Несколько дней назад стала счастливым обладателем книги «micro:bit in Wonderland. Coding & Craft with the BBC micro:bit». Авторы ― dr. Tracy Gardner и Elbrie de Kock ― предлагают очень интересную и продуктивную идею: перечитать повесть Льюиса Кэролла главу за главой и проиллюстрировать тексты и сюжетные линии с помощью микроконтроллера. 12 глав – 12 проектов, детально описанных, проработанных, с пошаговыми инструкциями и экскурсами в историю. При достаточно большом разнообразии проектов для создания электронных иллюстраций используются только дешёвые подручные средства ― картон, фольга, нитки, фломастеры, канцелярские резинки… Рядом с фотографиями электронных иллюстраций ― иллюстрации классические Джона Тенниела, с фрагментами оригинального текста. В общем, только держать книгу в руках – уже удовольствие. Не терпится все проекты проверить в деле, но в конце года такую работу трудно вписать в учебный план, придётся ждать до осени, что и к лучшему ― есть время осмыслить, переосмыслить и адаптировать под свои потребности.
На самом деле, шапочное знакомство с проектами и методиками, описанными в книге, уже состоялось. Авторы опубликовали в свободном доступе в дополнение к книге 3 бонусные главы, и над двумя проектами из них мои 5-классники успешно поработали, о чём здесь и хочу рассказать.
Проект 1. «Шляпа Болванщика» или «Безумное чаепитие»
Это иллюстрация к главе «Безумное чаепитие», в которой, как вы помните, Болванщик, Мышь-Соня и Мартовский Заяц не успевают мыть посуду и без конца пересаживаются по кругу к новой (но, возможно, использованной) чашке.
Проект, предложенный Tracy Gardner и Elbrie de Kock, предусматривает лишь вывод надписи “In this style 10/6”. Такая надпись на шляпе Болванщика сделана на иллюстрации Джона Тенниела. Мне показалось этого мало для проекта по программированию, и задачей учеников было показать светодиодами круговое движение героев книги вокруг центральной точки.
В этом проекте мы потренировались, во-первых, в работе с координатами ― в анимации светодиоды зажигались и гасли в точках дисплея с заданными координатами. Во-вторых, громоздкую задачу разделили на более простые и оформили их как отдельные процедуры (функции). Проектное задание дети получили не на пустом месте. Самостоятельной работе предшествовало упражнение, в котором по кругу перемещался один светодиод, что для 5-классника было нетривиальной задачей. После этого упражнения переход от одного светодиода к трём прошёл уже достаточно гладко.
Это был первый проект для 5-клашек из серии «Мастерим и кодируем», и, если вторая часть (кодируем) прошла гладко, то с первой были большие проблемы. Мастерить из картона и бумаги многие дети не умеют. Совсем. Подобрать подходящий материал и склеить шляпу оказалось делом непосильным. Выручил одноразовый картонный стаканчик, который не оставили без ярких блёсток и украшений:
Ссылка на код проекта >> https://makecode.microbit.org/_P9zD70LmdhVy
Программа запускается нажатием кнопки А, останавливается нажатием кнопки B.
2. Проект «Симметрия карт».
Как вы помните, в Стране Чудес часто встречаются персонажи – игральные карты. Tracy Gardner и Elbrie de Kock в основу проекта положили придуманную ими историю обиженного туза червей из Wonderland, который расстраивался, что все карты обладают поворотной симметрией, а у него она отсутствует. С помощью микроконтроллера предлагается исправить эту несправедливость и сделать так, что при повороте изображение сердечка в центре карты также поворачивается.
Расширить задачу предложили сами дети. Они заметили, что все тузы, кроме бубнового, симметрией не обладают, и поставили себе задачу научить все три картинки поворачиваться с поворотом микроконтроллера.
Как и для предыдущего проекта, вначале мы выполнили подготовительную работу – поговорили об акселерометре, о том, какую работу он выполняет в их любимых смартфонах, изучили возможности micro:bit, которые он получил благодаря встроенному акселерометру, и сделали упражнение на поворот микроконтроллера с сохранением картинки на дисплее в исходном виде (картинка не должна поворачиваться вверх ногами). После этого разработчики проекта должны были расширить задачу, включив в неё переключение между тремя картинками, добавив пульсацию картинки. Задача оказалась вполне посильной, несмотря на то, что решение использует логические операции и сложные логические выражения.
Ссылка на код проекта >> https://makecode.microbit.org/_iU2djH3hXi57
Нажимая кнопки A, B или одновременно A и B, можно сменить картинку. Переворот микроконтроллера в эмуляторе можно смоделировать, проведя курсор мыши сверху вниз или снизу вверх.
Описанные выше проекты – только часть из тех, которые мои 5-классники выполнили, завершая учебный модуль работы с микроконтроллером. Мне было интересно попробовать разные типы, и таких типов было 4: электронные иллюстрации, бытовые приборы, настольные игры, коммуникация. Все они включали этапы «мастерим», «кодируем», «выступаем». Лучше других прошёл этап «кодируем», а над двумя другими ещё надо поработать.
На ежегодной конференции ИТНШ 2019 мы с коллегой Татьяной Прохоренко покажем очень разные проекты, расскажем, поделимся опытом работы с микроконтроллером BBC micro:bit в 5-7 классах. Приходите на наш мастер-класс. Надеемся, будет интересно.