Публикации сообщества

Андрей Корягин • 26 марта 2021

Знакомство с редактором blender 3D

Перед тем как начать создавать игры, необходимо установить 3d редактор blender 2.79b.
Его можно скачать, пройдя по ссылке https://download.blender.org/release/Blender2.79/

Релизов (версий) данного редактора множество, но я предлагаю взять последнюю версию, где присутствует встроенный игровой движок blender.

На момент написания книги вышла версия blender 2.82, которые уже не содержат игрового движка blender. Игровой движок для данной версии blender вынесен отдельно и носит название Armory https://armory3d.org/

Подход создания игр в движке Armory схож с описанным в книге, но есть существенные различия. Схож в использовании блоков для программирования, а различен в подходе программирования игры и дополнительной реализации с использованием разных языков программирования:

  • Python для игр blender 2.79 и  ниже
  • Haxe для Armory в интеграции с blender 2.8X

Особенности разработки игр на Armory требует отдельного рассмотрения, и оно будет, но уже в другой книге.

Вернёмся к процедуре установки blender 2.79. Рекомендую скачать файл с расширением .msi.
Но перед тем как приступить к скачиванию узнайте разрядность вашей операционной системы: 32- х или 64 — х битная.

Если вы не знаете версии вашей системы, то откройте окно «Мой компьютер» (Этот компьютер), т.е. то окно где отображаются все ваши локальные диски, подключённые к компьютеру.

Рис.1 Окно «Этот компьютер»

Нажмите правой кнопкой мыши по пустой области окна, чтобы вызвать контекстное меню и выберите параметр «Свойства». Перед вами откроется второе окно, где будет содержаться сведения о вашей операционной системе.

Рис.2. Определение разрядности операционной системы.

Как только вы точно установили разрядность системы, то смело скачивайте нужный файл с указанной системой.

Как только файл blender-2.79bwindowsXX.msi будет скачен, то необходимо его запустить и следовать инструкциям «установщика». В результате успешной установки, на рабочем столе появится значок в виде оранжевого глаза.

Рис.3. Логотип blender.

Откроем установленный редактор и перед нами предстанет такой вид.

Рис.4. Редактор Blender 2.79b.

Как видно, поверх основного окна есть небольшое окно с информацией. На данном окне отображается версия blender, ссылки на документацию и информация о последних проектах, созданных в редакторе, которые можно запустить. Если он открыт у вас впервые, то последней информации на данном окне не будет.

Чтобы перейти к главному окну, достаточно нажать левой кнопкой мыши по серой области центрального окна.

Введём некоторые условные обозначения:

— Левая кнопка мыши (ЛКМ)

— Правая кнопка мыши (ПКМ)

Как только верхнее информационное окно исчезнет, перед нами предстанет вид редактора: в центре находиться 3d окно сцены, для создания модели (сцены из моделей) с последующей обработкой и рендерингом. В левом окне присутствует инструментарий, который непосредственно воздействует на выделенный объект, в правом – инструментарий для настройки, как сцены в целом, так и для выделенного объекта. Окна в редакторе не зафиксированы и поэтому порядок их может меняться, а скрытых окон там достаточно много.
 

Рис.5. Редактор Blender 2.79b.

Если вы заметите, то многие элементы русифицированы. Переключение на кириллицу осуществляется через вкладку File – User Preference – System

В данном окне необходимо поставить галочку и активировать локализацию, как показано на рис. 6 и 7.

Рис.6. Локализация Blender 2.79b.
Рис.7. Локализация Blender 2.79b.

Процедура локализации пройдена, осталось нажать на кнопку «Сохранить настройки» и закрыть данное окно.

В данном разделе я не буду подробно останавливаться на обзоре инструментария blender, так как это не относится к теме книги. Более подробную информацию можно подчерпнуть из книг по blender автора Андрея Прахова или изучить официальную документацию https://www.blender.org/get-involved/

Здесь мы пробежимся по основным свойствам и инструментарию, которые необходимо знать для реализации игрового процесса.

Начнём наш обзор с центрального окна. По умолчанию, центральное окно отображает 3d сцену, на которой отображается созданная модель или целая композиция. На этой сцене сразу отображается геометрический примитив в виде куба, «камера» и источник точечного освещения.

Рис.8. 3D сцена в Blender 2.79b.

Расположение камеры и освещения влияет на конечный результат отображения созданного проекта. Посмотреть, как отображаются в реальности объекты можно с помощью клавиши F12. Такой процесс отображения называется рендеринг.

Рис.9. 3D сцена в Blender 2.79b.

Положение всех объектов в сцене можно менять.  Рассмотрим основные горячие клавиши и комбинации клавиш, которые часто используются.

Для того чтобы посмотреть на со стороны камеры, используют клавишу «0» на дополнительной клавиатуре Num Lock.

Рис.10. Вид с камеры в Blender 2.79b.

Дополнительная клавиатура NumLock содержит функции для отображения проекций – просмотр с разных плоскостей пространства:
1 – вид спереди

3 – вид справа

7 – вид сверху

5 – отображение сцены в двух режимах: перспектива и ортогональная проекция.

2,4,6,8 – вращение по осям

9 – вращение на


Для правильного расположения всех объектов на сцене, часто, используют отображения сцены в четырёх проекциях: вид сверху, вид спереди, вид справа и 3d вид всей сцены. Переход между 3d сценой и отображении четырёх окон проекций осуществляется комбинацией клавиш: Alt+Ctrl+Q.
 

Рис.11. Сцена с четырьмя видами в Blender 2.79b.

Рассмотрим следующий набор распространённых команд:

ПКМ – выделяет объект и с помощью движения мыши объект перемещается в пространстве.

ЛКМ – фиксирует положение выделенного объекта.

A – выделение всех объектов в сцене (если в режиме «объект») или выделяет все полигоны на объекте (если режим «правка объекта»)

R – вращение выделенного объекта в плоскости: XY, ZX, ZY. При втором нажатии – вращение объекта в пространстве XYZ.

R + X  — вращение по оси X

R + Y – вращение по оси Y

R + Z – вращение по оси Z

S – изменение размера объекта равномерно по осям.
S + X – изменение размера объекта по оси X

S + Y – изменение размера объекта по оси Y

S + Z – изменение размера объекта по оси Z

G – выполняет функцию ПКМ

В blender заложены стандартные примитивы, из которых создают 3d модели и анимируют их.
Данные примитивы носят название «Мешы». Все они могут быть вызваны из вкладки «Создать». По умолчанию, данная вкладка находиться в левой части окна blender.

Рис.12 Мешы в Blender 2.79b.

С помощью нажатия клавиши «N» можно вывести окно с дополнительными свойствами по каждому объекту: положение, вращение, масштаб, размер и т.д.



Читать дальше