В статье Александра Григорьева "Игрофикация в робототехнике, плюсы и минусы" прочитал о новой книге А. Григорьева и Ю. Винницкого "Игровая робототехника для юных программистов и конструкторов:MBOT и MBLOCK". На Озоне в тот день книга была помечена распроданной, не знаю, правда или глюк Озона - хочется верить в первое . Обратился непосредственно к авторам (благодаря нашему Вездесущему и Всехзнающему Борису Ярмахову, мне посчастливилось некогда поработать с авторами над одним проектом, и старые контакты сохранились).
Заказал, по подсказке авторов, книгу на Лабиринте. Быстро пробежался, захотелось сказать пару ласковых (буквально) слов авторам, но, слово за слово... Словом, я понял, что, возможно, мои две копейки будет интересны не только (и даже не столько) авторам.
Название. Аппаратно-програмная оболочка курса в названии указана очень конкретно, даже можно сказать - пугающе конкретно: так и представляется двумерное поле (Конструкторы-Среды программирования) и одинокая точка на нём... Собственно, примерно так дело и обстоит, НО... НО состоит в том, что указанная точка - не случайно выбранная, а тщательно отобранная авторами. Рассмотрение вопросов среды программирования (раз вопрос), робоконструктора (два вопрос) и, наконец, их объединения (три вопрос) могло занять полкниги, но авторы лаконично излагают результат исследования в двух словах прямо в заголовке - "копать здесь!". (И авторам можно верить. Что не означает, что авторам нужно строго следовать - "... делай как я/ Это значит - на надо за мной!", но об этом позже).
Вообще, лаконичность и практичность (в противовес долгим повествованиям о страданиях и поисках истины) - в духе книги. "Чтобы избавиться от саблезубых тигров - повесьте две головки чеснока у входа в пещеру" - примерно так, без долгих историй о жертвах и попытках решения проблемы, просто выстраданный рецепт. Трудно даже представить объём труда, который сознательно оставлен авторами за кадром. Так поступают хорошие спортсмены и артисты: их пот, травмы и страдания зритель не видит - видит блестящий результат.
Ключевая идея описываемой в книге инженерно-педагогической деятельности: робототехнические и программистские проекты вокруг подвижного робота с датчиками. Несмотря на привязку названия (и текста) к конкретной модели робота (mBot) и конкретной среде программирования (mBlock), главное в книге - идеи проектов (а их немало) и их примерная последовательность, и это, конечно, можно воспроизводить и на другом "железе" и в других средах программирования (правда, тут уже труд выбора и ответственность за него придётся взять на себя), да и проекты можно свои выдумывать - тут важен импульс! Во-вторых, возвращаясь к названию, это именно "Игровая роботехника", то есть, вид деятельности, а не, скажем, "Курс...". "Курс" предполагает определённую формальность и достаточно строгую тиражируемость, тогда как книга ближе по стилю к "Запискам путешественника": путешественник пишет о красоте мира и работает вовсе не для рекламы конкретного туристического маршрута. Для себя я книгу переназвал "Приключения Эмботика с умельцами-фантазёрами".
Книга не отягощена методической информацией (примерные временные рамки проектов, более конкретная ориентация проектов на возраст - подобных вещей я не заметил), но это право авторов - они же не назвали свою книгу "Курс..." . Кстати, о курсе - такого сорта материалы можно найти на сайте 169-ой питерской школы, где работают авторы lab169.ru.
Теперь немного о "своей колее".
Идея проектной деятельности вокруг подвижного робота с датчиками меня занимает уже несколько лет. Я, правда, застрял на минус первом уровне - попытке создать бюджетный робототехнический набор (на тот момент это выглядело весьма актуальной задачей, которая почему-то не решалась промышленностью). Мне удалось кустарно создать недорогую модель РУно (Робот на базе Уно - базовом контроллере Ардуино), функционально сопоставимую и аппаратно совместимую с mBot (история создания писалась на почившей "Галактике"), но жизненные обстоятельства надолго отвлекли меня от образовательных задач. Примерно в то время, когда я начал работать на РУно, завершалось создание новой открытой платформы micro:bit, которая выглядела обещающей заменой морально стареющему Ардуино. При этом было понятно, что со временем micro:bit может преодолеть все детские болезни, обрасти сопутствующими деталями и методическими материалами и даже подешеветь, что, при более современных средах программирования, разработанных целевым образом под micro:bit, сделает его более перспективным, чем Ардуино. Что, собственно, и произошло: робота и плату micro:bit можно купить сейчас долларов за 40, при том что micro:bit имеет встроенный bluetooth.
Поэтому, возвращаясь к теме сегодня, я готов опереться на готовую технику. Я заказал на aliexpress.com робота на базе micro:bit и сопутствующее "железо" (на Амперке, увы, нашёл только голый micro:bit).
Конечно, первым делом попробую что-то из книги, просто чтобы практически доказать тезис о том, что главная ценность книги - не в привязке к аппаратно-программной конкретике. Начну по книге, со среды mBlock (правда, для начала дождусь стабильной версии mBlock 5), дальше видно будет.
Правда. одно ограничение уже известно из последней статьи Александра Григорьева : в mBlock для micro:bit поддерживается только автономный режим выполнения программ.
Надеюсь через некоторое время поделиться опытом на страницах Новатора.
Ещё раз - авторам большое спасибо за книгу. Все, кто занимается, планирует заниматься или просто интересуется проектной деятельностью вокруг подвижного робота с датчиками - настоятельно рекомендую. Книга, вообще-то, детям адресована, так что и им рекомендовать можно.