В начале 2000-х годов появилось новое движение – движение мейкеров, а позже стали говорить и о maker-культуре. Началом можно считать 2004-2005 год, когда благодаря Дейлу Догерти появилось первое пространство для взаимодействия – журнал «Make:» и сопутствующий сайт Makezine.com.
Мейкер-культуру определяют как современную культуру или субкультуру, основывающуюся на базе DIY культуры (английская аббревиатура, расшифровывается как «Do It Yourself», что означает «сделай сам»).
Идеология DIY состоит в том, что любой человек способен выполнять множество задач, не связанных с его профессиональной сферой, а не полагаться на платных специалистов. Здесь поддерживается и продвигается идея повторного использования и доработки инструкций уже апробированных и опубликованных проектов. Основное внимание - практическим навыкам в применении к эталонным проектам.
Если оглянуться назад, то мы увидим, что история самостоятельного изобретательства, конструирования и рукоделия вечна: от первых каменных ножей, до Кулибина и активных пользователей журнала «Сделай сам». Кстати, в Советском Союзе практически каждый житель был мейкером, и почти любой мужчина разбирался в устройстве сливного бачка и мог его починить:). И известная цитата из басни И.А. Крылова «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник» не смущала советских самоделкиных.
Почему же это движение так мощно заявило о себе и развивается немыслимыми темпами именно в 21 веке? Что изменилось? Появились новые смыслы? Или новые технологии?
Мне понравилось определение, найденное в сети:
Движение мейкеров (maker (англ.) — создатель, творец) — это яркий микс из ремесел и инноваций, работы с традиционными механическими и новейшими цифровыми инструментами.
То есть движение получило новый толчок одновременно с развитием цифровых технологий. И появилась новая философская концепция: социальное движение с ремесленным духом и инновационным цифровым инструментарием. Есть мнение, что движение мейкеров – это, в том числе, реакция на растущее чувство разъединения с физическим миром в современных городах. Желание приобщиться к природному материалу, потрогать руками и создать продукт не всегда сложный, часто простой, но который улучшит жизнь в будущем.
Впрочем, движение неоднородно и нужно различать:
- Makers DIY (для души, здоровья и образовательного процесса);
- Makers Pro (это продукт тех, кто продвигает и продает результаты других мейкеров);
- Makers for Makers (кто производит полуфабрикаты и инструментарий для мейкеров).
Возникновение и развитие движения мейкеров потребовало новых пространств, где можно было бы творить, используя те инструменты и материалы, которые недоступны в домашнем обиходе, а также для общения с единомышленниками и обмена идеями. Так появились мейкерспейсы, где соединились инновационные технологии с мастерскими в старом, привычном смысле.
Эти пространства открытого доступа представляют гибрид социального института, публичной библиотеки и дачного сарая. Это места, где желающие могут найти верстаки, машины и инструменты, недоступные в повседневной жизни. Однако цели, с которыми создавались эти пространства выходят далеко за рамки просто идеи создания вещей. Фаблабы действуют как социальные предприятия, где проводят семинары, как стартовые площадки для трудоустройства, а также как способы перепрофилирования сообществ, где традиционная промышленность была уничтожена. (Источник)
Наиболее полный каталог Makerspaces всего мира можно найти здесь.
Отличная динамическая карта фаблабов всего мира.
http://www.makery.info/en/map-labs/
Даже быстрый взгляд на карту дает представление о том, насколько немногочисленны мейкерспейсы в России. Но процесс идет, и все больше открывается площадок для сотворчества людей, наполняющих «рынок одного человека».
Педагогическое сообщество, как часть мирового, не могло остаться в стороне от происходящих изменений в жизни. Скорее всего, школа должна идти, если не впереди этих изменений, то в ногу с ними. И в больших городах, в части школ уже появляются мастерские, наполненные современными 3D принтерами, лазерными станками и другим оборудованием, где школьники смогут выполнять свои проекты на другом технологическом уровне. Насколько это необходимо? Нужно ли создавать мини фаблабы в школах? Кто будет этим заниматься? Где приобретать материалы и оборудование? Вопросов много.
(Продолжение следует)
Источники:
- Maker culture https://en.wikipedia.org/wiki/Maker_culture
- Журнал «Make:» https://makermedia.com/
- Noelle Swan. "The 'maker movement' creates D.I.Y. revolution"