Заявка на конкурс iУчитель

Елена Ульянина • 9 декабря 2018

Метапредметные сетевые игровые проекты как один из инструментов развития УУД у обучающихся с ОВЗ и успешного включения их в общее образовательное пространство

Ульянина Елена Вячеславовна

Номинация: STREAM учитель
Учебный предмет: Биология, География, Экология
Педагогический стаж: свыше 10 лет
Место работы: Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска»
Населённый пункт: город Смоленск, Смоленская область (1)

Пример использования идеи/проекта

Инклюзия выступает за право каждого ребенка, независимо от индивидуальных достоинств и недостатков, участвовать в жизни общества наравне с другими и учиться в одном классе со сверстниками, а не в специализированных учебных заведениях. В рамка сложившейся системы сделать это проблематично, т.к. она мало учитывает индивидуальные особенности и особые образовательные потребности. Так, дети с ОВЗ нуждаются в щадящем режиме работы, имеют низкую мотивацию к учебной деятельности, узкий кругозор, недостаточно владеют УУД, в силу особенностей здоровья часто пропускают занятия, "выпадая" из жизни класса. Одаренные дети желают изучать материал на повышенном уровне. Учителя делают акцент на знание своего предмета и не в силах уделить внимание каждому. Родители хотят, чтобы именно их ребенок чувствовал себя в школе комфортно, был успешен, но не перегружен и сохранял здоровье. Решению проблемы создания единого образовательного пространства, поможет идея метапредметных сетевых игровых проектов. Препятствием на пути реализации данного типа проектов для нас стал низкий уровень развития УУД у обучающихся с ОВЗ. Начали мы с отработки отдельных УУД, наиболее западающих у наших учащихся по результатам входной диагностики. Для этого использовались интерактивные задания, созданные с помощью сервиса learningapps.org. На их примере отрабатывались и навыки безопасной работы в сети Интернет. Такая подготовка позволила включить детей в метапредметные игровые сетевые проекты в рамках проведения Предметных недель. Предложенные проекты пользовались популярностью у детей с ОВЗ нашего центра, а учителя-совместители опробовали их с детьми обычных школ (там они тоже имели успех). Возникла идея использовать данную форму проекта не только для развития УУД, но и для организации единого образовательного пространства с целью включения детей с ОВЗ в совместную деятельность с нормативно развивающимися сверстниками. Данная идея может быть реализована и в рамках отдельного класса и как межшкольный проект.

Материалы

Пример игры "Заповеднополис", подготавливающей детей к реализации проектов, посвященному году ООПТ РФ http://cdoegn.blogspot.com/ Ссылка на сборник статей " Электронное обучение в инклюзивной практике современного педагога (со статьей автора на стр.135 о проблемах развития и диагностики УУД у обучающихся с ОВЗ средствами ЭОР) https://drive.google.com/file/d/1KyxrYlhlpLvDZPU9e5qOzs7hwU5RvziG/view?…;

Целевая группа

Обучающиеся с ОВЗ, дети-инвалиды с сохранным интеллектом, которые (в силу особенностей здоровья и необходимости часто проходить медицинские обследования) часто пропускают очные занятия и лишены возможности участия в проектной деятельности класса, дети 5-9 класса

Какие современные образовательные технологии вы планируете использовать в данном проекте и обоснуйте почему

Игровые технологии делают процесс обучения интересным, повышая учебную мотивацию. Метапредметный подход позволяет рассмотреть объект с позиции разных школьных предметов и точек зрения, формируя целостное представление о мире, сформировать представление об общих способах познания. Метод проектов включает ребенка в деятельность (ключевое условие развития) по решению конкретных задач; позволяет получить "продукт", дающий ощущение значимости деятельности (мотивация); возможность похвастаться им (ситуация успеха), получить быстрый результат, важный для современных детей. Технология группового (коллективного) обучения (В.К. Дьяченко, Н.Е. Щуркова) учит договариваться, самостоятельно планировать и контролировать свою деятельность, в соответствие с работой команды. ИКТ организуют совместную деятельность удаленных пользователей в удобное время в любом месте.

Содержание проекта

Проект предполагает включение ребенка с ОВЗ в совместную деятельность (в т.ч. с нормативно развивающимися сверстниками) через выполнение метапредметных сетевых игровых проектов, способствующих развитию комплекса УУД. Проект размещается в сети Интернет с доступом по ссылке и включает в себя игровой квест; сервисы для регистрации (например, формы Google), публикации материалов, организации взаимодействия (например, чат). В начале детям предлагается задание "упакованное" в игровую форму квеста. Например, предлагается раскрыть тайну дневника путешественника, открывшего неизвестную землю. Выполняя задания игры, дети знакомятся с изучаемым объектом, рассматривая его с разных сторон и позиций, применяя УУД (например, отличать правду и вымысел, определять причину и следствие, находить нужную информацию в различных источниках и т.п.). После успешного выполнения цепочки взаимосвязанных заданий, игроки получают доступ (код, ссылку и т.п.), который позволяет перейти к следующему этапу, в ходе которого предлагается выполнить групповой мини-проект, теоретической базой для которого и служила игра-квест. Например, проект по практическому использованию земли, описанной в дневнике неизвестного путешественника, сведения о которой игроки получили на первом этапе в ходе выполнения квеста. Третий этап, размещение продукта своего проекта на виртуальной "Доске объявлений" и участие в публичном обсуждении результатов проектов других участников. Последний этап - коллективный выбор победителя по заданным критериям. Такая организация деятельности делает процесс обучения интересным, подавая "скучную теорию" как увлекательную игру, доступным для любой категории детей. Метапредметный характер работы позволяет, на основе знаний из различных областей сформировать целостное представление об окружающей среде и общих способах ее познания, что особенно важно для детей с ОВЗ, мир которых часто ограничен стенами комнаты (познавательные УУД). Публичное представление своего проекта и обсуждение работ других пользователей в сети, учит свободно высказывать свое мнение, учитывая интересы других (коммуникативные УУД). В сетевом общении на первый план выходит не биологическое неблагополучие ребенка с ОВЗ, а его человеческие качества, позволяющие ему почувствовать свою успешность в среде сверстников, а нормативно развивающихся детей, учит толерантно относиться к особенностям других, учитывая их мнение (личностные УУД). Т.о. метапредмтные сетевые игровые проекты развивают все УУД, демонстрируют их универсальность, помогающую работать с любыми задачами по любому предмету. Роль учителя в ходе реализации такого проекта меняется на консультативно-координирующую, а значит у него появляется время для того, чтобы работать с учетом запросов различных обучающихся. Т. о., сетевой характер проекта позволяет организовать единое образовательное пространство для совместной деятельности, учитывая индивидуальные потребности каждого из участников (за счет выбора места, времени, уровня погружения в материал)

Необходимые ресурсы/условия для реализации идеи

Метапредметные сетевые игровые проекты требуют: совместного участия в их разработке учителей различных школьных предметов, владеющих ИКТ, готовых перестроить учебный процесс с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ целью приоритета формирования УУД на основе метапредметного подхода; наличие свободного доступа в интернет у всех участников образовательного процесса, в т.ч. специального оборудования, учитывающего физические особенности детей с ОВЗ; программное обеспечение для разработки и размещения интерактивных заданий в сети (например, learningapps.org и т.п.), программы для организации совместной деятельности и представления ее продуктов в сети (например, сервисы Google, виртуальные доски и т.п.).

Возможные риски и пути преодоления

Трудоемкость создания и реализации таких проектов не позволяет использовать их постоянно, поэтому внедрять метапредметные сетевые игровые проекты в практику образования можно начать за рамками уроков, в ходе реализации мероприятий "Предметных недель" или внеурочной деятельности.
Недостаточное развитие УУД, необходимых для групповой работы (в т.ч. коммуникативных) у обучающихся с ОВЗ, приводит к тому, что вначале проекта комплектованием групп и распределением в них ролей должен заниматься учитель.
Отсутствие оборудования, в т.ч. специального (например, компьютерная мышь для ребенка с ДЦП) и навыков безопасной работы в сети.

Возможности масштабирования идеи

Данный проект может быть реализован любыми учителями, имеющими навыки работы с ИКТ. Легче всего "принцип метапредметности" реализуется в рамках предметов, относящихся к одной предметной области (естественные или гуманитарные науки и т.п.), но наиболее интересными и полезными (хотя и труднореализуемыми) могут стать проекты на стыке разных областей знаний.
Данный тип проектов может применяться в работе и с другими группами обучающихся: одаренными детьми, нормативно развивающимися детьми из разных регионов, малолетними преступниками, временно лишенными свободы и т.п.

Ожидаемые результаты у целевой группы (изменение модели поведения)

Результатами проекта для обучающихся с ОВЗ должны стать: повышение познавательной активности и мотивации к совместному обучению; расширение кругозора, умение применить знания различных предметов школьной программы для решения конкретных задач и формирования целостных представлений об окружающем мире; развитие коммуникативных навыков, преодоление стеснительности в общении; развитие комплекса УУД, помогающих освоить общие способы познания мира и найти свое место в общем образовательном пространстве, выстроив индивидуальную образовательную траекторию. Для нормативно развивающихся детей основным результатом проекта должно стать развитие толерантности, способности и желания общаться с людьми, имеющими ограниченные возможности.
Проект способствует: развитию УУД, помогающих самостоятельно строить свою образовательную траекторию; улучшению отношения в школьном сообществе к обучающимся с ОВЗ, повышению активности ребенка с ОВЗ, его включению в общее образовательное пространство.

Методы/способы измерения результатов и успешности проекта

Результативность работы можно оценивать через изучение динамики развития УУД у обучающихся с помощью диагностик, составленных на основе рекомендаций "Научно-исследовательского института столичного образования с учетом рекомендаций по диагностике УУД в начальной школе Г. А. Цукерман.
Степень комфортности единого образовательного пространства, созданного с помощью проекта можно оценить через изучение количества различных категорий детей ( в т.ч. с ОВЗ), пожелавших принять участие в данном виде деятельности (степень востребованности).

Оцените материал:
Поделитесь ссылкой:     

Кол-во комментариев: (4)

Елена Ульянина
Здравствуйте, Galina. Пока делали только проекты с географами и химиками. Был еще хороший проект биология-литература "Цветок папоротника: миф или реальность", но он не игровой. В планах проект с физиками, но он еще не оформился.
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии