Князева Надежда Константиновна
Номинация: Учитель – мейкер
Учебный предмет: Математика, Русский язык, Чтение
Педагогический стаж: свыше 10 лет
Место работы: МАОУ СШ№137
Населённый пункт: г. Красноярск, Красноярский край (7)
Пример использования идеи/проекта
В развивающем обучении, в котором я работаю, активно формируется ключевое детское действие моделирование. Каждое новое понятие в ходе открытия детьми выносится на доску и словарики детей в виде модели. Это происходит на разных уроках. Начинается построение модели с исследования свойств объекта, отделения существенного от несущественного. Это самый трудный этап в моделировании – выделить те свойства и отношения, которые в данной учебной ситуации важны. Потом модели преобразуются, дополняются, наращиваются вместе с расширением круга знаний о понятии или объекте.
Особенно эффективно действуют анимационные модели. Так я назвала модели, созданные с использованием способа предметной анимации. Этому способу дети научились у меня на занятиях студии мультипликации, которые я веду во внеурочное время. (Мое хобби - фотография позволило мне освоить этот вид дополнительного образования).
Сначала мы делали социальные ролики и мультфильмы по мотивам художественных произведений.
Но потом я поняла, что анимация здорово помогает при усвоении различных понятий. Во-первых, при моделировании выделяется существенное, что дается детям с трудом, этому их надо обучать. Во-вторых , производство мультфильма на уроке помогает запомнить и применить открытое знание. Ученик выступает в роли учителя. Чтобы создать анимационную модель, нужно пройти все этапы учебного моделирования. Изучить условия, вычленить из текста самое важное, сделать фигуры, произвести технические действия: съемку, сборку в компьютере, ответить на вопрос задачи. Это про математику. Но и на уроках русского языка, и на уроках окружающего мира, и на уроках литературного чтения мультфильмы помогают осваивать программу.
О мотивации не приходится говорить. Дети с удовольствием делают мультфильмы и с еще большим удовольствием их просматривают, иногда по несколько раз.
Например, мы с ребятами делали мультфильмы для решения нестандартных задач на математике или для объяснения явления белых ночей на окружающем мире.
Материалы
Сайт "Территория Надежды", http://knyazeva.mmc.rightside.ru/, ролики детей: https://youtu.be/aY9-qlVoeSk, https://youtu.be/vI1Lj7R2N_w, https://youtu.be/U_MScCMZOMU, https://youtu.be/mN9esd5uS8g
Целевая группа
Ученики начальных классов 1-4 класс
Какие современные образовательные технологии вы планируете использовать в данном проекте и обоснуйте почему
Планирую использовать моделирование в развивающем обучении, а именно анимационное моделирование. Это универсальное учебное действие, позволяющее ребенку выделить существенные признаки объекта или понятия и оперировать с ними, фиксировать их в модельном виде и преобразовывать по мере исследования свойств объекта. Модель решает целый класс задач. В начальной школе моделирование начинается с простого символического замещения и обозначения отношений и свойств в схеме. Мы с детьми создаем такие модели из разных материалов и "оживляем" их с помощью анимации. Такие модели помогают ребенку усвоить любую учебную задачу.
Анимационное моделирование требует использования технических средств, с которыми знаком каждых школьник - гаджетов, позволяющих производить фотосъемку, и программ, соединяющих последовательные изображения в видеоряд.
Использовать готовые модели можно как на уроках, так и дистанционно или через технологию "перевернутый класс". Для этого я использую пространство своего сайта.
Содержание проекта
В моем проекте правила в рамочке должны быть заменены на анимационные модели для учеников, сделанные самими учениками. Чтобы "наука не вводилась с конца" (Э.Ильенков), каждое научное открытие должно быть пережито детьми, должно начинаться с вопроса и быть совершено в практической деятельности. В результате открытия отношения фиксируются в модели, которая может решать целый класс определенных задач.
Я предлагаю делать анимационные модели. То есть, "живые". Модели, создание которых не менее важно, чем воспроизведение. При создании такой модели ребята еще раз осмысливают все отношения и сущность открытого понятия и используя получившийся ролик (мультфильм), могут научить другого. Это один из высоких уровней усвоения предметного материала - "научи другого".
Анимационные модели можно и нужно делать на любых предметах. Мы с детьми предлагаем создавать их на уроках математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира. Везде, где есть открытия, где решаются учебные задачи.
С помощью проекта мы можем решить сразу несколько задач в образовании.
Во-первых, предметные знания усвоены детьми прочно, потому что, моделируя, дети выясняют закономерности и сущность предмета.
Во-вторых, организовывая деятельность детей по созданию анимационных моделей, мы проводим диагностику качества усвоения предметного материала и метапредметных умений учеников.
В-третьих, банк анимационных моделей можно использовать для дальнейшей работы и с другими детьми.
В-четвертых, мы повышаем учебную мотивацию школьников. Дети действуют руками, при этом развивая теоретическое мышление. Дети с ОВЗ принимают активное участие в процессе моделирования. Для них особенно важен системно-деятельностный подход в обучении.
Необходимые ресурсы/условия для реализации идеи
Для создания таких моделей необходимо время. На уроке это может быть время, ранее отводимое для оформления правила в тетради или для группового создания модели. Также время для анимационного моделирования можно найти во внеурочной деятельности.
Учитель, организующий данный вид моделирования, должен владеть компьютерными технологиями, хотя это - необходимая компетенция современного педагога. Нужно простейшее оборудование: штатив, устройство, позволяющее производить фотосъемку, компьютер с программой, соединяющей последовательные изображения в видеоряд. Создавать свои модели можно из разных материалов, что полезно и интересно детям (пластилин, песок, бумага, пуговицы и т.д.). Можно приобрести или самим сконструировать мультстанок, но это необязательно.
Учителю важно организовать просмотр роликов (мультфильмов), для этого нужен проектор, экран, программа для просмотра видеофайлов.
Для их хранения, для домашних работ или дистанционного обучения нужно использовать облачные технологии.
Возможные риски и пути преодоления
1. Есть риск "заиграться", уйти в развлекательную область данного вида деятельности.
Для его исключения учитель должен всегда помнить о своей цели: формировать универсальное учебное действие моделирование как способ выделения существенных отношений предметов и явлений и использовать модель для решения целого класса задач. Необходимо обсуждать работы, вместе с детьми выносить критерии их оценки и размещать в хранилище только те, которые отвечают требованиям к модели вообще.
2. Есть риск, что лидеры возьмут на себя создание модели при групповой работе, а остальные ученики "отсидятся".
Учителю необходимо планомерно и систематично формировать у детей компетенции сотрудничества и группового взаимодействия. Такой риск может возникнуть при любой работе в группе. В данном виде моделирования учителю необходимо научить детей договариваться о степени вклада в общее дело, о "профессии", которую примерит сегодня каждый из них (автор сценария, режиссер, фотограф, художник, ассистент и т.д.)
Возможности масштабирования идеи
Данный проект может реализовать заинтересованный в достижении предметных и метапредметных результатов учитель, знакомый со способом создания предметной анимации. Пока этот способ используется только в дополнительном образовании.
Банк анимационных моделей поможет любому учителю, им можно делиться с коллегами по всей стране. А способ предметной анимации можно освоить по многочисленным пособиям.
Для учителей можно организовать курс обучения предметной анимации или отвести этому место в самообразовании каждого. Я могу помочь учителю своим мастер-классом "Зачем оживают задачи" на своем сайте "Территория Надежды" (http://knyazeva.mmc.rightside.ru/), там же можно найти ссылки для обучения анимации.
Этот способ поможет не только учителю начальной школы, но и учителям средней и старшей школы, а также преподавателям средних и высших учебных заведений.
Ожидаемые результаты у целевой группы (изменение модели поведения)
Ученики в результате освоят предметный блок в любом предмете на более глубоком, теоретическом уровне
Кроме этого, у учеников будет сформировано универсальное учебное действие моделирование.
Методы/способы измерения результатов и успешности проекта
Во-первых, нужно измерять уровень сформированности самого универсального учебного действия моделирования до и после работы над проектом. Для этого можно воспользоваться методиками, предложенными А.Г.Асмоловым в пособии "Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе" (например, методики "Кодирование", "Нахождение схем к задачам", др.) или измерительными материалами, предложенными в диагностике метапредметных результатов нашим красноярским ЦОКО.
Во-вторых, предметные результаты будут более значимые при использовании предложенной технологии. Их можно измерять тематическими контрольными работами, соответствующими курсу каждой учебной задачи. Для адекватного сравнения нужна группа, осваивающая тему по традиционной системе и группа - с помощью анимационного моделирования.
Третий показатель значимости проекта - банк роликов к разным темам по разным предметам, его наличие и востребованность.