Скажите, а что для вас означают слова «дизайнерская вещь»? Продукт от известного мастера? Выпущенный небольшим числом экземпляров? Узнаваемый бренд? Или просто предмет с высоким качеством исполнения? Возможно, отличающийся оригинальностью, нестандартной авторской идеей? Что из этого важно, а чем можно и пренебречь?
В принципе, любую вещь проектирует дизайнер, но большинство продуктов мы всё же не называем «дизайнерскими».
А можно ли об образовательных ресурсах говорить как о «дизайнерских»? Какие они? И какие качества главные для них? Ведь если есть педагогический дизайн, то должны быть и «дизайнерские образовательные ресурсы»?
«Дизайн — забавное слово. Его значение в первую очередь связано с тем, как работает продукт, а не с тем, как он выглядит».
Стив Джобс (Steve Jobs)
Не уверена, что с этим высказыванием Стива Джобса готовы согласиться известные кутюрье, ведь эстетика всегда ставилась в индустрии высокой моды на первое место, но в дизайне педагогическом технологичность, пожалуй, значит больше или, во всяком случае, не меньше эстетики.
Владимир Наумов, говоря о дизайне систем обучения в ходе своего вебинара «Педагогический дизайн текстового контента» (запись), выделяет четыре уровня дизайна:
-
Дизайн менеджмента обучения. Здесь проектируются инструменты и каналы связи, управление системой обучения и т.д.
-
Визуальный дизайн. Он определяет, как выглядит веб-сайт и учебные материалы.
-
Дизайн средств обучения моделирует деятельность ученика и преподавателя, структуру средств обучения, инструменты и ресурсы.
-
Инженерия знаний. Самый высокий уровень, в поле зрения которого методы извлечения, представления, структурирования и использования содержания обучения, текущие и целевые компетентности. И если классически уровень педдизайна опирался на психологические подходы, то сейчас, по утверждению автора, он базируется на технологиях искусственного интеллекта. Здесь применяется учебная аналитика, основывающаяся на технологии анализа больших данных о работе обучающихся с образовательным контентом.
Если интересно, вы можете посмотреть запись вебинара, он бесплатный и доступен при авторизации на сайте компании «Ракурс» через аккаунт любой из популярных социальных сетей.
Эстетика, пожалуй, в этой градации относится только ко второму уровню – визуальному дизайну.
Может быть, тогда на первое место следует поставить слово «комфорт», который часто ассоциируют с дизайном?
«Дизайнеры понимают, что нужно людям, даже лучше, чем сами люди. Главная задача дизайна — создание среды, в которой людям будет комфортно».
Эрван Бараллек (Ervan Bouroullec)
Но что означает «комфортно» применительно к педагогическому дизайну? И как это соотнести с тем фактом, что зона комфорта считается негативным состоянием, которое мешает обретению человеком нового жизненного опыта? (Источник)
Комфорт тормозит развитие, поскольку человек не стремится к чему-то новому.
Значит ли это, что обучение не может быть комфортным? Или это слово многозначно?
И как педагогический дизайн может обеспечить развитие ученика?
М.А. Холодная и Э.Г. Гельфман в монографии «Развивающие учебные тексты как средство интеллектуального воспитания учащихся» утверждают: «Любой ученик будет учиться с увлечением, если его умственная деятельность будет осуществляться в психологически комфортном режиме». Под психологически комфортным режимом авторы понимают такой тип обучения, «который соответствует реальному устройству детского ума и позволяет каждому ученику самостоятельно выбирать наиболее предпочтительную для него форму интеллектуального поведения».
Для того, чтобы обеспечить такой режим, авторы предлагают придавать учебным текстам диалоговый характер, опираться на самостоятельность учащихся и их личный опыт, индивидуализировать обучение, используя полимодальность учебного текста (разные формы предъявления учебной информации, приемы организации текста, разный уровень сложности и т.д.). Речь идет об учебниках.
Но разве всё то же самое нельзя сказать об электронном образовательном ресурсе?
Давайте посмотрим, а что заложено в принципах педагогического дизайна, которые были сформулированных Робертом Миллзом Ганье (1916-2002), основателем этой научной дисциплины.
Встретив впервые термин "instructional design", переводом которого является словосочетание «педагогический дизайн», предположила, что Ганье изучал, как надо построить учебный текст, чтобы он эффективнее воспринимался учениками, ведь начал он заниматься этой проблемой еще в 40-е годы ХХ века, да еще в лаборатории Военно-воздушных сил США. К тому же один из встретившихся вариантов перевода термина "instructional design" звучал как «дизайн инструкций».
Но познакомившись с принципами, сформулированными Робертом Ганье, ближе, поняла, что, может, автор и относил их к учебному тексту, но современные учителя работают с ними на каждом уроке.
Должны ли эти принципы относиться к ЛЮБОМУ образовательному ресурсу? Познакомимся с ними.
Принцип 1. Мотивация учеников. В электронном ресурсе это может быть неким пояснением к тому, что получат люди в результате обучения, почему это важно и полезно для них. Или цепляющая фраза, озвученная проблема, близкая ученику. Чем больше разных приемов есть в нашем арсенале, тем больше шансов разбудить интерес обучающегося. Представляется, что мотивирующие элементы должны быть в любом обучении: и электронном, и на реальном уроке. Ведь именно мотивация определяет, насколько прилежными и внимательными будут наши ученики. А какие приемы мотивации есть в вашем арсенале?
Принцип 2. Определение целей и задач обучения. Если мы создаем дистанционный курс, видеоурок, даже презентацию с объяснением темы для своих учеников, логично вначале объяснить, чему школьники научатся, какие новые компетенции приобретут. В дистанционном курсе это поможет людям определиться, нужен ли им этот курс, а учеников в классе настроит на серьезную работу, сформирует определенный уровень ожиданий, покажет, к чему стремиться.
ФГОС призывает нас научить школьников самих определять цели своей деятельности. Как вы считаете, а как реализовать это в электронном обучении?
Принцип 3. Актуализация знаний.
Актуализация знаний – это этап урока, имеющий целью проявление и перевод в состояние активного функционирования учащимися информации, усвоенной ранее и необходимой для осуществления преемственности с новым учебным материалом (М. Ю. Олешков. Современный образовательный процесс. Основные понятия и термины). (Источник)
Любой учитель включит этот этап в урок. Но должен ли он быть в электронном образовательном ресурсе? Нужно ли отталкиваться от напоминания уже известного? Ведь в любой момент ученик может вернуться к предыдущему материалу, если он тоже есть в электронном виде. Не все авторы, проецируя принципы Ганье на создание электронного курса, выделяют актуализацию знаний как необходимый компонент.
Коллеги, а как считаете вы?
Принцип 4. Трансляция нового материала. И в электронном, и в очном обучении здесь работают классические принципы дидактики: наглядность, доступность, систематичность и последовательность, связь теории с практикой и т.д. И в электронном обучении для их реализации даже больше возможностей, чем на традиционном уроке. Учитель может быть лектором. А может и не быть им, дав возможность ученику поработать с текстом учебника. Но учитель должен обеспечить, чтобы материал был для обучающегося доступен. Ведь ради того, чтобы мы научились чему-то новому всё и затевается.
Принцип 5. Руководство обучением. Учитель руководит этим процессом. В классе он отбирает содержание образования, подбирает задания, создает педагогическую ситуацию. А в чем оно проявляется в электронном обучении? Вероятно, здесь мы должны использовать слова, вошедшие в нашу действительность в 21 веке: тьютор (профессионал, помогающий выстраивать образовательную траекторию), фасилитатор (специалист, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию). И конечно, учитель может не только отбирать, но и сам разрабатывать ресурсы. Разрабатывать “дизайнерский продукт”. Ведь он лучше всех знает своих учеников, их интересы и потребности.
Принцип 6. Закрепление новых знаний на практике. Это первая попытка ученика использовать полученные знания, поэтому так важна здесь помощь педагога. И как раз тот этап, где ошибки ученика уместны, они помогают разобраться в теме и избежать ошибок в дальнейшем. Оценки здесь ставиться не должны, это, скорее, мониторинг понимания. Как организовать такое закрепление в электронном ресурсе? Дать задание для самостоятельного выполнения, а потом предложить сверить полученное решение с эталонным.
Принцип 7. Обратная связь. Даже если речь идет о лекции профессора, читаемой студентами, обратная связь необходима. Как иначе профессор узнает, что понятно, а что не понятно студентам, как он сможет скорректировать обучение? Есть ли место обратной связи в электронном обучении? Желательно найти способы ее организовать.
Принцип 8. Проверка и оценка усвоения изученного. Ученик должен увидеть, насколько успешно его продвижение, преподаватель – понять, как он справился со своей задачей научить ученика, разработчик электронного курса – оценить эффективность своей разработки. Поэтому хорошо, чтобы любой образовательный ресурс давал возможность получить такую статистику.
Принцип 9. Сохранение и перенос полученных знаний и умений. Это тоже практика, но теперь ученик уже может использовать знания в нестандартной ситуации, применять их не только для решения типовых задач. Это приобретение функциональной грамотности. Возможно, это уже высший пилотаж, но, думается, что и это можно отразить в электронных ресурсах.
Согласитесь, Ганье по сути сформулировал принципы построения традиционного урока.
Удивительно, что премии «За выдающиеся исследования в области образования» он удостоен еще в 1972 году.
Как вы считаете, можно ли эти принципы считать критериями «дизайнерских образовательных ресурсов»? Или это всё-таки другое?
Ваше мнение, коллеги?