Команда учителей начальной школы ГКОУ Школа "Технологии обучения" очень долго разрабатывала образовательное событие "Путешествие в Древнюю Грецию".
Чего мы от него хотели?
1. Появления точек персонального интереса.
2. Появления естественной кооперации детей при решении задач разного типа.
3. Появления интереса к окружающей детей среде — здания, устройство общества, технологии, быт.
4. Появления интереса к культуре и науке, удивления красоте, ощущения эстетики в разных областях жизни человека.
Мы — школа, событие образовательное, значит точно дети в сюжете будут получать предметные знания, но для их получения непременно нужны будут метапредметные.
Что должно было быть, по нашему мнению, обязательно:
I. Обеспечение условий для активности детей разного типа:
— в школе и дома;
— в группе и индивидуально;
— с полными возможностями и с ограниченными.
Для этого мы специально под это событие сделали сайт. Он небезупречный. Это пока первая версия, которая будет впоследствии дорабатываться, в ней будут появляться более отточенные материалы, но он есть!
А также на системной основе с учителями работали специалисты ППС — логопеды, дефектологи, психологи.
Мы разработали логистику и каждой группе сделали примерный маршрут движения. Все маршруты опубликовали на сайте, повесили на каждую дверь, выслали родителям перед началом, дали распечатки детям в руки. Кстати, думаем, что движение по маршруту тоже является важным метапредметным умением, которое развивается, а впоследствии обеспечивает свободу человеку, который уже сможет воспользоваться созданным маршрутом сам, а также создать его для себя. Вот я пишу о маршруте и ловлю себя на мысли, что мы с ним очень часто работаем. Например, "Едем! Летим! Плывём!" было построено на обучении создавать маршрут осознанно. Маршрут — как план действий.
В маршруте были включены точки удаленного подключения мастеров некоторых активностей, а с группой, которая работала удаленно, был свой удаленный ведущий. Таким образом дистанционные ребята не были погружены в шум рабочей обстановки класса, в которой, как мы заметили, они очень часто теряются и, как следствие, теряют интерес к происходящему.
II. "Живые артефакты", побуждающие естественную активность и корпорацию детей.
У нас это были
1. Раскопки — поддоны, наполненные разнообразными крупами, среди них объекты, которые представляют интерес на реальных раскопках — кувшины, черепки, монеты, письмена, орудия труда и т.п. + орудия для раскопок: грабельки, лопаточки, кисточки и т.д.
Эффектно, просто, интересно, даже захватывающе интересно, эта часть была у детей хитовой. Да что там! Учителя тоже все запустили туда руки в надежде выкопать хоть что-то:).
2. Амфоры, расколотые на части — активность, знакомая всем, требующая вмешательства взрослых только при необходимости. Но, правда, если дать её одну, то вряд ли дети вообще обратят внимание, что там изображено. Поэтому до этого они смотрели фильм (он есть на сайте), а после сборки амфоры учитель обращал их внимание на то, что же за сюжет оказался на ней.
Здесь побывали все дети: от мала до велика. Кому было сложно, с теми были взрослые, объясняли, как смотреть, как соединять. У кого-то взрослые или дети-сверстники были "руками". Сопровождающая помощь была разной.
3. Лабиринты. Они были специально организованы на длинных столах, таких, что не дотянешься до конца стола. В конце лабиринта отверстие, в которое должна в итоге попасть ведомая фишка. Чтобы она дошла до финиша — а этого хотели все — нужно было фишку вести по очереди. Очередь определялась тем, что до фишки следующий уже мог дотянуться, а предыдущий уже нет.
В школе мы использовали пертру, дистанционно сюжет корпорации так разыграть невозможно, кроме как если кто-то из детей выбрал бы разобраться в том, как сделать лабиринт в Scratch, потому что там сходу не сделать. На сайте эта активность была поддержана так.
Понятно, что лабиринты при сборке могли быть очень разными, команды немедленно и реализовали это разнообразие. У нас был такой парень, который выбрал себе роль Минотавра, наряд соответствующе-потрясающий )
Естественная кооперация детей — магнитных ручек ведь две!
Помощь, в зависимости от того, какая и кому именно нужна. На этом месте может быть взрослый, но может быть и ребёнок.
Активность как материальная, так и материализованная.
4. Формы в гипсе, которые нужно было извлечь — действие двумя руками одновременно, направленность действий, упорство. Были ребята, которые проявили завидную волю!
5. Диптихи и тетради на древнегреческий манер, в которых дети пытались записать свои имена древнегреческими буквами и быстро выяснили, что им не хватает гласных букв для обозначения мягкости и обозначающих два звука. После этого они были отправлены к родителям за заграничными паспортами, чтобы посмотреть, а как это было решено там. Вот так вот — древнегреческий прародитель языков! Этому на сайте было посвящено сразу несколько страниц: 1 страница, 2 страница.
6. Монеты за полученный продукт. Продукт объявлялся везде, например, в лабиринтах — командная работа, в амфорах — полученный продукт, на звёздном небе — угаданное локальное созвездие, подписанное по законам орфографии, найденное на большой карте и т.п.
Монеты детям предложили обменять на всякие прелести школьной жизни в виде отмены домашнего задания на 1 день, использование интернета во время контрольной (предмет по выбору ребенка), повышение одной оценки по 1 предмету (выбор предмета ребенком, выбор оценки учителем), получение оценки "5" по предмету (выбор ребенка) и т.д.
Мы порадовались тому, что был очевидный рост детей 4-го класса, для многих из которых интерес был на первом месте, многие захотели оставить себе монету как сувенир! Ну что ж, вот он - замеритель того, перешла ли внешняя мотивация во внутреннюю!
Но монеты реально красивые, их хотелось оставить и нам тоже. Конечно, о том, что это было изобретение греков, мы детям рассказали. Кажется, что это увеличило их привлекательность и ценность в качестве сувенира )
Кстати, хорошо, что монет было немного, это сразу научило детей конвертировать серебро в золото и наоборот )
III. Предметные активности, связанные с новой пробой или изобретением.
У нас это были
1. Роспись амфор тушью и пером — нужно было создать нужную тонкость и цвет линий. Эта активность была дублирована на сайте, но это было рисование в ArtRage.
2. Понимание сути винта Архимеда и изобретение из подручных средств имитации, изобретение способа отмерить время с помощью сосуда с отверстием и воды. Здесь понадобился диалог, в котором детьми выдвигались версии о том, как "напоить поле", что использовать, как расположить; активные пробы — верно ли расположили, происходит ли что-то, нужно ли изменить и т.д.; реальная кооперация при изготовлении.
Эта же активность была проведена и для ребят на дистанции. Не всё в этой части получилось у тех, кому требовалась ассистирующая помощь взрослого. Это нам на дальнейшее обдумывание. Поддержка активности есть на сайте.
3. Активная площадка "Венок победителя", которую организовали и провели мамы для ВСЕХ детей. С детьми обсудили конструкцию, обсудили изготовление, обсудили вопрос эстетики, изготовили. Вся школа покрылась лавровыми венками )
4. Театральная площадка, организована девочкой-семиклассницей, сестрой нашего ученика, к ней в помощь был дан опытный взрослый, но девочка оказалась талантлива, хоть завтра бери на работу, она справилась вообще одна! Провела несколько сеансов!
Театр, конечно, разбудил детскую фантазию, "оживил" слова, вовлёк, увлёк, очаровал!
5. Активная площадка "Звёздное небо Древней Греции", на которой дети получали локальное созвездие, в котором угадывалось его очертание. Нужно было понять, как оно может называться, сверить с существующими уже названиями, затем очертить его контур, подписать и найти локальное созвездие на полной карте звёздного неба.
6. Активная площадка "Ожившие картины" — дети познакомились со знаменитыми древнегреческими объектами, а затем их задача была вписать себя на их фон, что достигалось выбором фото, предварительным "размещением" себя на нём, а затем фотографированием на фоне хромакея. Впоследствии фон будет заменён на выбранную достопримечательность, и ребёнок окажется уже на её фоне.
Таким образом мы стараемся познакомить ребёнка с культурными туристическими традициями искать и находить культурные объекты во время путешествий, сохранять для себя память о таких посещениях.
Надеемся на то, что некоторые дети поймут, зачем в поездках их родители куда-то их всё время ведут, зачем фотографируются.
Ещё важный момент для нас — показать, что так проявляется человеческая эстетическая разборчивость, что человек интуитивно не выбирает для фото неприглядные объекты, а "приглядными" как раз часто являются исторические объекты.
Ожившие картины — это ещё идея реконструкции того, что мы видим сейчас, в то, как, возможно, это было раньше.
Пока фото ДО обработки:
IV. Активности: из сюжета в предмет.
1. Окружающий мир — звёздное небо; изобретения;
2. ИЗО, технология — амфоры;
3. Русский язык — алфавит, заимствованные слова, создание текстов;
4. Литературное чтение — создание подражаний Эзопу; мифы;
5. МПУ "работа с текстом" — определение авторства древнего текста; анкета Зевса;
6. Математика — нумерология;
7. Математика и русский язык — алфавит;
8. Москвоведение — Древняя Греция в современной Москве.
V. Общая атмосфера
1. Элементы костюмов, сделанные на скорую руку;
2. Полноценные костюмы — спасибо родителям (!!!);
3. Фотозона;
4. Ощущение улицы древнегреческого города вместо школьного коридора — насыщение его предметами, людьми одетыми по теме, радостное бурление, обязательное сопровождение исподволь действа на улице;
5. Внимание к мелочам — голосование вместо прямого предложения — это по-древнегречески );
6. Поддержка и опора уже имеющегося опыта у детей — просмотренных мультфильмов, услышанного ранее и т.п.;
7. В логистике должно быть специально выделенное пространство для свободного выбора детей, а также завуалированное пространств, например, обед, который потребует меньше времени — это даст возможность каждому распорядиться временем по-своему, но в заданном контексте;
8. Предварительный пиар (спокойный, но интригующий).
Бурлящая улица благодушный зевс )
Мастер, смеющийся за час до начала )
Наполнение пространства разговоры и общение на улице
собрание горожан на улицах
смешение культур
Видимо, колонну нужно держать ) . боги играют на лире )
Вот, собственно, и всё!
Ну и, главное! Нужна команда и азарт!
Да, последнее!
На этом событии родилась логистика нового типа — основной кабинет-выход-возврат; создание ведущим группы своего набора активностей (не тотально своего, в пределах выбора 2-3).
Получилось не всё! Но это должно озадачить, закалить, вылиться в потребность искать дальше.
Будем учиться вовлекать родителей в совместный поиск форм финальной реализации события.
Будем рады вопросам, предложениям, дополнениям, дружбе!