Додонова Екатерина Александровна
Номинация: Педагогический дизайнер
Учебный предмет: Информатика
Педагогический стаж: от 5 до 10 лет
Место работы: ГБОУ Школа №1533 "ЛИТ"
Населённый пункт: Москва, Москва (1)
Пример использования идеи/проекта
В течение трех лет я совместно с коллегой Терехиной А.О. разрабатывала и вела курс “Алгоритмика” для учащихся 6-7 класса. Основное внешнее отличие курса от аналогичных состояло в том, что в качестве основы был выбран мало распространенный в Российском образовательном пространстве инструмент, обучающая среда программирования Alice. Такой выбор позволил создать курс, ориентированный на развитие различных компетенций учеников и позволяющий совершенно иначе подойти к изучению программирования.
Среда программирования Alice позволяет органично начать изучение программирования с таких концепций, как объект, метод, класс. То есть школьники с самого начала работают в парадигме объектно-ориентированного программирования, которая гораздо больше соответствует современным подходам в программировании, чем структурное программирование, которым, как правило, и ограничивается школьный курс информатики.
Курс построен таким образом, чтобы максимальное количество времени учащиеся тратили на проектную работу (индивидуальную и в малых группах). А сама по себе среда, в которой ученики получают возможность легко сконструировать виртуальную реальность, позволяет создавать проекты по самым разным темам и самой разной направленности: это и игровые ролики по литературным произведениям, и квесты по различным учебным предметам, и игры, и многое другое.
Помимо преподавания курса для школьников, я также была тьютором на онлайн курсе “Программирование в среде Alice” для учителей, разработанном совместно с Таракановой Е.Н.: https://sites.google.com/site/oracle1alice/
Популяризация среды программирования Alice является одной из главных задач этого проекта. Я думаю, что организация конкурса проектов Alice может стать хорошим толчком для этого. Я бы хотела, чтобы курс из самостоятельной единицы превратился в методическую поддержку для подготовки к конкурсу.
Материалы
- Материалы практикума “Программирование в Alice”: bit.ly/AliceProgramming
- Учебные материалы по теме курса на авторском блоге: forinformatics.blogspot.com/search/label/Alice
- Примеры мини-проектов, выполненных учащимися: youtube.com/playlist?list=PLKNVdmBK65Gwi1UbBTDQcWkLXbMnrn9Za
- Материалы проекта “Компьютерный квест в Alice”: bit.ly/AliceQuest
- Программа курса “Алиса в стране алгоритмов”: bit.ly/AliceProgrammingCourse
- Публикация "Изучаем объектно-ориентированное программирование с Alice": https://novator.team/post/244
Целевая группа
Проект направлен на учащихся 5-8 классов средней школы.
Какие современные образовательные технологии вы планируете использовать в данном проекте и обоснуйте почему
Проектная работа. Организация индивидуальной и групповой проектной работы.
Перевернутый класс. Если мы хотим, чтобы ученики на занятиях большую часть времени проводили в работе над своими проектами, логично “вывести” теоретический материал (в первую очередь тот, который касается освоения самой техники работы в среде Alice) домой, за пределы урока. Таким образом, при наличии качественных видеоуроков ученики получают возможность всегда пересмотреть урок, если что-то забыли, и потратить время на уроке на обсуждение своего проекта.
Если говорить о цифровых технологиях, это в первую очередь сама обучающая среда программирования Alice, вокруг которой и строится курс.
Содержание проекта
Основная цель моего проекта - популяризация среды программирования Alice для обучения программированию учеников 5-8 классов. Достигнуть этой цели предполагается с помощью двух шагов: организовать конкурс проектов "Программируем с Alice", разработанных в среде Alice, а в рамках подготовки к конкурсу разработать и предложить курс дополнительного образования с полным пакетом материалов, готовый для использования всеми заинтересованными в этом учителями.
Отличие разработанного мной курса от существующих состоит в принципиально ином подходе к обучению детей программированию и IT-технологиям. В первую очередь, это формирование алгоритмического мышления не в категориях инструкций, а в категориях объектов и связей между ними. Именно такая парадигма (ООП) соответствует современным подходам в промышленном программировании. Органично выстраивается принципиально иная система обучения программированию: от объектно-ориентированного подхода к отдельным алгоритмам, а не наоборот. То есть дети учат программирование не в хронологическом порядке (что первым придумали, то первым и учим), а в концепции “от общего - к частному”.
Но это не единственное преимущество предложенного курса:
- Ученики получают опыт программирования взаимодействия объектов в виртуальной среде.
- Редактор написания кода блочный, поэтому ученикам не нужно тратить много времени на заучивание сложного синтаксиса языка. Это популярное и удобное решение для современных обучающих сред программирования.
- Ученики развивают пространственное мышление, изучают взаимное расположение объектов в пространстве, знакомятся со средой 3D-проектирования.
- В основе лежит “взрослый” язык программирования Java, перейти к которому от блочного программирования в Alice уже не так сложно.
- Фактически весь курсе строится вокруг создания проектов (от совсем небольших, индивидуальных проектов, до крупных групповых, которые могут занимать довольно много времени). Благодаря этому ученики имеют дело не с задачами с правильным или неправильным ответом, а с проблемами, которые им приходится решать для достижения поставленной ими самими цели.
- А еще такой подход гораздо чаще привлекает девочек, которые уже в 7 классе зачастую являются носителем стереотипа “программирование - это для мальчиков”. Среда даже строится вокруг персонажа женского пола, а в проекте всегда можно сместить акцент в сторону эстетической составляющей, а не “action”.
- При творческом подходе к организации работы, ученические проекты могут быть посвящены самым разным темама: геометрия и астрономия, биология и химия, изобразительное искусство и история и т.д.
Проекты, разработанные в рамках данного курса будут представлены на общий конкурс проектов.
Необходимые ресурсы/условия для реализации идеи
- Рекомендации по организации и “рекламе” конкурса проектов
- Экспертная оценка, рекомендации по структуре курса, по организации проектной работы в рамках этого курса.
- Эксперты, готовые выступить в качестве жюри конкурса.
- Учителя, заинтересованные во внедрении такого курса на базе своих школ, центров дополнительного образования, центров обучения программированию.
- Спонсорская помощь на привлекательные призы для победителей и призеров.
Возможные риски и пути преодоления
- В организации обучения на курсе есть риск уйти в “кнопочное” обучение, когда вместо того, чтобы говорить про концепции, все обучение сводится к повторению инструкций за учителем. На мой взгляд, это проблема отчасти может решаться технологией перевернутого класса: теоретические знания о технике работы в среде Alice ученики могут получать вообще без учителя, а время на уроке тратить на обсуждение концепций программирования и поиск решений возникающих проблем.
- Язык программирования Java, на который в первую очередь рассчитана Alice практически не используется для обучения в школах. Это не большая методическая проблема. Поскольку сам редактор Alice не требует знания какого-либо языка программирования.
- Боязнь нестандартной схемы изучения программирования, начиная сразу с объектно-ориентированного подхода. Риск с внедрением чего-то нового есть всегда. Надеюсь, что общественное обсуждение и обмен опытом с другими педагогами и экспертами помогут преодолеть эту проблему.
Возможности масштабирования идеи
Я надеюсь, что конкурс “Программируем с Alice” привлечет внимание большого числа педагогов и их учеников. Основная идея проекта состоит в том, чтобы разработать масштабируемый курс и популяризировать новый подход к обучению программированию в образовательном сообществе.
Ожидаемые результаты у целевой группы (изменение модели поведения)
Опыт планирования и реализации проекта.
Формирование алгоритмического и системного мышления учащихся.
Представление об объектно-ориентированном подходе в программировании.
Знание общепринятой терминологии в программировании.
Опыт работы в 3D-среде.
Мотивация к более серьезному изучению программирования.
Методы/способы измерения результатов и успешности проекта
Защита проектов с оцениванием по разработанным критериям.
Публичное обсуждение проектов на интернет площадке
Организация самооценивания и взаимооценивания работ учащихся.