Публикации сообщества

Елена Годунова • 26 февраля 2020

“Драма и комедия в одном флаконе...”: комикс от московского учителя

Вступление:

О книге комиксов “Соня из 7 Буээ” я узнала на выставке “Новая книга” в Новосибирске еще осенью прошлого года. В связи с тем, что у меня был и есть свой интерес к комиксам, я не могла пройти мимо анонса книги-рэпа. И хотя автора Алексея Олейникова на презентации не было, но запали в память слова о том, что автора легко можно найти в соцсетях…

Согласие на интервью для “Новатора” у детского писателя, редактора журнала «Переплёт» и учителя литературы лицея «Ковчег-XXI» было получено под мое обещание не задавать вопросы, которые уже были спрошены ранее другими.

Авторы комикса: Алексей Олейников (текст), Тимофей Яржомбек (рисунки)

 

 

Начала свой квест по ранее данным интервью и материалам, полистав страницы комикса, с видео анонса Д.Гасина

Попутно познакомилась с прямой речью автора о себе во ВКонтакте книги:

 

Кто придумал Соню? Соню придумал писатель Алексей Олейников. Жизнь его была сложна и полна опасностей. Вот что пишет автор о себе:

"Мечтал стать дворником, но мечта не сбылась

Как ни старался, не удалось родиться в семье высокопоставленного военного

В третьем классе разбил ледышкой лобовое стекло проезжавшего грузовика, в 10 лет поджег туалет у дедушки с бабушкой.

Пас нутрий, воровал арбузы, охотился на горлиц. Пошел в МАИ, но заблудился по дороге.

Был корреспондентом, отбивался от гадюк напильником, тревожил в логове министров и депутатов, храпел на пресс-конференциях, писал книги. И рифмовал.

Между всеми этими занятиями закончил Литинститут, родил двух сыновей, пошел преподавать в школу"

Алексей,  на вопрос- какой термин характеризует жанр вашего произведения наиболее адекватно замыслу: графическая поэма, комикс-рэп , вы ответили, что это не принципиально и в вашем произведении есть и от футуристов, и элементы рэпа. А я хотела бы уточнить, как содержание повлияло на стихотворную форму. 

Думаю, что окончательно формат книги определила ориентация на внутренний монолог Сони. Все тексты - это ее разговор с самой собой, рифмованная рефлексия и оценка окружающей среды, с некоторыми репликами в сторону

Насколько вам близок жанр комикса вообще и считаете ли вы , что комикс передает саркастический, ироничный или даже самоироничный взгляд автора лучше всего? А что можно сказать про комиксы на трагические темы, такие как Холокост или ГУЛАГ?

Мне кажется, что комикс - это просто другой язык. Отличный от театра, кино, живописи. и на нем Можно рассказать любую историю - как смешную, так и трагическую. Все ограничения  только в голове.

Вы весьма категорично говорите о праве учителя выбирать тексты для обсуждения на уроке в своем недавнем интервью. В связи  с этим, чтобы вы выбрали “Архипелаг ГУЛАГ” или комикс “Вы-жившие”?

Это зависит от класса и его подготовки. 

На самом деле я бы взял оба варианта. Это хороший повод поговорить о различиях в художественных языках, о том, как тема раскрывается в разных форматах.

Ваша книга вошла в список “18 книг на лето” по версии The village.А каким бы вы сами хотели видеть своего читателя “Сони”?Есть у него главная черта?

Мне кажется, если выделять главную черту читателя этой книги, то это будет, наверное, его инаковость. Обособленность от остальных. В каком-то смысле, это обратная высказыванию Джона Донна   ситуация. Он сказал, что ни один человек не остров, что все друг с другом связаны. А эта книга для тех, кто чувствует себя островом, никак не связанным с остальной сушей.

Мне интересен был  вопрос про учителей с их дидактическими приемами, вы ответили на презентации,  в частности, о вполне реальной учительнице географии, рисовавшей меридианы и параллели на мандаринах,  и значит, они не выдуманные. И я бы назвала их формы работы не совсем уж скучными, а Соне они почему-то все равно не нравятся…Что ей могло бы понравиться как формат урока, как вы думаете?

Мне тоже кажется, что Соня перегибает палку и что в ее школе не все так плохо. Но к сожалению, даже в самой лучшей школе человеку может быть плохо. 

Думаю, ей бы понравился формат - отвалите от меня и дайте порисовать в планшете, но такого учитель себе позволит не может. Впрочем, я бы попросил нарисовать ее комикс по книге, которую мы читаем или нарисовать персонажа книги.

А читали ли ваши ученики вашу книгу? Если да, то как они о ней узнали? Что произошло потом? 

На самом деле я не пиарю свои тексты в школе. Некоторые дети и не знают, что я пишу книжки. Мне кажется, это немного неэтично - продвигать свои книги среди своих учеников, хотя, с точки зрения маркетинга, наверное и логично.  Некоторые читали, одному классу даже подарили на выпускной “Соню” (это не я предлагал, честно). Кое-кто сказал - жиза, кто-то ничего не сказал, из вежливости, полагаю. Реакция вообще очень разная на книжку от детей - те, у кого есть сходный опыт, реагируют совсем не так, как дети, у которых все хорошо в школе. Опять же бывают странные повороты - книга может нравиться более младшим и более старшим детям, а целевая аудитория ее отвергает. Такое тоже может быть - человек находится в переживании своего кризиса и посмотреть на него со стороны пока не может. 

Перед анимированной читкой вашей книги на ЛитераТула было сказано о жалобах губернатору! в связи с  неподобающим содержанием книги. Насколько таких мнений много и как вы на них реагируете?И вот подборка Мела с мнениями коллег по цеху, т.е педагогами. А в вашем собственном учительском коллективе как восприняли книгу?

О, я очень радуюсь такой ругательной реакции. Странно, что так мало таких отзывов. Это показывает, что книжка настоящая, живая, и хвалят и ругают ее от чистого сердца.  Моим коллегам - кто читал, она нравится, но каждый имеет право на свою реакцию, разумеется. Я видел и очень жесткие отзывы, самый разгромный на Ливлибе, там книге влупили 0.5 балла. Это прям от души.  

В вашей книге нет ни слова о семье Сони, это говорит о том, что Соня так чувствует себя только в отношении школы, а дома  у нее все нормально и жизнь удалась или ваш фокус на школу и ее роль в жизни девушки является превалирующим и все определяющим для развития школьницы?

Нет, я просто сосредоточился на школьном куске жизни - это ведь совсем другая реальность, в которую погружается ребенок на весь день и в это время он живет совсем по другим законам. Он совершенно иной, чем дома. И потому в этом тексте только школа. Некоторые читатели спрашивали - а где же родители Сони, почему она от них отгородилась? Ну вот так, они в этом тексте не участвуют, потому что в этом периоде жизни Соня от них отделилась.

В ФБ и ВК есть аккаунты, посвященные комиксу. Цель  у них продвижение автора, книги, героини? Или что-то еще?И как вы, кстати, относитесь к аккаунтам в соцсетях известных, но умерших людей, например, Анны Франк?

Да, это такой элемент продвижения и книги и героини. Мне нравится, это хорошая игра.

К аккаунтам известных, но умерших - по разному. Есть мемориальные аккаунты, когда человек вел его и потом ушел из жизни - это часть складывающейся цифровой культуры памяти, это нормально. Человек ушел, но его тексты можно почитать, можно посмотреть его реакцию, его реплики. Более того, функция ФБ - “в прошлом году вы писали это” создает иллюзию жизни человека. Его цифровой слепок продолжает посмертное существование. Это усеченный вариант бессмертия.
А если мы создаем аккаунт давно умершего  известного человека, это уже литературная игра с элементами мистификации - тоже хорошо отношусь к этому. 

Алексей, так будет ли продолжение? Были взаимоисключающие ответы. Хотелось бы узнать из первых уст

Да, будет, и оно будет больше по объему и сложнее по структуре и по темам. Соня выросла, она в девятом классе и проблемы у нее тоже выросли. Если честно, я рискую (и "Белая ворона"рискует), потому что продолжать успешный текст сложно - либо планку уронишь, либо вообще понесешь ее куда-то в другую сторону, а читатели ждут того, к чему привыкли. А еще может быть эффект привыкания - и вторая история уже не будет обладать той новизной, которая цепляла в первой. В общем, я переживаю, конечно, но останавливаться мы не будем.

Алексей, спасибо вам огромное за интервью! Уверена, что ваше произведение привлечет своей необычностью и вместе с тем тонким пониманием детской души читателей нашего портала!Дальнейших вам успехов!

 Тех, кого комикс привлекает или интересует возможностью использования в обучении, приглашаем на авторский курс "Комикс вместо учебника!" (даты обучения 1.03-31.03.2020) 

Кол-во комментариев: (14)

Елена Годунова
Очень философский вопрос вы задали, Елена! Как пособие для понимания, что есть и такие дети, как пример того, что они чувствуют и ощущают в школе, как пособие для развития эмпатии в том числе, и у учителей, как....можно продолжить этот ряд, я думаю. Если считать, что учит не любить школу, не уверена, это как насмотреться фильмов и принять их как руководство к действию. Пообсуждать с детьми, мне кажется стоит, чтобы хотя бы понять, что они относятся к себе и школе иначе.
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Сергей Косаченко
    Почему-то навеяло ассоциацию с притчей: Древнегреческий философ Сократ поднимался по лестнице со своими учениками. Навстречу ему шла девица легкого поведения. Увидев Сократа и его учеников, она, ухмыляясь, сказала: «Стоит мне мигнуть одним глазом, и твои ученики побегут за мной». На что Сократ ответил ей: «Не спорю, ведь спускаться вниз гораздо легче, чем подниматься вверх».
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Елена Годунова
    Сергей, думаю, вы согласитесь с тем, что ученики наши разные, они нас порой испытывают на прочность..., нет у нас только прилежных учениц с белыми бантиками и накрахмаленными воротничками, которые внимали бы нашим речам открыв рот...И делать вид, что не существует других, мы же не станет. Так почему такое презрительное фу?Я вот не знаю, чтобы я делала на уроке с такой Соней, а вы? Да, кстати, я не написала, что у Сони литературной есть прототип, и она узнала себя в книжном магазине, взяв в руки книгу, о чем написала в твиттере..
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Наталья Николаевна Котельникова
    Кто-то сомневается в реальности Сони? Я - нет. Я с такими встречалась. И не всегда знала, как быть. Хотелось бы как-то адекватно действовать...
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Елена Годунова
    да, это будет интересный опыт, но важно все же учительское сопровождение, на мой взгляд, можно сделать в 2х классах, один просто читает "как есть", во втором придумать серию заданий для обсуждения.
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Ольга Карпотина
    Елена Годуновану, должны же они представления иметь о таком. Я им постоянно книги даю почитать. Например, недавно открыла для них Жвалеского и Пастернак. Детки везде должны развиваться)
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии