Соловьянюк-Кротова Валентина Григорьевна
Номинация: Педагогический дизайнер
Учебный предмет: Информатика, Физика, проектно-исследовательская работа
Педагогический стаж: свыше 10 лет
Место работы: Негосударственная общеобразовательная автономная некоммерческая организация "Павловская гимназия"
Населённый пункт: село Ромашково, Московская область (1)
Пример использования идеи/проекта
Знакомясь с дизайн-мышлением как с методологией решения самых разнообразных задач, я по достоинству оценила возможности, которые дает человеку обширный инструментарий этой системы. Проектная и исследовательская деятельность (далее ПИР) в нашей гимназии организуется с детского сада до 11 класса. В 6-7 классах каждый гимназист самостоятельно или в группе выполняет свой авторский проект. Результаты радуют, каждый год есть отличные проекты! Но мы понимаем, что ресурс ПИР далеко не исчерпан. Проекты могут быть адреснее, персонифицированнее, лучше отвечать интересам и потребностям как ребенка, так и социальной среды.
Выполнять проект гимназисту помогают руководители проектов (учителя-предметники) и уроки ПИР. Именно уроки ПИР я и веду.
Обычно в начале модуля на уроках мы учимся строить проект по традиционной схеме: актуальность – проблема – гипотеза – цель – задачи – методы и так далее. И определенному проценту ребят сложно из-за терминологии и наукообразия. Я искала способы адаптировать, упростить, изменить эту теоретическую часть. Кое-что удалось.
Но встретив на просторах интернета книги о дизайн-мышлении, пройдя курсы скрайбинга, посетив семинары и мастер-классы по активным технологиям и приемам, я поняла, что можно и нужно изменить в привычной ткани урока ПИР.
Мною проведен отбор и апробация некоторых приемов дизайн-мышления. Я начала их применение на уроках ПИР, в занятиях с коллегами и уже почувствовала первые результаты.
Материалы
https://phsreda.com/ru/article/21537/discussion_platform?utm_source=tic…
Целевая группа
6-7 классы
Какие современные образовательные технологии вы планируете использовать в данном проекте и обоснуйте почему
Дизайн-мышление, скрайбинг и иные средства визуализации, брейн-шторминг, карты эмпатии, майнд-карты. Уверена, это сделает процесс творчества более прозрачным, даст ученикам опыт успешного проектирования, конечно, повысит навыки командной работы и критического мышления, ответственности и самоорганизации. Короче, все самое полезное и актуальное для 21 века :)!
Содержание проекта
На первом этапе разработки проекта мы с ребятами, познакомившись со скрайбингом, оформили планы на проекты в виде скрайбинг-описания. Далее мы спроектировали движение по проекту в виде карта проекта (в виде презентации). В самих проектах провели проверку актуальностей и целей через составление карты эмпатии. Мозговые штурмы на каждом из этих этапов тоже состоялись. Многое, что было детям неясно, стало прозрачным, нашлись новые пути для выполнения проекта, были найдены новые варианты продуктов проектов и т.д.
Эти изменения показали, что идея проекта актуальна, инструментарий дизайн-мышления понятен детям и точно повышает субъектность учебной деятельности.
Далее я планирую добавлять в каждый этап развития проекта те приемы и методы дизайн-мышления, которые будут влиять на результат, улучшая его и делая успех более достижимым.
Параллельно я буду взаимодействовать с учителями-предметниками, также развивая использование дизайн-мышления в организации работы ученика над проектом.
Необходимые ресурсы/условия для реализации идеи
1. Пройти курсы, мастер-классы, семинары, изучить литературу по реализации дизайн-мышления в целом и в педагогике в частности.
2. Обучить коллег – руководителей проектов использованию отобранных методов, приемов, техник.
3. Поделиться с единомышленниками полученными результатами, получить отзывы, поддержку, новые идеи.
4. Сделать подборку цифровых ресурсов, позволяющих эффективно реализовывать примы из дизайн-мышления
Возможные риски и пути преодоления
Главный риск – формальность выполнения. Значит, нужно четко идти от потребностей учащихся. При отсутствии нужных потребностей и мотивов создать условия для их (потребностей) актуализации , что возможно, если ориентироваться на идею использования ведущей деятельности подросткового возраста - деятельности общения.
Возможности масштабирования идеи
Уверена, что при составлении описания главных работающих методик и приемов каждый желающий педагог сможет использовать результаты воплощения идеи.
Ожидаемые результаты у целевой группы (изменение модели поведения)
1. Критическое мышление
2. Самоорганизация
3. Рефлексивность
4. Креативность
5. Системность
Методы/способы измерения результатов и успешности проекта
1. Повышение качества выполненных проектных работ (итоговые оценки, победы в конкурсах проектных работ).
2. Повышение осознанности при выполнении проекта (на основе межэтапных и итоговой рефлексий)
3. Востребованность результатов проектов социумом (соц.опросы)