Продолжение. Начало здесь и здесь.
Говорят, что в споре рождается истина. Мы, вслед за Сократом, убеждены, что истина рождается не в споре, а в диалоге. Поэтому несколько недель мы с Ольгой Федоровной Брыксиной обсуждали тему педагогического дизайна, пытались разобраться, найти ответы. И, может быть, наши находки будут интересны и для коллег.
Пономарева Е.А. Термин “педагогический дизайн” не нашел еще широкого распространения в отечественной педагогической науке. Хотя в зарубежных странах о педагогическом дизайне заговорили еще в сороковые годы ХХ века, а предпосылки к его появлению исследователи отмечают еще в XIX - начале XX века.
Одно из определений педагогического дизайна:
это область науки и практической деятельности, которая основывается на теоретических положениях педагогики, психологии и эргономики и занимается вопросами разработки учебного материала, в том числе, на основе информационных технологий и обеспечивает наиболее рациональный, эффективный и комфортный образовательный процесс. (Источник)
Примечательно, что педагогический дизайн не сводится к цифровым технологиям, а то, изучая материалы сети интернет, подумала было, что речь идет только об электронном обучении и обучении с использованием дистанционных технологий: большинство статей затрагивают только эти аспекты.
Брыксина О.Ф. Такая ситуация вполне объяснима запросами общества. Стремительная информатизация общества сделала ИКТ вызовом времени для образования. Однако педагогический дизайнер разрабатывает не только учебные ресурсы, но и образовательную среду, и содержание обучения, и отношение школьников, горизонтальные и вертикальные связи - проектирует некое образовательное сообщество, ориентированное на совместную продуктивную деятельность.
Некоторые педагогические технологии и формы обучения требуют от учителей высшего пилотажа и их априори можно отнести к “дизайнерским”.
Пономарева Е.А. Ольга Федоровна, а можете привести пример такой дизайнерской технологии?
Брыксина О.Ф. Да, артековский СОМ. Концепцию интегрированного урока оживили, сами занятия вывели из стен классной комнаты, акцент сделали на технологиях деятельностного типа и командной работе. И как-то получилось ИНТЕРЕСНО! Вроде бы ничего нового, но это ПРИЗЫВ работать ТАК, чтобы дети были СОучастниками.
Подробнее о нем здесь.
Я рецензировала СОМы. Много посмотрела, 3 раза была в Артеке.
Мои студенты в этом году СОМ показывали на конкурсе в Артеке.
Из методических рекомендаций:
Сетевой образовательный модуль является одной из форм, при которой содержание образования строится по отдельным функциональным узлам - модулям, предназначенным для достижения конкретных дидактических целей.
Модуль определяется как сетевой, так как предполагает интеграцию основного и дополнительного образования,... использование возможностей внешних партнеров…
Для полноценной реализации СОМ рекомендуются педагогические технологии, обеспечивающие возможности самостоятельной познавательной деятельности...
Этот документ четко определяет целевые ориентиры, требования к проектированию сетевых образовательных модулей; содержит методические рекомендации по организации образовательного процесса в формате СОМ, методические рекомендации по проведению занятий и по составлению рабочей программы. Именно такой подход, основанный на теоретическом обосновании практических аспектов организации образовательного процесса, на наш взгляд, обеспечивает качество проектировочной деятельности творческих коллективов по разработке СОМ.
Чем же привлекает такая форма организации образовательного процесса? Прежде всего, интегративным подходом к отбору содержания, выбору педагогических технологий, к построению единой сюжетной линии, к организации работы творческого коллектива авторов, к организации работы школьников...
По словам Ю.В. Ээльмаа, это “интегрирующая активная педагогическая практика неформального образования”. Но представляется, что СОМы могут войти и в практику формального образования, в нашу школьную жизнь и значительно разнообразить ее, создать особую атмосферу.
Что проектирует разработчик СОМ?
Во-первых, образовательную среду, выбирая образовательные средства - материальные и информационные объекты, которые будут использоваться в образовательном процессе для решения поставленных дидактических целей. Это могут быть различные артефакты - объекты исследования, уникальные носители информации, инструменты деятельности и т.п.
Конечно, в этом плане “Артек” - уникальное место. Но кто мешает школьному учителю использовать возможности потенциальных партнеров - вузов, объектов культуры, промышленного производства, социальных объектов и т.п.?
Как правило, выход за стены школы, встреча со специалистами (даже на уроке!) из различных областей и сфер деятельности является мотивирующим фактором, способствует осмыслению практической значимости получаемых знаний, становится событием.
Во-вторых, содержание. Мы практически ушли в школе от практики интегрированных уроков… Обсуждался вопрос трудоемкости подготовки интегрированного урока, оплаты труда учителя… И как-то само собой все “затихло”...
А здесь предлагается, наряду с монопредметным, именно межпредметное наполнение. И такой подход не может не привлекать! На вопрос “Сколько предметов вы изучаете в школе?”, ученики, как правило, называют числа 10-12! Понимания того, что они изучают ОДИН предмет - окружающий мир, но с разных сторон, НЕТ! В тоже время, один из важнейших личностных результатов - целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики. Изучая принципы работы магнитного диска (информатика), школьники должны понимать, что в основе его функционирования лежит явление электромагнитной индукции (физика). Рассматривая конструктивные особенности оперативной памяти (информатика), необходимо акцентировать внимание на химических и физических свойствах кремния (химия). Изучая практически любое литературное произведение, мы касаемся исторических аспектов развития общества (история), вопросов морали и нравственности (обществознание) и т.п. Таких примеров можно привести МОРЕ! Важно, что на любую проблему, объект исследования мы должны предложить школьникам посмотреть с различных сторон (как в технологии кьюбинга). И тогда рождается идея сюжетной интеграции модулей… Она просто НАПРАШИВАЕТСЯ! А включение творческих модулей “украсит” любой образовательный процесс. СОМ должен создать интригу, показать ценность каждой минуты на занятии, возможности самообразования, выстроить ориентиры и способы движения к ним.
В-третьих, образовательные ресурсы - различные дидактические материалы. Возможно, электронные, возможно, и нет… Важно, чтобы они оптимизировали и направляли познавательную деятельность, делали ее результативной и в плане предметных, и в плане метапредметных результатов. И это неизбежно, поскольку априори СОМ ориентирован на “отличную” от традиционного урока деятельность.
Важным инструментом, организующим деятельность обучающихся в познавательном блоке СОМ, является маршрутный лист. Он оформляется как перечень вопросов и заданий, которые необходимо проработать в ходе самостоятельной образовательной деятельности и предусматривает в рекомендательном ключе формы выполнения заданий.
Кстати, в технологии модульного обучения, подобные маршрутные листы назывались учебными элементами, которые, правда, в большей степени имели алгоритмическую природу и содержали последовательность действий. Маршрутные листы, по мнению авторов рекомендаций, в большей степени должны быть ориентированы на формирование матапредметных результатов.
В-четвертых, ОТНОШЕНИЯ (!), говоря терминами педдизайна, дизайн СОУЧАСТИЯ (Participatory design). Как можно вовлекать учеников в учебную систему так, чтобы они могли влиять на ее изменение и развитие? И на свое тоже...
Юрий Владимирович Ээльмаа говорит о важности горизонтальных связей. Но чтобы они, действительно, оказались значимыми, продумывать деятельность школьников необходимо с учетом целого спектра факторов и, прежде всего, готовности работать в коллективе, осознания общественной значимости личных знаний и опыта, желания делиться ими и получать от своих одноклассников. 21 век - это век командной работы, с одной стороны, и век ЛИЧНОСТЕЙ (по мнению М.Казиника) - с другой! И как реализовать потенциал этих связей - это предмет прогностической рефлексии разработчиков.
Но проектирование отношений школьников - это одна сторона медали, важно правильно выстроить и отношения специалистов - авторов модулей, представителей разных предметных областей. И это тоже сфера педагогического дизайна. И, пожалуй, важными качествами “взрослых” должны быть открытость к взаимодействию, желание получить новый опыт, уважение профессиональных интересов всех разработчиков, адекватная самооценка… Перечень можно значительно расширить, но главное - это желание показать детям “драйв” от процесса обучения!...
Предметом детального обсуждения могут стать инструменты оценивания, учебные задания межпредметного характера, ориентированные на включение в деятельность и направленные на формирование универсальных учебных действий.
Тем не менее, с позиции педагогического дизайна СОМ - это модель обучения, в которой определена структура образовательного процесса, требования к образовательной среде, виды учебной деятельности, человеческие и информационные ресурсы, инструменты…
Пономарева Е.А. А в гимназии № 9 г. Воронежа есть практика “образовательных путешествий”. Нет, образовательное путешествие – это не экскурсия, хотя и «музейные уроки» уже прочно вошли в учебно-воспитательный процесс школы. Скорее, это события-праздники, события-погружения в конкретную эпоху или литературное произведение, имеющие, как мы неоднократно убедились, колоссальный потенциал для формирования предметных, метапредметных, личностных результатов, сплачивающие и учеников, и учителей. По структуре они похожи на квест, но в то же время квестом не являются. У нас были образовательные путешествия по золотому сечению и на Байкал, по книге “Маленький принц” и по “Сказке о потерянном времени”. Сейчас планируется путешествие в эпоху Петра I. Участвует параллель, а это 5-6 классов. Путешествие рассчитано на целый день, поэтому других уроков у участвующих классов в этот день нет.
Давайте посмотрим, как проектируется дизайн события.
Отношения
Детей разбивают на команды (10-12 человек), перемешивая в команде представителей разных классов. Каждый получает опознавательный знак, например, ленточку определенного цвета на руку, а потом должен найти себе подобных. Для детей это деление выглядит случайным, но поверьте, классные руководители продумывают, кого эффективнее объединить вместе, а с кем лучше не рисковать. Далее с командой работают вожатые, в каждой команде свои. Вожатый - это волонтер-старшеклассник, который в начале путешествия проводит игры на сплочение команды, дает возможность ребятам познакомиться в игровой форме, сопровождает своих подопечных целый день, а в конце организует рефлексию в команде. Всему этому вожатых обучают, поэтому мы получаем и еще один сплоченный креативный коллектив - вожатский отряд.
Команда получает маршрутный лист с заданием, где указывается, какие станции и в каком порядке команда должна пройти и какой продукт создать в результате.
Понятно, что происходит сплочение ребят, но интересно, что этот же эффект наблюдается у педагогов. Учитель может проектировать свою станцию один, но чаще мы объединяемся с коллегами самым непредсказуемым образом. Представьте себе, например, что учитель химии и английского языка должны создать общий урок, выстроив его вокруг эпохи Петра I. Тут вместе с коллегой перелопатишь совместно гору идей, посмотришь кучу книг, съешь пуд соли и не только ближе познакомишься, но и успеешь подружиться…
Содержание
Оно межпредметное и метапредметное и вращается вокруг общей темы. Каждый учитель работает над содержанием своей станции, своей грани единого целого. Должно получиться 25 минут, насыщенных учебной деятельностью, исследовательской, поисковой, продуктивной. Например, в путешествии семиклассников на Байкал на станции «Аш-два-о» (заметьте, химию в 7 классах еще не изучают, для ребят здесь состоялось первое знакомство с предметом), мы собирали «Карту удивлений». Задача, стоявшая перед школьниками – отобрать и визуализовать в стиле инфографики химические, биологические, географические, физические факты, касающиеся самого загадочного вещества - воды и уникального озера России, которые вызывают удивление. А когда в конце путешествия каждая команда получила возможность представить полученные результаты и высказаться, что произвело самое яркое впечатление и больше всего запомнилось, семиклассники удивили директора, вспомнив и сложные названия, и точные цифры своих «удивлений».
Образовательная среда и образовательные ресурсы
Мы не выходили за стены школы, но каждый кабинет преобразился в соответствии с задуманным педагогом содержанием. Впрочем, некоторые этапы проходили даже не в кабинетах, а в школьных коридорах и рекреациях. Так вместо перемен ребята попадали на станции, где должны были сочинить рэп о Байкале, познакомиться с традициями коренного населения региона – бурятов, разучить национальный бурятский танец. Это постарались педагоги дополнительного образования. Потом, собравшись в актовом зале, все участники исполняли сочиненное, танцевали в едином порыве ёхор и загадывали желания, завязывая ленточки со своей руки на дерево исполнения желаний. Да, забыла сказать, что элементы национальной одежды бурятов тоже присутствовали. Ими сразу удивили учителя, дав понять, что серьезной учебы сегодня не ожидается.
Но можно ли назвать такой подход к учебной деятельности «несерьезным»? Да, дети сочиняли рэп и танцевали, но еще они исследовали, вели поиск и смотрели на один и тот же объект с разных точек зрения, разных школьных предметов. Думается, что такое событие имеет даже больший потенциал для формирования личных, метапредметных, даже предметных результатов, чем обычный урок. А еще оно запоминается и надолго создает позитивное настроение у всех его участников.
Таких событий не может быть много. Для каждой параллели путешествие только одно за учебный год. Потому и готовятся к нему серьезно. Полагаю, не ошибусь, назвав его “дизайнерским продуктом”.
Наверное, каждый учитель тоже имеет опыт проведения уроков, которые с полным правом относятся к “дизайнерским”. Приглашаем вас поделиться.
Пост подготовлен авторским коллективом: Брыксиной О.Ф. и Пономаревой Е.А.