Публикации сообщества

Максим Дзнеладзе • 20 мая 2020

Компьютерные игры: взгляд уже не школьника, но пока еще не родителя

Компьютерные игры - добро это или зло? Вопрос - философский. По моим наблюдениям, отношение старшего поколения к компьютерным играм скорее негативное. Подрастающее поколение, наоборот, уделяет очень много времени на компьютерные игры, иногда даже забывая про свои школьные обязанности. Уже не одно десятилетие дети слышат подобные фразы от своих родителей: “Опять за своим компьютером сидишь, сходи лучше погуляй”. Или: “Никакой пользы эти игрушки тебе не принесут, лучше бы уроки учил”. Иногда даже компьютерные игры могут стать причиной семейных скандалов. Получается, что компьютерные игры только отвлекают детей от учебы, мешают их развитию и занимают все их свободное время?

Так ли все плохо на самом деле? А что, если я скажу вам, что компьютерные игры могут развивать ребенка и даже помочь ему определиться с выбором будущей профессии?

С чего все начиналось... В глубоком детстве я,  как и все дети моего возраста, бегал по улице, сбивал палкой крапиву, играл в футбол, катался на качелях. В возрасте 7-8 лет (точно не помню), на день рождения мне подарили игровую приставку Playstation 2.

Playstation 2

С этого и начался мой путь геймера (хотя, в те времена я еще не знал таких слов). Первая игра, которую мне подарили вместе с игровой приставкой, была God of War. Первый запуск игры. Меня переполняют эмоции. Я управляю спартанцем, вооруженным двумя огненными мечами, крушу врагов, сражаюсь с различными монстрами. Встреча с монстрами, похожими на огромных драконов, вызывала ужас и восторг одновременно.

Битва с Гидрой

Сейчас я понимаю, что игра была для меня, ребенка семи лет, слишком жестокой, да и рейтинг PEGI 18 это подтверждает. Возможно, у многих читателей возник вопрос: “Чем же могла быть полезна такая жестокая игра для младшего школьника?”. На самом деле, благодаря этой игре, я узнал о реальных спартанцах и о их подвиге в Фермопильском ущелье. Компьютера у меня пока еще не было, и всю информацию я черпал из фильмов и книг. Позже  мне удалось выяснить, что те драконы, с которыми я сражался на корабле, были единым организмом - Лернейской гидрой. С этого и начался мой путь в мир древнегреческих мифов и легенд. 

После прохождения God of War мне захотелось чего-то принципиально нового. В 2008-2009 годах я заболел футболом. Мне очень нравилось смотреть футбольные матчи РФПЛ, играть в футбол, собирать наклейки с футболистами. И тут, в 2009 году, мне подарили диск с игрой Fifa 2010

Обложка игры Fifa 2010

В этот футбольный симулятор многие мои друзья тех лет играли на компьютере. Но на приставке PS2 это были совсем другие ощущения! Джойстик вибрировал от сильных ударов по воротам, живые голоса комментаторов придавали настоящий азарт, легенды футбола тех лет завораживали своей игрой. 

Скриншот из игры

Эта игра открыла мне мировой футбол. Я начал смотреть Лигу чемпионов, Лигу Европы, международные турниры. Проводя комбинацию нажатия клавиш на джойстике, я учился выполнять различные футбольные “финты”. Я, как и многие мои товарищи, играющие в то время в игры серии Fifa, запоминали эти футбольные “финты” и старались исполнить их на реальном футбольном поле в живую. 

В 2010 году у меня в доме появился компьютер. На тот момент он был достаточно мощным. Первой игрой, которую установил на этот компьютер мой папа, была в жанре автосимулятора Need for Speed: Shift

Need for Speed: Shift

На тот момент я был далек от темы автомобилей и, тем более, от темы автоспорта. Но любопытство и желание поиграть на новом компьютере я побороть не смог. Сразу же меня поразила реалистичная графика. Я чувствовал, будто сам оказался за рулем спортивного автомобиля. 

Скриншот из игры

В те времена меня всегда удивляло, когда мои ровесники безошибочно определяли марку и модель автомобилей, которые проезжали по улице, когда мы гуляли. Играя в Need for Speed: Shift, я, со временем, научился разбираться в не только в марках и моделях автомобилей, но и в конструктивных и технических особенностях автомобилей.

Настройка автомобиля

Сейчас я сам являюсь автолюбителем, по возможности сам ремонтирую и обслуживаю свой автомобиль, увлекаюсь автозвуком, изучаю конструкцию и особенности других автомобилей, получаю большое удовольствие от вождения. 

Одними из первых игр, которые я установил самостоятельно, были игры серии “Казаки”. С этими играми меня познакомил мой друг детства.

Обложка игры "Казаки"

Стратегии этой серии игр подпитали и укрепили мою тягу к изучению как истории России, так и Мировой истории. Игры серии “Казаки” познакомили меня с самыми разными историческими понятиями: я научился разбираться в оружии тех времен и родах войск, начал запоминать даты сражений, познакомился с основами экономики и управления (строил и развивал города, проводил реформы). Игра “Казаки II: Наполеоновские войны” рассказала мне о легендарных победах и поражениях Наполеона I. 

Скриншот из игры

Благодаря стратегиям серии “Казаки” школьная программа по истории давалась мне довольно легко: я помогал одноклассникам, неоднократно участвовал в различных олимпиадах по истории, конкурсах, занимал призовые места.

Спустя какое-то время ко мне в руки попал диск с шутером Call of Duty: World at War

Обложка игры

В ходе игры я “побывал” на Тихоокеанском театре военных действий Второй мировой войны: в роли рядового Миллера я участвовал в боях с Японской империей за острова Атолл Макин, Пелелиу и Окинава. В школьной программе почти не уделялось внимание Тихоокеанской кампании наших союзников, поэтому многие игровые моменты  являлись для меня настоящими открытиями.

Скриншот из игры

Советская кампания начиналась в Сталинграде, продолжалась на  Зееловских высотах и закончилась в Берлине, у Рейхстага. На момент прохождения игры я достаточно хорошо знал историю Великой Отечественной войны. Несмотря на это, я открыл для себя много нового: узнал о уязвимых зонах немецких танков, “опробовал” почти все оружие, доступное пехоте тех лет, “побывал” в разрушенных войной городах, в том числе и в Берлине.

Скриншот из игры

На этот момент мне было 12 лет и я заканчивал 5-ый класс. Стоит упомянуть,  что именно в этом возрасте начались первые разногласия с родителями, касающиеся компьютерных игр: они сильно переживали за мое неокрепшее зрение, так как я проводил довольно много времени за компьютером (около 3-4 часов день). Острота зрения, действительно, снизилась. Связано ли это было именно с компьютерными играми? Возможно. Тем не менее, многие мои приятели тех лет проводили гораздо больше времени за компьютером, чем я, но негативных изменений со зрением у них не наблюдалось. А как вы думаете, насколько сильно компьютерные игры и работа за компьютером вообще влияют на зрение ребенка? Не поделитесь своим  опытом в комментариях?

И, конечно. ОЧЕНЬ интересуют вопросы: “Играете ли вы и в какие игры?”, “Разрешаете ли вы играть своим детям?”.

На этом я заканчиваю первую часть повествования о своем “геймерском” детстве. После приобретения компьютера для меня открылся огромный мир игр. Во второй части статьи я расскажу вам о некоторых играх, которые запомнились, заинтересовали меня, и даже повлияли на мое мировоззрение в подростковом возрасте. 

 

Кол-во комментариев: (18)

Марина Калинкина
Максим, интересный анализ и интересный взгляд на вопрос! Конечно, в детском возрасте всё это обучение через игры происходит опосредованно: дети не фиксируются на том, чему они обучаются, что именно узнают, они просто наслаждаются игрой)) Но в этом и вся прелесть такого обучения!) Поэтому очень важно, чтобы рядом был понимающий взрослый: человек, который будет подсказывать, обращать внимание, подталкивать к познанию и поиску («А, ты знаешь, кто такие спартанцы? Давай почитаем!»), а не ругаться и запугивать. Здесь, мне кажется, очень важна просветительская работа с родителями. Я сама очень любила в детстве компьютерные игры. Мой фаворит среди жанров – квесты. И это ведь тоже очень полезные игры: развивают логическое мышление, учат искать причинно-следственные связи. Моей самой любимой игрой был «Сибирь» («Syberia»), и взглянув на ее сюжет свежим взглядом после прочтения этого поста я понимаю, что там очень много интересных тем, на которые можно поговорить с ребенком: природа Сибири, история происхождения и исчезновения мамонтов, автоматы и механизмы. Максим, спасибо!
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Максим Дзнеладзе
    Марина Викторовна, спасибо! Действительно, поддержка взрослого, который будет "в теме", пойдет только на пользу юному геймеру. Полностью с Вами согласен, игры могут открыть и помочь освоить ребенку обширные области знаний.
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Михаил Семионенков
    Максим, поздравляю с почином и спасибо за "инсайд": мне как представителю поколения дедушек, выросшему и даже получившему образование до появления персональных компьютеров, было очень интересно. Вопросы очень важные, актуальные. Есть ряд проблем. 1. Компьютер как отрыв от физического мира, одновременно формирующий мировоззрение. Один из авторов Новатора, Максим Пхидо, использует термин "компьютерный Маугли" (если не ошибаюсь), применительно к наблюдаемому феномену формирования мировоззрения через персонажей и сюжеты компьютерных игр (я и сам однажды сталкивался). 2. Банально время, оторванное от улицы, физических игр и общения со сверстниками. 3. Медицинский аспект. Существуют довольно жёсткие нормы для детей. Не берусь судить об их обоснованности с точки зрения сохранения зрения. В любом случае, обзоры игр для родителей с анализом познавательной ценности игр и рекомендациям для родителей по направлению познавательного процесса у детей через игры - Ваш жанр :-)
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Максим Дзнеладзе
    Михаил, спасибо! Действительно, феномен “компьютерного Маугли” имеет место быть. Я думаю, это связано с тем, что дети на психологическом уровне хотят казаться “взрослыми” и/или “крутыми”. При этом они могут копировать не только персонажей компьютерных игр. В моем детстве, например, ребята во дворе копировали поведение персонажей фильмов “Звездный десант” и “Пираты карибского моря”. Некоторые дети, например, копируют черты старших братьев или родителей (даже пагубные привычки, например, курение). Естественно, мировоззрение ребенка не должно формироваться исключительно через через персонажей и сюжеты компьютерных игр. За этим, как я считаю, должны следить родители, стараясь сделать реальную жизнь ребенка интересней, чем виртуальную (прогулки, походы на природу, спорт, путешествия и т.д.). Физическое общение со сверстниками очень важно для социализации. Хочу отметить интересный момент: встречаясь в реальной жизни, юные геймеры, зачастую, начинают обсуждать компьютерные игры, персонажей и т.д.. С точки зрения медицинского аспекта, интересно, что нормы для всех детей одинаковые (различаются только по возрастам), а организмы (биохимические процессы, генетика и т.д.) у всех разные. Я считаю, требуется индивидуальный подход в плане установки норм работы за компьютером для каждого ребенка.
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Елена Тараканова
    Тема компьютерных игр, действительно, является точкой преткновения в спорах между детьми и родителями. И, в большинстве случаев, это негативное отношение родителей к играм детей. Максим, спасибо за детальный анализ значимости компьютерных игр в расширении кругозора ребенка и в формировании мотивации к познанию. Мое бескомпьютерное детство было наполнено совсем другими играми. Реальное общение с друзьями, близкими, которого так не хватает современным детям, заполняло наше свободное время. Конечно, было и чтение книг, и хватало времени на хобби… В какой-то степени скучаю по тому, «советскому» периоду моей жизни, когда для того, чтобы зайти навестить подругу не обязательно было звонить по телефону (мобильных телефонов не было, а домашний был не у каждого). Мой первый компьютер появился после окончания вуза, и с тех пор взаимодействие с компьютером заполняет значительную часть моей жизни. Геймером я не стала, но был период, когда я немного играла в компьютерные игры. Мне очень нравились стратегии. Планирование действий, добыча и правильное распределение ресурсов, максимальное развитие в рамках заданных ограничений – это то, что меня привлекало. Особенно мне нравилась игра Эпоха Империй (Age of Empires). В этой псевдоисторической стратегии нужно было развивать свою цивилизацию, начиная с каменного века и заканчивая веком железа, эпохой расцвета Римской Империи. На мой взгляд, компьютерные игры могут иметь не только мировоззренческое или развивающее значение (правильно подобранные компьютерные игры), но и способствовать социализации ребенка. Подросток, не умеющий поддержать разговор об известных компьютерных играх, может стать «белой вороной» среди сверстников.
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Максим Дзнеладзе
    Елена Николаевна, спасибо! Вы очень правильно отметили - компьютерные игры действительно могут способствовать социализации ребенка. В контексте социализации я хотел бы выделить онлайн-игры, о которых я расскажу во второй части статьи.
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Максим Пхидо
    Максим, про онлайн-игры было бы очень интересно, я сейчас как раз наблюдаю краем глаза одного молодого майнкрафтера и смотрю какие неожиданные побеги дает мир виртуальный в мир реальный)
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Екатерина Алексеева
    Всегда сложно быть первым. Максим, поздравляю с успешным дебютом в публикации на портале. Про киберсоциализацию и ее необходимости для каждого современного ребенка сейчас многие пишут в Сети. Но мне кажется, что это, скорее, "самопрезентационный трендовый выкрик". И то, что родители с раннего детства дают малышам гаджеты, оправдывая это как раз, киберсоциализацией - это лишь их ленность и отрешенность от воспитания. Да, любой опыт - важен и нужен. Но если бы у Вас был выбор: поиграть в атаку клонов/гонки/стратегию или пойти в ночное с отцом, на рыбалку с дедом, пройтись по Садовому кольцу с фотоохотой с одноклассниками или просто поесть только что испеченного пирога с мамой и бабушкой на дачной веранде, то что бы Вы выбрали? Игры - это немного о детском одиночестве, по-моему. Именно в определенном возрасте. А потом, в подростковом, наверное, о самоутверждении, т.к. нет особо сейчас других областей, где можно получить признание сверстников. Компьютерные игры ложатся на разную психику и не могут быть охарактеризованы в целом "это зло" или "это добро". Ваш опыт очень интересный и ценный. Ждем продолжения!
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Максим Дзнеладзе
    Екатерина, спасибо! Действительно, существуют люди, которые играют в компьютерные игры для того, чтобы уйти от одиночества в реальном мире. Существуют и дети, которые столкнулись с непониманием (или даже травлей) со стороны своих сверстников. Как ни странно, такие дети, при этом, могут иметь довольно много друзей в онлайн-играх. Согласен с тем, что это не заменяет живое общение, но, возможно, кому-то действительно комфортнее общаться в чате игры (или в программах по типу Discord)?
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Лора Кравченко
    Максим, давно на страницах портала не рассказывали о своем геймерском интересе :) Последним был, кажется, Евгений Патаракин на Образовательной галактике Интел. Я думаю, что вопрос не стоит "Компьютерные игры - это хорошо или плохо". Это может быть и хорошо, и плохо. Во что играть, сколько играть и почему играть? Да, я тоже думаю, как и Екатерина, что погруженность маленьких детей в компьютер - это от одиночества в семье. Если детей любят, проводят с ними много времени и общаются, то игр много не будет. Будут, конечно, но дозировано и про что-то нужное и важное. Если о себе: я ничего не запрещаю, мой ребенок не играет не потому, что ей запрещали, просто с ней очень много общались и ей это было интереснее, чем играть в игры (но Симсы тоже были, чего уж...). Я и сама геймер, играю давно, с тех времен, когда только компьютеры появились в моей жизни, с начала 90-х. Первые бродилки казались потрясающими, я сидела до 4-х ночи в поисках ответов на логические задачи. Позже было все: от Quake и любимого Diablo до My Lands, которая изменила полностью мою жизнь, переселив в другую страну (да, так тоже бывает). Но взрослый человек умеет контролировать процесс, время. Разумному и думающему, игры ему не мешают, а помогают жить, работать, развиваться, чего нельзя сказать о детях...
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Максим Дзнеладзе
    Лора, спасибо! Да, у многих детей бывают проблемы с контролем времени. Я считаю, что одна из задач, которая стоит перед родителями ребенка, когда он еще находится в раннем возрасте и только начинает знакомится с компьютером, - показать ребенку, что реальный мир интересней, чем виртуальный. Игры, пока что (кто знает, как далеко зайдет игровая индустрия?), не могут полностью передать “жизненные” ощущения: легкую боль в мышцах, после игры в футбол во дворе; запах утреннего леса; покалывание в пальцах от мороза, после игры в снежки с друзьями.
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Елена Шарикова
    Максим, спасибо за такую исследовательскую работу. Согласна, что компьютерные игры имеют "две стороны одной медали". Думаю, что компьютерные игры сегодня следует рассматривать как элемент социализации ребенка. Поддержать беседу о новой версии игры, появившихся игровых "скинах" намного лучше, чем отмалчиваться в группе сверстников, испытывая при этом чувство несправедливости. Наблюдала подобную ситуацию полгода, проводя занятия у средней группы детей по программированию. Каждый раз, на перемене, они обсуждали игровые нововведения. Другой вопрос, что они это делают неосознанно, не стремясь найти логическую закономерность и ответы на вопросы: "Почему данная игровая локация так названа?", "Как создавалась данная игра?". Задача направить на такое размышления принадлежит взрослому и, если речь идет о школе, не плохо бы задуматься над этим и учителю, вместо очередного замечания и т. п. Я склоняюсь к тому, что при правильной подаче, поддержке взрослых, игры - это инструмент развития логического мышления, умения находить решения в нестандартных ситуациях. Знаю много взрослых людей, которые продолжают играть в компьютерные игры. Для них это индустрия является настоящим искусством. На самом деле, некоторые игры сегодня как художественные фильмы, а иногда и лучше...
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Максим Дзнеладзе
    Елена, спасибо! Не могу не согласиться. Компьютерные игры для многих современных детей заменили фильмы и книги. Нельзя сказать однозначно, хорошо это или плохо. Я думаю, это просто современный тренд, вызванный технологическим прогрессом. Многие игры заставляют игрока собирать и читать различные заметки и дневники, просматривать кат-сцены. Я считаю, родителям, учителям и преподавателям не стоит категорично отвергать этот тренд. Скорее, стоит адаптировать возможности компьютерных игр под учебный/воспитательный процесс.
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Максим Пхидо
    Максим, у меня был забавный случай на кружковском занятии. Один мальчишка увидел у меня на столе книжку стихов Роберта Бернса и начал нарезать вокруг нее круги. Нешуточно так нарезать) В конце концов я сдался и подарил ему эту выцыганенную им книжку. А сам заинтересовался, откуда это у молодого человека, который еще и читать то толком не выучился такая любовь к шотландской поэзии. И оказалось, что похожая книжка была атрибутом одного из персонажей в компьютерной игре. Побольше бы таких атрибутов)
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Максим Пхидо
    Максим, выразить вам свою благодарность, вы в своей статье прикоснулись к очень актуальной, острой и даже местами болезненной теме. И несомненно этот камень, вброшенный в воду вызовет еще немало кругов. И я бы рискнул предложить слегка изменить ракурс, взглянуть на проблему компьютерных игр не обособленно, не как они сами по себе, а как часть одной большой Детской Игры.
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Максим Дзнеладзе
    Максим, спасибо! Действительно, споры о пользе/вреде компьютерных игры ведутся уже очень давно, наверное, еще со времен самой первой компьютерной игры, попавшей в народные массы. Спасибо за совет. В планах пока есть еще минимум 2 публикации по вопросу компьютерных игр.
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии