Публикации сообщества

Юлия Рязанова • 16 марта 2019

Образовательное событие "Путешествие в Древнюю Грецию"

Команда учителей начальной школы ГКОУ Школа "Технологии обучения" очень долго разрабатывала образовательное событие "Путешествие в Древнюю Грецию".

Чего мы от него хотели?

1. Появления точек персонального интереса.

2. Появления естественной кооперации детей при решении задач разного типа.

3. Появления интереса к окружающей детей среде — здания, устройство общества, технологии, быт.

4. Появления интереса к культуре и науке, удивления красоте, ощущения эстетики в разных областях жизни человека.

Мы — школа, событие образовательное, значит точно дети в сюжете будут получать предметные знания, но для их получения непременно нужны будут метапредметные. 

 

Что должно было быть, по нашему мнению, обязательно:

I. Обеспечение условий для активности детей разного типа:

— в школе и дома;

— в группе и индивидуально;

— с полными возможностями и с ограниченными.

Для этого мы специально под это событие сделали сайт. Он небезупречный. Это пока первая версия, которая будет впоследствии дорабатываться, в ней будут появляться более отточенные материалы, но он есть!

А также на системной основе с учителями работали специалисты ППС — логопеды, дефектологи, психологи.

Мы разработали логистику и каждой группе сделали примерный маршрут движения. Все маршруты опубликовали на сайте, повесили на каждую дверь, выслали родителям перед началом, дали распечатки детям в руки. Кстати, думаем, что движение по маршруту тоже является важным метапредметным умением, которое развивается, а впоследствии обеспечивает свободу человеку, который уже сможет воспользоваться созданным маршрутом сам, а также создать его для себя. Вот я пишу о маршруте и ловлю себя на мысли, что мы с ним очень часто работаем. Например, "Едем! Летим! Плывём!" было построено на обучении создавать маршрут осознанно. Маршрут — как план действий.

В маршруте были включены точки удаленного подключения мастеров некоторых активностей, а с группой, которая работала удаленно, был свой удаленный ведущий. Таким образом дистанционные ребята не были погружены в шум рабочей обстановки класса, в которой, как мы заметили, они очень часто теряются и, как следствие, теряют интерес к происходящему.

II. "Живые артефакты", побуждающие естественную активность и корпорацию детей.

У нас это были

1. Раскопки — поддоны, наполненные разнообразными крупами, среди них объекты, которые представляют интерес на реальных раскопках — кувшины, черепки, монеты, письмена, орудия труда и т.п. + орудия для раскопок: грабельки, лопаточки, кисточки и т.д.

раскокпки_3.jpg раскопки_1.JPG раскопки_2.JPG

раскопки_9.jpg

Эффектно, просто, интересно, даже захватывающе интересно, эта часть была у детей хитовой. Да что там! Учителя тоже все запустили туда руки в надежде выкопать хоть что-то:).

2.  Амфоры, расколотые на части — активность, знакомая всем, требующая вмешательства взрослых только при необходимости. Но, правда, если дать её одну, то вряд ли дети вообще обратят внимание, что там изображено. Поэтому до этого они смотрели фильм (он есть на сайте), а после сборки амфоры  учитель обращал их внимание на то, что же за сюжет оказался на ней.

Амфора.jpg амфора_1.JPG

Здесь побывали все дети: от мала до велика. Кому было сложно, с теми были взрослые, объясняли, как смотреть, как соединять. У кого-то взрослые или дети-сверстники были "руками". Сопровождающая помощь была разной.

3. Лабиринты. Они были специально организованы на длинных столах, таких, что не дотянешься до конца стола. В конце лабиринта отверстие, в которое должна в итоге попасть ведомая фишка. Чтобы она дошла до финиша — а этого хотели все — нужно было фишку вести по очереди. Очередь определялась тем, что до фишки следующий уже мог дотянуться, а предыдущий уже нет.

В школе мы использовали пертру, дистанционно сюжет корпорации так разыграть невозможно, кроме как если кто-то из детей выбрал бы разобраться в том, как сделать лабиринт в Scratch, потому что там сходу не сделать. На сайте эта активность была поддержана так.

Понятно, что лабиринты при сборке могли быть очень разными, команды немедленно и реализовали это разнообразие. У нас был такой парень, который выбрал себе роль Минотавра, наряд соответствующе-потрясающий )

лабиринт_6.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

Естественная кооперация детей — магнитных ручек ведь две!

лабиринт_7.jpg

 

 

 

 

 

 

 

Помощь, в зависимости от того, какая и кому именно нужна. На этом месте может быть взрослый, но может быть и ребёнок.

Активность как материальная, так и материализованная. 

лабиринт_8.jpg Лабиринт_1.jpg лабиринт_2.jpg лабиринт_3.jpg

 

лабиринты_9.jpg лабиринты_10.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Формы в гипсе, которые нужно было извлечь — действие двумя руками одновременно, направленность действий, упорство. Были ребята, которые проявили завидную волю!

скульптура_1.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Диптихи и тетради на древнегреческий манер, в которых дети пытались записать свои имена древнегреческими буквами и быстро выяснили, что им не хватает гласных букв для обозначения мягкости и обозначающих два звука. После этого они были отправлены к родителям за заграничными паспортами, чтобы посмотреть, а как это было решено там. Вот так вот — древнегреческий прародитель языков! Этому на сайте было посвящено сразу несколько страниц: 1 страница, 2 страница.

Тетради_1.jpg

6. Монеты за полученный продукт. Продукт объявлялся везде, например, в лабиринтах — командная работа, в амфорах — полученный продукт, на звёздном небе — угаданное локальное созвездие, подписанное по законам орфографии, найденное на большой карте и т.п.

Монеты детям предложили обменять на всякие прелести школьной жизни в виде отмены домашнего задания на 1 день, использование интернета во время контрольной (предмет по выбору ребенка), повышение одной оценки по 1 предмету (выбор предмета ребенком, выбор оценки учителем), получение оценки "5" по предмету (выбор ребенка) и т.д.

Мы порадовались тому, что был очевидный рост детей 4-го класса, для многих из которых интерес был на первом месте, многие захотели оставить себе монету как сувенир! Ну что ж, вот он - замеритель того, перешла ли внешняя мотивация во внутреннюю!

Но монеты реально красивые, их хотелось оставить и нам тоже. Конечно, о том, что это было изобретение греков, мы детям рассказали. Кажется, что это увеличило их привлекательность и ценность в качестве сувенира )

Кстати, хорошо, что монет было немного, это сразу научило детей конвертировать серебро в золото и наоборот )

монеты1.jpg

 монеты.jpg

 

III. Предметные активности, связанные с новой пробой или изобретением.

У нас это были

1. Роспись амфор тушью и пером — нужно было создать нужную тонкость и цвет линий. Эта активность была дублирована на сайте, но это было рисование в ArtRage.

тушь_перо_1.jpg  тушь_перо_2.jpg

2. Понимание сути винта Архимеда и изобретение из подручных средств имитации, изобретение способа отмерить время с помощью сосуда с отверстием и воды. Здесь понадобился диалог, в котором детьми выдвигались версии о том, как "напоить поле", что использовать, как расположить; активные пробы — верно ли расположили, происходит ли что-то, нужно ли изменить и т.д.; реальная кооперация при изготовлении.

Эта же активность была проведена и для ребят на дистанции. Не всё в этой части получилось у тех, кому требовалась ассистирующая помощь взрослого. Это нам на дальнейшее обдумывание. Поддержка активности есть на сайте.

Винт_1.jpg Винт_2.jpg Винт_4.jpg

винт_5.jpg водяные часы.jpg водяные часы_1.jpg

3. Активная площадка "Венок победителя", которую организовали и провели мамы для ВСЕХ детей. С детьми обсудили конструкцию, обсудили изготовление, обсудили вопрос эстетики, изготовили. Вся школа покрылась лавровыми венками )

ВП_1.jpg

мамы за работой_!.jpg мамы за работой.jpg мамы за работой_2.jpg

4. Театральная площадка, организована девочкой-семиклассницей, сестрой нашего ученика, к ней в помощь был дан опытный взрослый, но девочка оказалась талантлива, хоть завтра бери на работу, она справилась вообще одна! Провела несколько сеансов!

Театр, конечно, разбудил детскую фантазию, "оживил" слова, вовлёк, увлёк, очаровал!

театр_5.jpg театр_3.jpg  театр_2.jpg театр_11.jpg

театр_1.jpg

5. Активная площадка "Звёздное небо Древней Греции", на которой дети получали локальное созвездие, в котором угадывалось его очертание. Нужно было понять, как оно может называться, сверить с существующими уже названиями, затем очертить его контур, подписать и найти локальное созвездие на  полной карте звёздного неба. 

ЗН1.jpg ЗН_4.jpg ЗН_2.jpg ЗН_3.jpg

6. Активная площадка "Ожившие картины" — дети познакомились со знаменитыми древнегреческими объектами, а затем их задача была вписать себя на их фон, что достигалось выбором фото, предварительным "размещением" себя на нём, а затем фотографированием на фоне хромакея. Впоследствии фон будет заменён на выбранную достопримечательность, и ребёнок окажется уже на её фоне.

Таким образом мы стараемся познакомить ребёнка с культурными туристическими традициями искать и находить культурные объекты во время путешествий, сохранять для себя память о таких посещениях.

Надеемся на то, что некоторые дети поймут, зачем в поездках их родители куда-то их всё время ведут, зачем фотографируются.

Ещё важный момент для нас — показать, что так проявляется человеческая эстетическая разборчивость, что человек интуитивно не выбирает для фото неприглядные объекты, а "приглядными" как раз часто являются исторические объекты.

Ожившие картины — это ещё идея реконструкции того, что мы видим сейчас, в то, как, возможно, это было раньше.

Пока фото ДО обработки:

IMG_3359.JPG

IV. Активности: из сюжета в предмет.

1. Окружающий мир — звёздное небо; изобретения;

2. ИЗО, технология — амфоры;

3. Русский язык — алфавит, заимствованные слова, создание текстов;

4. Литературное чтение — создание подражаний Эзопу; мифы;

5. МПУ "работа с текстом" — определение авторства древнего текста; анкета Зевса;

6. Математика — нумерология;

7. Математика и русский язык — алфавит;

8. Москвоведение — Древняя Греция в современной Москве.

V. Общая атмосфера

1. Элементы костюмов, сделанные на скорую руку;

2. Полноценные костюмы — спасибо родителям (!!!);

3. Фотозона;

4. Ощущение улицы древнегреческого города вместо школьного коридора — насыщение его предметами, людьми одетыми по теме, радостное бурление, обязательное сопровождение исподволь действа на улице;

5. Внимание к мелочам — голосование вместо прямого предложения — это по-древнегречески );

6. Поддержка и опора уже имеющегося опыта у детей — просмотренных мультфильмов, услышанного ранее и т.п.;

7. В логистике должно быть специально выделенное пространство для свободного выбора детей, а также завуалированное пространств, например, обед, который потребует меньше времени — это даст возможность каждому распорядиться временем по-своему, но в заданном контексте;

8. Предварительный пиар (спокойный, но интригующий).

древнегреческая улица.jpg зевс в расположении духа.jpg 

Бурлящая улица                                                                благодушный зевс )

мастер игры на лютне.jpg

Мастер, смеющийся за час до начала )

подготовка.jpg рассматривание книги_1.jpg 

Наполнение пространства                          разговоры и общение на улице

улица_2.jpg

собрание горожан на улицах 

улица_4.jpg

                           смешение культур

улица_6.jpg боги играют на лютне.jpg

Видимо, колонну нужно держать ) .                               боги играют на лире )

Вот, собственно, и всё!

Ну и, главное! Нужна команда и азарт!

Да, последнее!

На этом событии родилась логистика нового типа — основной кабинет-выход-возврат; создание ведущим группы своего набора активностей (не тотально своего, в пределах выбора 2-3).

Получилось не всё! Но это должно озадачить, закалить, вылиться в потребность искать дальше.

Будем учиться вовлекать родителей в совместный поиск форм финальной реализации события.

Будем рады вопросам, предложениям, дополнениям, дружбе!

Маршрут_1.jpg

Файлы

Кол-во комментариев: (11)

Екатерина Алексеева
Юлия, сначала хочется восторженно пожать руки всему Вашему коллективу и Вам, как новаторскому рассказчику. Сколько труда стоит за такими образовательными событиями! По поводу идей на перспективу. Написать другим древним грекам, организовать видео-театр с "прямыми трансляциями" танцев или греко-римской борьбы (из разных школ), совместить подготовку к событию (кто-то делает шаблоны декораций, кто-то - эскизы лавровых венков, а потом все просто распечатывают для себя, разделяя нагрузку между собой). Может быть, попробовать? Например, уже задумано образовательное событие на начало след.года. Оно описывается на Новаторе и ожидает отклика. Уверена, что Вам, Юлия, откликнутся надежные "попутчики". Что скажете?
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Юлия Рязанова
    Да, это интересная затея, спасибо! Если станет понятно, что выстреливает Греция в будущем году (я не могу пока объяснить, как это становится понятно), то может быть тот сюжет, о котором Вы написали можно проиграть. А может и другое событие так же может объединить разных людей. Мы уже начали думать о следующей истории под рабочим названием "Детективная история". Коллеги, если вдруг, действительно, кто-то хочет и видит эту историю совместной с нами — откликнитесь! Начнём искать вместе )
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Екатерина Алексеева
    Юлия Рязанова Юлия, уточним сразу: "Детективную историю" разрабатываем для учеников 1 класса? Начальной школы в целом? Какую цель ставим (это, наверное, стоит Вам сформулировать, как зачинщику)?
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Юлия Рязанова
    Екатерина Алексеева, по нашему опыту работы с образовательными событиями, мы уже знаем, что сначала нужно выбрать очень сюжетную тему, ну как в этом случае "Детективная история" и не трогать её пока дальнейшей детализацией. Сама тема, сюжет должен толкнуть человека на наполнение идеями. Примерно так: "о! интересно сделать будет вот это ....", или, "может быть тут посмотреть", и т.д. Наполнение идеями и обдумывание будет идти какое-то время. Без рамок, регламентов и прочее. Все идеи вываливаются на "условный стол", похоже как находки из леса перед лесниками, пока без решения, что с этим делать — суп варить или жарить, позвать кого-то или съесть самим. Пока — рассмотреть, удивиться, может попробовать сортировать. Понятно, что внутренняя работа над общим замыслом уже идёт, но пока её рано в конкретный образ, пока поле образов должно быть широким. Затем, когда идей, находок накопится много, примерно оцениваем, что же из этого может получиться. Вот тогда смотрим детали. Предлагаем разные варианты реализации — кому, с кем, как. От адресата хорошо ложатся предметные и метапредметные задачи, но здесь главное сохранить обе важные части — потенциал сюжета и обучение, найти им пропорции. Мне кажется, что сейчас случился первый этап — появилась сюжетная тема и срок её реализации. Мы понимаем, что у нас год на весь цикл. Прямо с этого момента нужно только одно — понять, зацепило или нет само название, что интересно в этой теме в принципе. И вопрос мой в комментарии Вам об этом — как вам сюжет? что в нём может быть интересного? на этом этапе интересно всё — ощущения, смутные предположения, мелькнувшая мысль. Я постараюсь набрасывать то, что у нас возникает в процессе разговоров вот таких мимолётных. Они сейчас такими и будут — идея упала, над ней начали думать, внутренняя работа прилаживает идею ко всему, что сейчас будет попадаться на глаза и прорываться случайно в разных, неспециальных разговорах. Кстати, эта лирика процесса лично мне кажется прекрасной. Ничего не было, слово-идея, вспышка-мысль-поиск-азарт, как огонёк по бикфордову шнуру бежит )
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Юлия Рязанова
    Людмила! Спасибо! Я думаю, что порождение идей — процесс должен быть, скорее всего, похожий — из того, что встретилось и зацепило. Но, правда, мне кажется, что это нарабатывается специально — зацепило-заметь-подумай об этом словами-покрути в голове-приладь к идее красивого и обстоятельствам. Греция — из Турции ))) Летняя поездка и встреча со старыми городами, первое удивление — почему красиво так! Всё, отсюда стали идти, у всех взрослых включился опыт детский. Кстати, мы Грецию думали долго, почти год. Дом возник потому что нашим детям не хватает очень дошкольной игры, мы хотели играть. Самая классная игра детства, универсальная — в дом, где много очень слоёв в этой игре. Старые вещи появились из блошиного рынка и интересной встречи там с людьми, которые так и этак крутили нам эти старые вещи, мы их разгадывали, нам показали, как отличить подделку от настоящего, дешёвое от серьёзного, это было нам, взрослым, очень увлекательно, и мы тогда подумали, как было бы здорово сделать сенсорное погружение в быт прабабушек и прадедушек — с запахом, звуком, тактильными ощущениями, действиями, что давно ушли (типа кручение диска телефона). Кстати, очень помогла книга А. Литвиновой "История старой квартиры", у неё маршрут чтения извилистый, что, конечно, будоражит. Вот я пишу сейчас банальное — учителю нужно выходить в другое пространство жизни, чтобы рождались идеи. Они от сенсорных впечатлений, мне кажется!
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Людмила Рождественская
    Юлия Рязанова "порождение идей — процесс должен быть, скорее всего, похожий — из того, что встретилось и зацепило. " Да, сама часто на старте так же действую. Вспоминаю, что из прочитанного и выученного осталось: нет, не факты и сведения, а часто какие-то обрывки названий, образы, названия книг и кинофильмов и т.д. Чистый ахматовский "сор", из которого потом, при определенной преобразовательной работе может что-то вырасти интересное. Это и есть "культурный код" и "артефакты", на которых, как на фундаменте, можно строить учебный процесс.
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Лора Кравченко
    Юлия, отличный кейс! И отличная, видать, у Вас команда. Думаю, в одиночку, такую работу не провернуть. А сколько же коллег работало над этим событием? Как роли были распределены? И как происходит объединение в команду: всегда одни и те же люди или это переменная величина?
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Юлия Рязанова
    Нет, одному не провернуть! У нас в команде учителя, работающие с детьми началки. Обучение у нас предметное, отсюда мы давно работаем в ситуации, когда вокруг ребенка или группы детей собирается команда, и ей необходимо действовать совместно. Нас чуть больше 20, состав постоянный. Происходит так. 1) Рождение идеи кем-то, кто любит порождать. Это, кстати, не каждый обожает — первый толчок от пустоты. Как правило найдётся тот, кто вдохновится, кто-то, кто начнёт представлять, как это может быть. Происходит веерное заражение ) 2) Накидывание идей, всяких, что придут в голову. Пока без обозначения и даже без выбора. Здесь важно поджигать воображение, подхлёстывать его. Вместе с этим сразу создание сайта, как оболочки, пока пустого; 3) Информационная часть. Всегда ведь, как задумал, будто нарочно начинают попадаться нужные книги, фильмы, встречи, люди и т.д. В скайпе набрасывают всё, что встретилось, это тоже поджигает. Но уже пора фиксировать первое в виде содержательных форм. Что это будет. На этом этапе, как раз, кто-то уже определяет себе поле и начинает его разрабатывать, но пока так, чтобы наметить. Потому что с полем затем нужно попасть в общее течение. 4) Затем то, что будет много раз проговаривается, слушаем, что отпадает, к чему не хочется возвращаться, а что приживается. Всегда сразу смотрим, что из игрового и предметного может быть поддержкой идеи. Это много раз. Причём рассказывать нужно так, чтобы картинка появилась максимально яркая. Обязательно шутить. 5) И вот, наконец, наступает момент взрыва, терпеть невозможно, объявляется выкристализованный список направлений, каждый разбирает, что хочет и объединяется с кем хочет, ну или не объединяется, тоже вполне нормально. Некоторые активности просишь взять кого-то, кто потенциально кажется заинтересуется или ему это легко (было похожее в опыте), ну или ещё по какой-то причине. Тщательно проговариваешь, что должно быть. Начинается работа на сайте. Она всегда даёт более полное представление, как это будет дальше. 6) Дальше полный смотр созданного, когда автор рассказывает, что он хотел, что получилось. Все смотрят вместе, обсуждают, что было бы ещё хорошо дополнить-изменить-убрать-переиначить. Всегда находят классное — люди опытные, без лукавства есть очень классные всегда затеи. 7) Дальше начинается у всех доделка, у нас приспосабливание к условиям и активностям, как будем реализовывать. Готовится логистика процесса, обязательно в общем документе, но уже одним-двумя человеками. Очень сложная именно эта история. Под масштаб нам не всегда хватает помещений и людей. 8) Затем логистика (кабинеты-люди-время-группы) представляется команде, команда разбирает себе то, что по душе или необходимости лучше. На этом этапе все понимают, что дело уже настолько закручено, что единый мотив есть — его не разрушить. Не без того, иногда какие-то колебания на этом этапе пресекаются, дабы не раскачать и не утопить лодку. Обязательна взаимопроверка активностей на сайте. Всё ли работает и открывается. 9) Дальше составляются маршруты, команда доделывает последние дела. Маршруты все на сайт. Проводится обязательный инструктаж в соответствии с логистикой логистом нашим. 10) Утренний инструктаж за час до начала — содержательно-организационный. 11) Начало, тайминг, в перерыве тех обмен новостями, подстройка. 12) Действо 13) Обсуждение, слив фото, удачи-неудачи, новое-старое, перспективы. У нас очень опытная команда, мы вместе прошли становление школы. Создание курсов на сайте школы. Кооперирование вокруг детей. Много лет проведения крупных конкурсов чтецов и проектов, которые тоже не поднимешь без корпорации: https://sites.google.com/site/kogdacitatelsmeeetsa/konkursy-proslyh-let И последнее хобби двух лет — образовательные события. Но мне хочется не похвастаться, мне кажется, что может кому-то поможет увидеть свою дорогу такое длинное описание. Спасибо Вам за интерес! О любимом деле м команде хочется рассказывать!
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии