Публикации сообщества

Евгений Патаракин • 23 декабря 2018

Размораживаем образовательные политики в ёлки таксономий

Одним из условий успешной деятельности сообщества является общая разделяемая сообществом информационная онтология сферы деятельности. Как правило, информационная онтология может быть представлена как карта или как дерево. Значение онтологий, таксономий и классификаций обсуждается в книге Sorting Things Out: Classification and Its Consequences


Авторы подчеркивают, 1) Все люди постоянно занимаются классификацией окружающих объектов и понятий. 2) Принятые и действующие в обществе системы классификации являются "замороженными политиками". 
При этом существует скрытое воздействие системы классификации из одной области на другие области.

Чудесный пример с международной системой классификаций болезней (International Classification of Diseases), которая  в основании системы  классификации компьютерных систем, поддерживающих совместную работу (Сomputer-supported cooperative work CSCW). 

Мне кажется, что преподаватели особенно любят таксономии. Например, Бенджамен Блум воспринимается прежде как автор таксономии педагогических целей.

И тут мне хотелось бы подчеркнуть, что прелесть таксономии состоит в том, что она может быть видоизменена. Говоря языком Scratch - ценность таксономии определяется не столько числом лайков, числом ремиксов. Кстати, это один из скрытых учебных курсов, которые Scratch транслирует в современное образование - цените ремиксы, создавайте условия для ремиксов, помните, что через видоизменение и редактирование люди могут вовлечены в сообщество авторов систем классификаций. 

Дальше у меня будет серия примеров песочниц систем классификаций сред для обучения основам программирования. Начну я с самой простой, и мы посмотрим, что из этого эксперимента получится. В качестве песочницы воспользуемся вики страницей.
http://letopisi.org/index.php/Taxonomic_sandbox_1
Исходное дерево взято из работы "Programming Environments for Novices" Mark Guzdial. Работа хорошая, но давнего 2003 года и со временем к этой публикации много новых ветвей и листьев приросло. Можем их смело добавлять и смотреть как новогодняя ёлка классификаций  будет развиваться.
Правила работы просты. Это графвиз и связи между объектами записаны на простом языке DOT. Даже и комментировать нечего:

  1. Зашли в режиме редактирования.
  2. Посмотрели на текст графа.
  3. Добавили новую строчку - веточку.
  4. Сохранили страницу.

Пока текст простой
Lisp -> Logo ;
Logo -> LogoWriter ;
Logo -> Boxer ;
Logo -> "Smalltalk" ;
LogoWriter -> StarLogo ;
LogoWriter -> "Moose Crossing" ;

Prolog -> AgentSheets ;
Prolog -> Cocoa ;
Cocoa -> KidSim ;
Cocoa -> "Stagecast Creator" ;
Prolog -> ToonTalk ;

Pascal -> Genie ;
Pascal -> GPCeditor ;
GPCeditor -> Emile ;
Emile -> "ModelIT! ;

И 3 простых деревца таксономий на экране.

Оцените материал:
Поделитесь ссылкой:     

Кол-во комментариев: (6)

Евгений Патаракин
Да, новогодний подарок Новаторам - можно оставлять предложения здесь - в комментах и я перекину их в граф. Хотя, это и противоречит идее ремиксов.
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Евгений Патаракин
    Ну, на самом деле - нет :) StarLogo сделал еще Резник и там было неограниченное число черепах, но программировались они текстом. Потом из этого направлении выделился Виленский с NetLogo и отдельно, параллельно Scratch ветвь с StarLogo TNG - где черепахи управлялись через сборку визуальных блоков. Вот, от StarLogo TNG -> StarLogo Nova
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Борис Ярмахов
    Женя, мне это направление кажется интересным. Тут есть и чисто философские вещи - скажем, про то, что Леви-Стросс очень убедительно про бриколаж рассказывал, что слить можно что угодно с чем угодно, до чисто прикладных. Например, хотим мы решить какую-то узко прикладную задачу. Например провести компьютерный лагерь с конкретными задачами. И может оказаться так, что нам целый новый язык (или среду) программирования окажется собрать проще, чем приладить уже существующий язык под наши задачи. И тот прорыв, который произошел в последние годы с созданием библиотек, на основе которых такие среды создаются, очень все упростил и убыстрил. Я вот уверен, что один Blockly тут все очень сильно перепахал. У Гуздиаля я этого не видел, по его тексту складывается впечатление, что каждый разработчик языка программирования пишет свой язык с нуля, в лучшем случае основываясь на каких-то идеях предшественников, что не так, поскольку берутся целые паттерны и целые библиотеки. Вот в этом бы разобраться. Ну и мое предположение - что здесь нужно действовать скорее методом фокус группы, собирая очно людей, которые в этом чего-то понимают на какую-то стратсессию. Слабо верю что в вики-среде тут можно сильно продвинуться - очень уж узкоэкспертная тут область.
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Евгений Патаракин
    Боря, тут я вот какой тезис пытаюсь посмотреть-поиграть - одно из направлений и обучения программированию и мейкерству состоит в формировании мыслительной установки - mind-set - и главная установка - субъектная. Ты можешь это сделать! Глагольность и активность тут самое главное. Это и раньше было Ты можешь быть учёным - ты можешь делать науку (Келли и его последователи), ты можешь делать карты (Atlas of Knowledge: Anyone Can Map https://www.amazon.com/Atlas-Knowledge-Anyone-Can-Press/dp/0262028816), ты можешь создавать и видоизменять цифровые истории и компьютерные игры - все это общий переход от позиции наблюдателя и потребителя к позиции участника. При этом для учителя объектом деятельности скорее будут не истории и игры, а онтологии и учебные практики. Т.е. это все в общем заходе CollabChallenge 2018
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии