Продолжение. Начало обсуждения: 1, 2, 3.
Обсуждая с читателями содержание номинации «Педагогический дизайнер» конкурса «iУчитель», мы увидели, что не все в новом термине просто и понятно, определения не всегда согласуются друг с другом, единый подход отсутствует, зачастую всё сводится к авторским точкам зрения. Поэтому и решили обратиться к человеку компетентному, смотрящему на педагогический дизайн с научной точки зрения, объективно.
Нашим собеседником сегодня будет ведущий научный сотрудник Института Системных Проектов МГПУ, доктор педагогических наук Евгений Дмитриевич Патаракин.

Докторская диссертация Евгения Дмитриевича называлась «Педагогический дизайн совместной сетевой деятельности субъектов образования». Как видите, то, что нам кажется сложным, для него уже перестало быть таким.
Евгений Дмитриевич, в российской педагогике есть понятие педагогического проектирования. Объектами педагогического проектирования являются педагогические системы, педагогические процессы, педагогические ситуации. Термин “педагогический дизайн” в русскоязычной педагогической литературе практически не встречается. Но и в нем речь идет о проектировании.
На Ваш взгляд, насколько эти понятия пересекаются? Может, они взаимозаменяемы? Или это совсем о разном?
- Я использовал определение Г.П. Щедровицкого, у которого дизайн как жёлудь содержит две половинки = технологическое проектирование вещи + социальное проектирование (возможные сценарии того, как люди с этой вещью могут действовать). Т.е. проектируется система "человек + вещь", а не отдельно вещи и сценарии их использования и, да, дизайн пересекается с проектированием и это социо-техническое проектирование, а педагогический дизайн = дизайн (социотехническое проектирование), направленное на достижение педагогического результата.

Тот самый желудь
Вы говорите о новом направлении педагогического дизайна, нацеленного на организацию и развитие совместной сетевой деятельности? Какие аспекты такой проектировочной деятельности Вы считаете наиболее важными для педагога? Какие навыки Вы отнесете к инварианту профессиональной компетентности? А в идеале?
- Тут к сожалению есть удвоение сущностей. Вернее есть 2 разные сущности и обе под словом сетевой. 1 - то, что связано с сетью интернет, когда сеть задает среду, в которой деятельность осуществляется. И этому значению скоро придет конец, просто потому что вся деятельность будет такой. А вторая сущность она про то, что в ходе совместной деятельности возникают связи и отношения, формируется социальная сеть, которую можно зафиксировать, увидеть, показать - и вот эти педагогические профессиональные компетентности - ценить и понимать взаимодействия между учениками, не бояться сложных систем и взаимодействий внутри класса, уметь отслеживать групповую динамику - это такие новые и ужасно интересные профессиональные умения.
Какие Вы прогнозируете социальные эффекты реализации концепции педагогического дизайна совместной сетевой деятельности субъектов образования?
- Я честно думаю, что эти эффекты придут в школу из современного футбола и других игр, где ценится взаимодействие и есть деньги, чтобы это взаимодействие изучать. Я точно не понимаю какие будут социальные эффекты и думаю, что никто пока не понимает. Но, именно там золотая жила.
В вузах и на курсах повышения квалификации уже появилась программа дисциплины «педагогический дизайн». Что, на Ваш взгляд, должен знать и уметь сегодня педагогический дизайнер?
- Давайте я лучше скажу на кого должен равняться современный педагогический дизайнер? И расскажу о великих дизайнерах, которых я за руку держал. Это:
Сеймур Пейперт, потому что он придумал мир Лого, управляемый учеником объект и множество сценариев, в которых ученики создавали программы управления этим объектом и осваивали новое знание. Тут все понятно и Сеймур воспринимается образованием и педагогическим дизайном как свой.
Вард Кеннингем, потому он придумал мир вики и исходные сценарии того, как люди могут вместе сочинять и редактировать истории.
В Вашей диссертации есть отсылка к Великой дидактике Яна Амоса Коменского (с.64), утверждающей, что «для учеников совершенно неважно, сам ли учитель подготовил все необходимое к уроку, или кто-нибудь это сделал до него, лишь бы было под рукой все, что требует дело...». И «используя готовые учебные материалы, переложив часть своей работы на вещи, учителя смогут сосредоточиться на решении более важных и нужных для образования задач».
Как Вы считаете, а сегодня должен ли учитель готовить ресурсы к уроку сам, или напротив, стоит освободить его от этой обязанности: дизайнерами должны быть специалисты?
- В свете недавних разговоров про мейкеров (а они же тоже дизайнеры) надо уметь делать вещи самому и надо уметь использовать вещи, которые сделаны другими людьми. И, сейчас думаю, что это взаимосвязанные умения. И тут в вопросе ловушка! Учитель же должен быть еще и мета-дизайнером - он должен создавать ситуации, когда ученики не просто используют созданный им ресурс, о создают свои собственные вещи. Джерард Фишер про это много писал.
В конкурсе iУчитель одна из номинаций называется «педагогический дизайнер». Как Вы думаете, какие именно материалы должны быть представлены в этой номинации?
- Из первых пунктов следует, что там должны быть всякие придумки о том, как мы создали какое-то средство, а дети с помощью этого средства насоздавали всяких вещей и в процессе создания много чему научились. Как-то так.
Как видите, номинация многогранная. Мы вернулись к тому, что проектировать можно и образовательные ресурсы, и среду, и отношения в процессе деятельности. Пожелаем успехов участникам конкурса! А тем, кто еще не решился участвовать, уверенности в своих силах и радости полета от обретенных крыльев!