Публикации сообщества

Ольга Тузова • 6 октября 2018

Scratch на занятиях математического кружка

Несколько лет назад мы с учителем математики (я сама преподаю информатику) Екатериной Слиньковой вели кружок, который назывался "Занимательная математика с компьютерной поддержкой"
Для этого кружка мы разработали несколько занятий, на которых дети погружались в среду Scratch и выполняли там задания, связанные с математическими понятиями. 

Мы не ставили своей целью изучение языка программирования, при этом дети работали с достаточно сложными скриптами. Работа их сводилась к тому, что в непростую программу, написанную учителем, они должны были вписать свои несколько строчек. Что-то получилось, что-то нет, но кружок закончил свою работу, и развитие тема не получила. 

Недавнее общение с Евгением Патаракиным и знакомство с его работами, в частности, со статьёй "Педагогический дизайн социальной сети Scratch", в которой проведён глубокий анализ возможностей сетевого взаимодействия на основе Scratch,  напомнили мне об этих занятиях. Я бы хотела поделиться некоторыми материалами. Надеюсь, что они найдут адресата и получат своё развитие. 

Я приглашаю учителей информатики и математики, работающих со Scratch, а также родителей, которые занимаются со своими детьми, и всех заинтересованных в этой теме, к совместному творчеству. Несколько проектов размещены в студии After School Math и они могут послужить отправной точкой.
"Философию" подхода, который был применён на занятиях кружка, я бы описала так.

В этой методике не предполагается системного последовательного изучения языка программирования. Дети погружаются в среду, которую с помощью инструментов Scratch разрабатывает учитель для каждой учебной задачи, и в этой среде выполняют различные действия, направленные как на освоение предметных понятий из области математики или физики, так и приобретение навыков алгоритмизации и программирования. Перед ребёнком ставится задача, сформулированная средствами Scratch, и для её решения он так же использует инструменты Scratch. Таким образом, через игровые ситуации, интерактивные эксперименты, «достраивание» частично заданного сценария или разработку сценария по инструкции осваиваются такие математические понятия как: 

  • числа целые и дробные, положительные и отрицательные;
  • случайные числа;
  • координаты на плоскости;
  • относительные размеры и относительное расстояние;
  • углы и их значение;
  • многоугольники, правильные многоугольники, паркет из многоугольников;
  • симметрия;
  • окружность и её радиус, концентрические окружности, дуги.

При этом ученик естественным образом сталкивается с различными алгоритмическими конструкциями, правилами разработки программного кода и присваивает их. Через практические действия он знакомится с основными понятиями алгоритмизации и программирования:

  • алгоритм и исполнитель, команды исполнителя;
  • алгоритм линейный и содержащий ветвление (в полной и неполной форме); 
  • циклы;
  • переменная, её имя и значение;
  • подпрограмма, подпрограмма с параметром;
  • события.

Такой способ освоения начальных навыков программирования подобен тому, как ребёнок обучается и решает задачи в своей повседневной жизни под наблюдением взрослых, более опытных людей — где-то проявляя любопытство и самостоятельно исследуя, как устроен и как работает тот или другой объект окружающего его мира, где-то решая упрощённые задачи, которые ему «подкидывает» взрослый.

Есть ещё отдельная тема "Паркеты в Scratch", но она требует доработки для размещения в студии. Паркеты в студии появятся позже.

Кол-во комментариев: (6)

Анна Котельникова
Ольга, спасибо большое за материалы. Они послужат отправной точкой для моего знакомства со Scratch, которое я все время откладываю... А потом попробую знакомить детей.
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Ольга Тузова
    Анна, я не уверена, что это - правильная отправная точка для знакомства со Scratch. Боюсь, что для знакомства многое будет непонятно. Но я готова ответить на любые вопросы :)
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Ольга Тузова
    Наталья, не совсем понимаю. Это следует из текста? Кружок просто закончил работу. Он был рассчитан на год. По разным причинам повторения с новым классом не было.
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Борис Ярмахов
    Ольга, спасибо, хороший текст. А есть ли спрособы построить мосты между блочным программированием на Скретч и программированием через коды, в том же Питоне, Джава Скрипте и т.д.?
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Ольга Тузова
    Мне такие способы не известны :( То есть явно, на поверхности, они не лежат. Для BBC micro:bit - переход от блочного программирования к JavaScript и обратно выполняется нажатием кнопки. В Scratch такой волшебной кнопки нет.
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии