Сейчас уже трудно вспомнить, как именно родилась идея создания духового музыкального инструмента при изучении звуковых колебаний. Но натолкнувшись на симпатичную флейту из деревянных трубочек, не смогла пройти мимо. И стало понятно, что изготавливая трубочки разной длины, школьники могут получить звук разной высоты. А флейты из разного материала, скорее всего будут различаться тембром. Флейта Пана из всех духовых музыкальных инструментов имеет одну из самых простых конструкций.
Флейта Пана - народный духовой лабиальный (губной) музыкальный инструмент. Флейта Пана - древняя многоствольная продольная флейта; источник названия - древне-греческий миф о боге лесов и полей Пане, покровителе пастухов (его часто изображали играющим на многоствольной флейте). Флейта Пана упоминается в "Илиаде" Гомера (песнь 10, стих 13). Согласно мифу, нимфа Сиринкс, спасаясь от преследований влюблённого Пана, обратилась за помощью к речному богу, превратившему её в тростник, из которого Пан сделал флейту. (отсюда греческое название одной из разновидностей Флейты Пана - сиринкс).
О флейте Пана рассказывают столько необычного и интересного, что впору играть в игру "Верю - не верю". А может с этой игры и начать урок?
- Иногда в трубочки флейты насыпают горох для более точной настройки тона;
- Её использовал Н.А. Римский-Корсаков в опере "Млада";
- Флейта Пана упоминает в своем произведении Вергилий.
Ответив "верю" или "не верю", стоит проверить данные факты, используя официальные сайты. Тут можно и нужно говорить о достоверности информации и способах поиска информации в сети.
Конечно, изготовление флейты Пана совсем не простой процесс. В этом можно убедиться, познакомившись с работой оного любителя духовых инструментов на его сайте. С учениками же можно создать прототип флейты Пана, параллельно изучая теорию. Итак...
Цель: изучение характеристик звуковых колебаний с помощью создания флейты Пана из подручных материалов за 2 урока.
Задачи:
1) Объединиться в группы и распределить задания для первого, второго, третьего и четвертого исследователей;
2) Найти в сети Интернет и обработать информацию по теме;
3) Ответить на вопросы рабочего листа;
4) Изготовить флейту Пана и продемонстрировать ее звучание;
5) Сделать выводы по проведенной работе.
Инструменты и материалы
- пластиковые коктейльные трубочки, бамбуковые стебли (если есть),
- ножницы,
- линейка,
- скотч,
- пластилин,
- мобильный телефон с выходом в Интернет.
Шаг 1. Создание проблемной ситуации
Простой, в каком-то смысле даже примитивный инструмент, используется до сих порт музыкантами. Почему? Какие его качества делают его востребованным в современном мире?
Шаг 2. Подготовительный этап
Объединение школьников в группы, распределение обязанностей в группе. Каждая группа делится еще на две группы по 2 человека. Первая группа ищет информацию о том, почему этот инструмент назвали флейтой Пана и как она выглядит у разных народов.
Вторая подгруппа разбирается с вопросами физики, например, почему эта простая конструкция может издавать звук.
Рабочий Лист для ученика. Фрагмент.
Шаг 3. Конструирование
Конструирование модели флейты Пана происходит без четкой инструкции. Школьникам задаются наводящие вопросы, побуждающие к исследованию.
- Почему такой простой инструмент издает звук?
- Какое количество трубочек нужно взять для создания флейты Пана и почему?
- Какой длины они могут быть?
- Какие особенности конструкции позволят улучшить звучание?
И тут каждый идет по своему пути: копирования или творческого созидания.
Шаг 4. Тестирование и отладка
На занятии у учителя-мейкера крайне редко что-то получается с первого раза. Первый опыт часто неудачен. Но в этом нет ничего плохого. Это повод задуматься над причиной неудач, найти ошибки, предложить пути решения проблем. И тут очень важна роль учителя, который направит ход мысли ученика в нужное русло. Учитель выступает в роли консультанта и эксперта.
Шаг 5. Демонстрация результатов
Готовое изделие можно просто продемонстрировать, а можно презентовать, сравнив его со звучанием настоящего музыкального инструмента, если это возможно, обсудив отличия. Каждая группа или ученик демонстрирует свой инструмент и рассказывает об особенностях его строения.
Все зависит от того, сколько времени вы можете выделить на данный вид работы.
Заключение
В творческом запале главное не забыть об оценивании знаний и умений. Это могут быть как листы само- и взаимооценивания, так и тестирующие материалы. Важно не потерять предметное содержание в исследовательской деятельности.
Вопрос
А можно ли считать создание флейты Пана проектом?
Если нет, то почему? Если да, то при каких условиях?