  программирования (основополагающее – это математическая логика и фундаментальные алгоритмы),

— 3d моделирования и анимации (топология, композиция, скульптинг, виды анимации),

— математики и физики,

— построения game дизайна (опора на историю эпохи, большой литературный кругозор, знание географии и биологии),

— звукового сопровождения (опыт воспроизведении звучания объектов живой и не живой природы, применение звуковых трюков для актуализации сцены).

Сначала ребёнок изучает основы, а затем ему даётся возможность самому создать игру. Пусть она будет простая, но работающая.

Вот некоторые игры, которые дети разработали.

Поиск сокровищ (автор: Пеньков Степан)
Игра от первого лица, где можно собирать драгоценные кубики и взаимодействовать с ботом.

Игра (автор: Панков Константин)
Игра от первого лица сочетающий и квест и платформер.

 

 

Муравей (автор: Колесников Всеволод)

Образовательная игра для малышей от третьего лица. Вы управляете муравьём для сбора ягод и фруктов.

Симулятор жизни муравья (автор: Колесников)

Игра от третьего лица. Игра-симулятор жизни муравья в достаточно шуточном формате.

Детям это очень нравится и тут они реально встречают проблемы, решение которых без определённых знаний невозможны. Конечно, для детей разного возраста и багажа знаний лучше давать задания соразмерные, по силам.  После первого опыта создания проекта такого масштаба самопроизвольно детям приходит мысль, что, чтобы сделать игру более сложную и детализированную, нужно формировать коллектив разработчиков и распределять задачи.

На основе такой проектной деятельности выявляются  дети, тяготеющие к определённой профессии, что также плюс к профориентации учащихся.

Постигайте мир компьютерных игр и учите детей, а мы вам в этом поможем.