Публикации сообщества

Наталия Яникова • 1 мая 2019

О старте курса "Проектная деятельность учителя-мейкера"

Наступили майские праздники, а это означает, что участники курса "Проектная деятельность учителя-мейкера" погрузились в увлекательный учебный процесс. Первый же модуль курса предполагает творчество, креатив и обмен идеями. Но пока не будем забегать вперёд, а посмотрим, кто же наши участники и каковы их ожидания от обучения.

Мечты, мечты

Интересно, что большая часть мейкеров уже планирует в рамках курса продумать реальный проект для своих учеников, а кто-то будет креативить вместе со своими детьми и внуками. Среди задумок выделяется целая группа, включающая машину Голдберга и другие механические изобретения на основе гидравлики, пневматики, на эффекте Магнуса. Часть идей касается проектов, включающих электричество - это электронные игрушки, мягкие электрические цепи. Одна группа участников мечтает научиться программировать микроконтроллеры вместе с детьми, а другая, наоборот, планирует создавать "неоцифрованные" проекты - настольные игры, лэпбуки, органайзеры из ткани. Новый взгляд на старые вещи - всегда актуальное направление работы.

Как организаторы обучения хотим сказать, что, действительно, будет сложно угодить всем и каждому, однако, кейсы, с которыми мы будем работать далее на курсе, ориентированы на разный возраст детей, разные предметы, имеют различный уровень сложности. Кроме того, мы будем учиться адаптировать проектные кейсы, поскольку сегодня понятно, что переработка интересного проекта под имеющиеся ресурсы и потребности - один из актуальных вопросов.

Трудности и пути преодоления

Некоторые участники пишут о том, что никогда не создавали проектов, не выступали в роли мейкера. Одним не хватает времени, другим - знаний, третьи не могут подобрать материалы, а у четвёртых просто страх перед началом проекта. Именно для этого мы все собрались вместе на курсе, ведь нас объединяет одна общая цель - обогатиться опытом, понять принципы мейкерской работы и сделать несколько уверенных шагов вперёд в этом направлении.
Есть и весьма специфичные запросы от учителей информатики, которые выступают с аргументом о том, что информатика не очень сочетается с "работой руками", что здесь обычно все продукты - это цифровые объекты. Здесь в первую очередь необходимо отметить, что если подходить к понятию "мейкер" в широком плане, то это не только тот, кто делает осязаемый продукт. Это ведь тот, кто придумывает, экспериментирует, меняет условия, получает конкретный результат, и в конце концов презентует его. А в какой форме вы получаете конечный продукт - это уже второстепенно. Иными словами, это может быть и что-то осязаемое, а может быть мобильное приложение или программа для микроконтроллера. Наверное, здесь можно сослаться на Светлану Любавину, которая периодически публикует на "Новаторе" идеи, как раз касающиеся создания цифровых продуктов. Посмотрите ряд её публикаций по 3D-моделированию (самое свежее - по математическому кубизму в Paint 3D). Наверняка при внимательном прочтении вы сможете себе представить, каким образом можно использовать эти наработки, чтобы создать конкретный продукт по результатам проекта. Модель детской площадки или план пришкольного участка, выполненный в графическом редакторе, сайт о своём домашнем питомце - всё это может быть результатом проектной работы, в которой обязательно должны отразиться те самые, давно известные нам пять "П": проблема, планирование, поиск, продукт, презентация. Иногда просто необходимо раскрепостить мышление - и всё получится. Посмотрите, как можно представить сортировку массива. Возможно, этот необычный формат подтолкнёт вас на креатив и воплощение собственных идей.

С другой стороны, конечно, в первую очередь мейкерство понимается как создание осязаемых вещей. В этом плане есть действительно универсальные варианты, представляющие лэпбуки или настольные игры. И такие проекты впишутся практически в любой предмет. Если возвращаться к конкретному предмету, то здесь можно пофантазировать, провести мозговой штурм с коллегами или учениками, выписать все возможные идеи, а потом заняться их ранжированием.  Например, для информатики кто-то предложит создать макет компьютера из подручных материалов, бумажный прототип сайта, а кто-то выдвинет идею наглядного изображения компьютерной сети с использованием клубка шерстяных ниток или бечёвки. А вот ещё одна интересная идея: создание портретов известных людей с использованием гвоздей и ниток (источник). Сложно с гвоздями и нитками? Используйте единицы и нули, чтобы закодировать изображение. 

Petr

На фейсбук развернулась дискуссия о мейкерстве в изучении географии. И вот один из примеров, который достаточно чётко показывает, что изобретательская, инженерная работа и география очень даже совместимы - интерактивный макет карты. Можно подсвечивать города, природные зоны, места, где обнаружены полезные ископаемые. Такой проект может быть вполне востребован при изучении не только географии, но и истории, а также может использоваться в школьном музее (а может, и не только в школьном!).

map

Участники дискуссии в фейсбук пишут о том, что мейкерство на уроках географии предполагает изобретение игр о движении материков, создание моделей вулканов, гейзеров. Конструирование компаса - ещё один пример мейкерского проекта для уроков, на которых изучают географию и окружающий мир. Кстати, по этому поводу можно найти много лайфхаков на youtube и вдохновиться. А где ещё вы ищете вдохновение?

Ожидания

Конечно, все наши участники отмечают, что пришли на курс за вдохновением, за эмоциональным зарядом для творчества. Многим нужны идеи, конкретные кейсы, реальные примеры. И конечно же, участники хотят понять, каким образом можно встраивать мейкерскую деятельность в урочную работу. Итак, мы отправляемся на поиски ответов на все поставленные вопросы!

Ну, и напоследок информация для тех, кто ещё не присоединился к курсу. В соцсетях ищите теги #учительмейкер и #новатор. Наши участники уже делятся своими идеями, снабжая их этими тегами. Причём некоторые выкладывают не только результат работы, но и сам процесс. Учитесь вместе с нами, следите за новостями и до встречи в сети!

Запись на курс идет до 5 мая включительно. Ждем Вас!

Оцените материал:
Поделитесь ссылкой:     

Кол-во комментариев: (5)

Наталья Котельникова
Нас оказалась целая команда, в ней 3 поколения! Рассказала своим домочадцам о курсе, о его модулях, а самая юная особа, услышав о дачном модуле, резонно возразила: "У нас же нет дачи". А вот и тема проекта - "Строим дачу"! Умеют дошкольники побуждать к действию)))
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Лора Кравченко
    Удивляюсь всегда, как у Вас органично рождаются проекты. Не искусственные, а вытекающие из реальных вопросов и проблем. Уже интересно, как вы решаете строить дачу)))
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Елена Годунова
    "...известные нам пять "П": проблема, планирование, поиск, продукт, презентация" А поиск и планирование можно поменять местами? Поиск может дать варианты для планирования, показать референсы, в конце концов, такое решение, которое и проблему таковой не делает:)
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Наталия Яникова
    Да, конечно можно. Поиск можно вообще поставить на первое место. И понимать этот шаг как поиск идеи, творческий поиск. Поиск вообще, на мой взгляд, должен пронизывать всю мейкерскую деятельность - поиск вариантов, поиск форм, поиск путей... Поиск себя.
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии