Публикации сообщества

Борис Ярмахов • 21 декабря 2023

Китайская дидактика

Китай сегодня - это страна, в которой в образовании происходит сегодня много всего интересного. Активно ведутся разработки в области искусственного интеллекта, систем адаптивного обучения, виртуальной реальности. Люди, бывающие в Китае на конференциях и посещающие китайские университеты, с восторгом рассказывают о степени цифровизации китайского образования, о создании центров больших данных при китайских университетах, о виртуальных помощниках и роботизации, проникающей во все сферы общества. Тем интереснее понять, как выглядит китайская наука об обучении, на каких принципах она основывается. Иными словами, речь - о китайской дидактике. 

Китайское образование является одним из древнейших в мире. В Китае, например, были созданы одни из древнейших наглядных пособий, или, как бы сейчас сказали, средства визуализации знания. 

Вот, например, дуньхуанская карта звездного неба, созданная китайскими астрономами более полутора тысяч лет тому назад. С ее помощью учили будущих китайских чиновников.

Китайское образование издавна строилось на конфуцианских принципах. В этой идеологии, лучшее, что могло ждать молодого китайца - это стать Дзюнь-Цзы, благородным, образованным мужем, жизнь которого посвящена служению государству. К слову слово цзюнь-цзы (  君子 ) образовано двумя иероглифами - власть и ребенок, то есть цзюнь-цзы буквально - это “дитя власти”.

Чтобы стать цзюнь-цзы, нужно упорно трудиться. Не случайно, уже в 6 веке н.э. (то есть примерно тогда же, когда и карты звездного неба) китайцы изобрели… ЕГЭ (по китайски - гао-као - 高考) - единый государственный экзамен для тех, кто готовится к тому, чтобы стать цзюнь-цзы. И вот как это выглядит:

 

Что же в конфуцианском Китае происходило с теми, кто не готовится к “гао-као” и не становится “цзюнь-цзы”? Они (а их, понятное дело, абсолютное большинство) становились “сяо-женями” (小人 , буквально, “маленький человек”) - людьми незначительными, живущими в нищете и ни на что не претендующими. Для того, чтобы один китаец стал цзюнь-цзы, нужно было, что бы сто других (сяо-женей) трудились на рисовых полях, обеспечивая его образование. 

Тот факт, что в Китае к началу двадцатого века скопилось огромное количество таких людей, помноженный на разруху и неудачи страны во внешнеполитическом поле привело к тому, что в стране назрели перемены. Человеком, возглавившим и вдохновившим реформы в китайском образовании стал китайский философ и журналист (занимавший одно время пост ректора Пекинского университета) Ху Ши (1891 - 1962). Ху Ши понял, что в стране назрели перемены и, прежде всего - в образовании. Нужно было выстраивать такую образовательную систему, которая давала бы возможность социального лифта всем - и цзюнь-цзы, и сяо-женям. Иными словами, в начале двадцатого века Китай столкнулся с теми же проблемами, что Европа - в семнадцатом.

В 1918 году Ху Ши пригласил в Китай одного из самых ярких деятелей образования того времени - американца Джона Дьюи, который, приехав в страну, задержался в ней более, чем на два года и прочитал китайским студентам и учителям более 200 лекций, которые Ху Ши переводил с английского лично. Идеи Джона Дьюи оказались крайне популярными в Китае, а  количество слушателей этих лекций иногда достигало нескольких тысяч человек, что, по сути, делало их своеобразными MOOC-ами.

 

Джон Дьюи и Ху Ши.

В 1922 году в Китае была проведена образовательная реформа, узаконившая такие практики, как проектное обучение и одну из первых системных попыток индивидуализации обучения - Дальтон план. 

“Американизация” китайского образования сохранялась до прихода к власти в 1949 году КПК, после чего это направление реформ было, по сути, свернуто, как “немарксистское”. Отвернувшись от Запада, Китай начал поиски “правильной” дидактики на Севере. С 1949 и по 1959 год “советизацией” китайского образования занимался лично тогдашний президент Академии педагогических наук А.И.Каиров. В это время его учебник педагогики стал обязательным чтением в китайских педагогических университетах. 

 

В 1970-х годах изменение курса КПК привело к тому, что китайские педагоги обратили свои взоры на Запад в поисках новых идей для образования. В середине 1980-х годов в Шаньхайский университет посетили выдающиеся немецкие ученые педагоги  В.Клафки и Д.Бреннер и оказали существенное влияние на китайскую педагогическую общественность. 

Современная китайская педагогика занимается поиском оптимальной для себя модели, которую в литературе называют “гармония в разнообразии” (хаар бутонг 和而不同). Идея ее состоит в том, чтобы взять лучшее от существующих теорий и учений и связать их в гармоничное целое. 


 

Источник: 

From ‘Didactics’ to ‘Curriculum-andDidactics’ and Beyond: A Non-affrmative Approach to the Analysis of the Changes in Didactics in Mainland China 

Bangping Ding, 2023

Кол-во комментариев: (3)