Мы с Ирина Кабанова решили совместными усилиями напомнить сообществу о замечательной среде для программирования PencilCode. Способ для напоминания выбрали тривиальный: МК на Одиннадцатой научно-практическая конференции «Проблемы и перспективы внедрения свободного программного обеспечения в образовательных организациях Санкт-Петербурга». Как оказалось, Ирина была первым официально зарегистрированным иногородним участником в качестве ведущего активностей за всю историю конференции
По ссылке можно посмотреть материалы конференции. Запись с нашего МК еще не выложена, но конференция была богата другими полезными выступлениями и активностями.
Среди огромного количества материалов, посвященных PencilCode, размещенных в сетях вообще, и на "старой" Галактике в частности, а еще в сообществе "Signum" в G+, среди армии интереснейших авторов, каждый из которых достоин отдельного поста, среди массы своих наработок было нелегко найти уникальную идею для показа, рассказа и организации практической работы. Кроме всего прочего, мы понимали, что на МК этой небольшой камерной конференции могут прийти люди, совершенно незнакомые с PencilCode (так и получилось). Поэтому нужно было выбрать тему, в рамках которой можно иметь разные точки входа и разные сценарии развития событий, а еще - необычный материал и посильное задание-исследование.
Названием МК - "Pencilcod-им и растём"; хотелось показать, как, проходя через систему разнообразных заданий, растет математический, алгоритмический, логический аппарат ребенка, как школьник открывает для себя новые темы и возможности, как в рамках одной задачи он может развивать решение "вширь", добавляя новые элементы, "вверх", увеличивая сложность и детализацию, и "в будущее", знакомясь с новым знанием из курса математики, вводя его в свою деятельность с опережением программы.
Хорошую "долгоиграющую" идею почерпнули когда-то у Людмилы Рождественской и Кристины Тороповой: построение узоров для рукоделия. Это и традиционная вышивка, и тема снежинок в вышивке и вязании, и мандалы на камне.
Материалы по теме можно посмотреть в архиве Галактики:
Здесь (плюс ссылки в конце поста) - о мозаиках, замощениях (Л. Рождественская)
Здесь - еще о мозаиках и паркетах (Л. Рождественская)
Здесь - о снежинках (Л. Рождественская)
Здесь - о "долгоиграющей" задаче о тротуарах, решаемой в разных средах (Л. Сащенко)
Здесь - "долгоиграющая" задача про "жывел", решаемая по-разному в среде PencilCode (Л. Сащенко)
А еще в G+ Signum в разделе "Визуальное программирование"
Здесь и здесь - мандалы от Кристины Тороповой (не гарантирую, что ссылки откроются).
на случай, если не откроются, черепаший код от К. Тороповой раз и два, и ее же вышивка
И разработка по эстонскому национальному узору от Л. Рождественской
Имитация узора резьбы по дереву, выполнено учеником Ирины Кабановой
Что петербургским школьникам обычной окраинной муниципальной школы, что вологодским лицеистам информационно-технологического и социально-экономического направлений интересны темы народного творчества, интересны по-разному: для одних это или диковинка, или семейные раритеты, оставшиеся от прабабушек, для других - естественные предметы их ежедневного окружения. И в том, и в другом случае предложение перенести построение рисунка в программный код вызывает смену эмоций от недоумения до энтузиазма и радости. Поэтому мы активно "эксплуатируем" этот интерес, предлагая для алгоритмизации на уроках информатики в 5 классе (И. Кабанова), занятиях внеурочной деятельности (Л. Сащенко и И. Кабанова) исследовать готовые и строить новые узоры, взятые из мотивов традиционных ремесел.
На МК, кроме сопутствующей презентации и задания на компьютере, были задействованы изделия традиционных ремесел: старинный вышитый рушник из Брянской области и аксессуары Ирининого авторства в технике вологодского кружевоплетения.
Узор с рушника и лег в основу МК. После того, как ведущие узнали, что никто из присутствующих в PencilCode не работал, участникам МК было предложено "починить" заранее "испорченный узор": восстановить длину стежков обвивки, изменить цвет "снежинки", превратить "снежинки" в "звездочки", добавить количество элементов. задание на анализ программного кода и внесение изменений самым простым методом - подбором, как это делаем мы с учениками на начальных этапах работы в среде PencilCode.
В презентации мы постарались не только показать "рост" заданий в сторону усложнения визуального и математического, но и привели примеры тем из курса математики и разных видов деятельности, в которых можно использовать такое содержание как основу для задач.
Презентация к МК вот:
Я очень надеюсь, что через несколько дней мы увидим дебютный пост моей коллеги по этой теме. А сама продолжаю разрабатывать новые околокомпьютерные уроки технологии).