А знаете ли вы, кто первым создал инфографику? Никогда не задумывались?
Не буду лукавить, я тоже отношусь к числу тех, кто непомерно удивился дате ее выхода и имени автора: немецкий ученый, Александр фон Гумбольдт, конец 18 - начало 19 века.
На фото Чимборасо, 1807 г, работа А.Гумбольдта
Его инфографики называют еще геовизуализацией, здесь можно увидеть больше примеров, и посвящены его работы обобщению и аналитике результатов его путешествия в Южную Америку. После возвращения в Германию он долго все систематизировал и описывал, множество объектов живого и неживого мира получили, благодаря его работе, имя первооткрывателя. Так, существует Пик Гумбольдта, пингвины Гумбольдта и проч.
Второе продолжительное путешествие длиною в год А.фон Гумбольдт предпринял по России в возрасте почти 60 лет!
Полтора месяца своего прошлогоднего лета я занималась изучением этого путешествия и его итогов.Результат моей работы - игра "Стань академиком, или поднимись на гору Гумбольдта!"
Пояснение к названию игры:
1. «Выдающиеся люди XVI и XVII веков сами были академиями — подобно Гумбольдту в наше время», — заметил как-то Гёте, всегда восхищавшийся своим другом.
2. Одна из вершин Северного Урала (близ горы Денежкин камень) в 2001 г. по инициативе ДАМУ и Свердловского филиала Русского географического общества названа горой Гумбольдта.
3. В основу ботанической географии Гумбольдт положил климатический принцип. Он указал аналогию между постепенным изменением растительности от экватора к полюсу и от подошвы гор к вершине. Ученый охарактеризовал растительные пояса, чередующиеся по мере подъема на вершину горы или при переходе от экватора в северные широты…
Таким образом, как следует из названия, участники в ходе игры, поднимаясь на вершину по поясам разного цвета, могут достичь определенных высот в познании мира, условно получив звание академика, подобно Александру фон Гумбольдту, члену Петербургской, Прусской, Берлинской, Баварской академий наук.
Содержание игры:
34 вопроса по 8 отраслям знаний: физике (6), иностранным языкам (6), истории (5), литературе (5), математике (5), географии (4), химии (1), музыке (1), практике изобретательства (1), которые так или иначе связаны с российско-сибирской экспедицией Александра фон Гумбольдта в 1829 году.
Каждый вопрос снабжен источником информации для его создания, правильным ответом и источником ответа.
MINT-подход*:
В создании игры мной использован междисциплинарный подход, который с одной стороны, отражает энциклопедизм знаний немецкого ученого Александра фон Гумбольдта, которому посвящена игра, с другой стороны, показывает участникам взаимосвязи и неразрывность современного мира, давая им пример его познания во всем многообразии и многомерности. Применение ИКТ для онлайн варианта игры делает ее применение возможным для широкого круга лиц и не требует материальных затрат.
Вариативность использования игры:
-
Полная настольная игра “Стань академиком, или поднимись на гору Гумбольдта” (34 вопроса из 8 областей знаний). Для организации требуется игровое поле см. Приложение 1, карточки с вопросами см. Приложение 5 и правила игры.
-
Настольная экспресс-игра “Поднимись на гору Гумбольдта по перпендикуляру” (8 вопросов из 8 областей знаний). Для организации требуется игровое поле, 8 карточек с вопросами и правила экспресс-игры. См. Приложение 9
-
Онлайн игра “Стань академиком, или поднимись на гору Гумбольдта” (30 вопросов из 8 областей знаний). Для организации требуется интернет-подключение, доступна по ссылке.
Игра как импульс для дальнейшего познания и развития:
Игра может иметь целую серию заданий, которые могут использоваться как во время игры, так и по ее итогам, имея целью расширение и углубление знаний, полученных в ходе игры. Например, во время игры заполнить карту персоналий, т.е. собрать данные на людей, встречавшихся с А.фон Гумбольдтом в России; собрать фотоальбом тех мест, где бывал А. фон Гумбольдт в ходе российско-сибирской экспедиции.
После игры в развитие тем, заинтересовавших участников, можно сделать школьное исследование; оформить timeline жизни А.фон Гумбольдта или инфографику, представляющую его открытия в разных сферах науки; сделать литературный перевод включенных в игру немецких текстов и т.д.
Работа над содержанием дала повод многократно применять критическое мышление, что важно и актуально для школьников также, см. в пояснительной записке мои открытия 1,2.
Кроме того, 2019 год объявлен перекрестным годом России в Германии и Германии в России. Организаторами рекомендовано использовать такие даты, как 100-летие Баухауса, а также 250-летие со дня рождения исследователя Александра фон Гумбольдта и 190-летие с момента начала его научной экспедиции в Сибирь.
Краеведческая основа игры:
Прошлым летом я проехала от Бердска Новосибирской области до Барнаула по следам Гумбольдта, видела следы его экспедиции. Подробно описываю их в своем эссе с мультимедиа.
А ул.Советская в моем городе, ранее старый Барнаульский тракт, по которому 190 лет назад проезжала экспедиция Гумбольдта, находится в 5ти минутах ходьбы от моего дома...
Сотрудничество в ходе/после создания игры:
В работе над содержанием игры (вопросы из разных областей знаний) меня консультировали наши коллеги по Галактике @Михаил Коломийцев (география) @Елена Пономарева (химия), один вопрос по физике создала моя коллега и тезка Елена Меркулова. Пыталась я обратиться и к математикам, но на этапе создания вопросов сотрудничество не получилось. Возможно, по факту найдется у коллег время дать консультацию, за которую я была бы признательна несомненно!
Также можно критически высказываться по всей игре, ее механике, содержанию, идее, реализации, описанию, пояснениям и т.д. Надеюсь, что у коллег найдется время для этого!
Материалы в тему:
- STEAM-подход в образовании: от простого к бесконечности
- MINT- немецкоязычный аналог STEM
- STEM-игры как ресурс развития школьников, студентов, учителей и преподавателей
- Галактическая STREAM-елка
- STREAM-проект на основе орфизма (ч.3)
______________
* MINT=математика, информатика, естественные науки, технологии (нем.яз)