Вещам, которым надо бы учиться,
чтобы их делать, – лучше учиться, делая их.
(- Аристотель, IV в. до н.э.)
Таким и было обучение подрастающего поколения, говоря современным языком, практико-ориентированным, на протяжении веков, но в период становления и развития системы образования времен новой и новейшей истории формула обучения “делать + думать” стала усеченной, из нее вычли глагол “ делать”...
Только в 1908 году Роберт Баден-Пауэлл (Robert Baden-Powell) , основатель скаутского движения, в своей книге „Scouting for Boys“( в русском переводе “Руководство по скаутингу”) вернулся к аристотелевскому тезису „Learning-by-doing“ (обучаться, делая).
А вслед за ним все 4 педагога мирового уровня, признанных ЮНЕСКО: Джон Дьюи (США), Антон Макаренко (Россия), Мария Монтессори (Италия), Георг Кершенштайнер (Германия), так или иначе провозглашают первенство “делания” и используют практико-ориентированный подход в своей педагогической деятельности.
Джон Дьюи (1859-1952) в 1915 году в своей книге «Школы будущего» („Schools of Tomorrow”) писал:
“Если не готовить поваров, швей, ткачих, плотников и т. д., то трудовая учебная деятельность формирует интеллект, ибо знакомит со свойствами мира вещей и мира природы — притом с фактическим процессом изготовления вещей и орудий, дающим понимание их социальной необходимости и полезности. А тут-то только и формируется творческое воображение, изобретательность, логическое мышление: из непосредственного "делания" вещей. Сюда пристегивается и дополнительная информированность: географические, экономические, политехнико-производственные, исторические сведения”.
Немецкий педагог Георг Кершенштайнер (1854 -1932) также подчеркивает важность самостоятельной практической деятельности: «Человек в это время работает, создает, пробует, постоянно испытывает, чтобы познать окружающую среду», пишет он в своей статье « Школа будущего - рабочая школа».
Он также дал научное обоснование движению трудовой школы. В работе «Понятие трудовой школы» он доказывал, что в эпоху разделения труда, сопутствующего развитию культуры, каждый человек должен иметь профессиональную специализацию. Смысл трудовой школы видел в том, чтобы при минимуме научного материала развить максимум умений, способностей, пробудить радость от труда на службе государству. Трудовая школа требует учителя, который бы кроме книжного образования «пропитался духом трудовой школы». Он считал, что ручной труд является основой собственного опыта детей.
Антон Макаренко (1888-1939) призывал повернуть теорию лицом к практике, чтобы помочь подростку открыть красоту труда. Серьезный труд пробуждает любознательность, интерес к исследованиям, способствует развитию широкого кругозора, да, и как мы все знаем о его опыте - воспитывает совершенно другого человека.
Система Марии Монтессори (1870-1952) утверждает, что ребенок кардинально отличается от взрослого, обладает особой формой разума - «впитывающим мышлением» - и строит свою личность во взаимодействии с окружающей его предметной и социальной средой в соответствии с глубоко индивидуальным и присущим только ему “строительным планом”.
До сих пор материально-ориентированная работа является частью учебной программы во многих альтернативных школьных концепциях, таких как: Вальдорфская школа, школы Монтессори и Песталоцци.
Современный социальный аналитик Ричард Сеннетт в своей книге 2008 года “Ремесло” также придерживается взгляда о том, что все навыки, независимо от их уровня абстракции, являются результатом физической практики. По его словам “знание рук” старше “знаний” глаз, языка и ушей.
В следующем посте рассмотрим современную историю мейкерства, а пока приглашаю прочесть: