Публикации сообщества

Елена Годунова • 12 августа 2019

Комикс: как читать, понимать и работать в школе

 

Данный пост создан в помощь участникам мастерской по сохранению памяти на основе мультимедийных источников 

Для написания материала использованы следующие иноязычные источники:

Общая информация о комиксе

Комикс- это синтез из вербальных и визуальных средств выразительности. 

По мнению Jüngst Folgendes использование этого формата для представления уже существующих, обычно литературных текстов, служит трем целям: 

  1. дидактизация для облегчения чтения через использование изображения, 
  2. облегчение чтения через структурирование текста в речевых пузырях и вставках
  3. выделение важных отрывков.

Устройство комикса и психология его чтения

Комикс может быть напечатан на всю страницу, либо на ее части. В комиксе важны линии, поверхности, формы, цвета, контрасты, перспективы и переходы. Все перечисленные средства выражения влияют на восприятие предыдущих и последующих страниц.

1

Источник картинки

1. Чтение комикса европейцами осуществляется слева направо и сверху вниз, в то время как японские манга читаются ровно наоборот - справа налево и снизу вверх.

2. Читатель сначала охватывает взглядом всю страницу, затем все картинки, потом каждую из них по отдельности.

3. На картинках он сначала рассматривает передний план, затем задний, большие детали на картинках рассматриваются раньше мелких.

Перспектива изображений:

  • цельная (тотальная): целая сцена в одной картинке, взгляд издалека
  • частично отображенная сцена
  • приближение-крупное изображение элемента или нескольких элементов
  • увеличение- zoom-отображение одной или нескольких деталей

4. Перспектива восприятия:

  • картинка с происходящим на уровне глаз читателя
  • картинка сделана с перспективой “с высоты птичьего полета”: фигуры и предметы мало различимы и мало значимы
  • картинка сделана снизу “с позиции лягушки”: фигуры и предметы через свою величину приобретают значимость
  • фронтальная перспектива
  • перспектива сбоку

5. После рассматривания картинок читатель обращается к тексту.

6. При чтении комиксов отмечен перерыв в восприятии между страницами, во время которого читатель может действовать на основе своей фантазии, т.е. додумывать дальнейший ход событий.

Содержание комикса

Рамка в комиксе может отсутствовать, быть прямоугольной/квадратной, захватывать несколько страниц.

Картинка в комиксе может быть статичной и динамичной, динамика создается за счет фигур и предметов, которые движутся.

Пропорции предметов могут быть реалистичными, либо намерено уменьшенными/ увеличенными.

Наполнение картинки может быть также разным: с малым количеством элементов, с большим количеством элементов, у которых мало/много деталей, с огромным числом элементов.

Изображение фигур =действующих лиц в комиксе:

  • фронтальная позиция, читатель видит фигуру прямо перед собой
  • позиция сбоку, читатель видит фигуру сбоку
  • позиция со спины, читатель видит фигуру со спины
  • фигура уходит
  • фигура совсем рядом
  • фигуры одинаковы по размеру
  • фигуры разные по росту
  • фигуры приближаются друг к другу
  • фигуры удаляются друг от друга
  • фигура несет какой-то особый предмет или носит особую одежду

Текст в комиксе вписан в баллон=специально выделенная область на рисунке, он может отражать произнесенную речь, либо внутреннюю речь/размышления/чувства  героев. Есть еще текстовые блоки, которые передают ход истории, а также звукоподражательные слова Бах, Бум и т.д., отражающие движение и действия героев

Картинки по запросу комикс

Комбинация картинки и текста:

  1. картинка и текст рассказывают одну и ту же историю
  2. картинка и текст передают разную информацию из одной и той же истории
  3. картинка и текст создают комбинацию, которую не достичь одним средством, они помогают читателю интерпретировать всю историю

Непосредственная работа с содержанием:

В цитируемом издании такая работа строится по следующему алгоритму:

Все содержание разделено на 3 части с указанием страниц

После прочтения заполняется таблицу с крупным приближением к содержанию:

Время действия

Когда происходит действие?

Имеется ли перенос в прошлое/будущее?

Действие отражено в хронологическом порядке?

Примечания

Страницы

Место действия

Где происходит действие

   

Действующие лица

Какие действующие лица важны в этой истории?

   

 

Описание главного действующего лица на листе бумаге с указанием источника информации-картинка или текст

 

Характеристика

Место действия

Место отъезда

Внешность

   

Семья, ближнее окружение

   

Способности, действия, поведение в конфликтной ситуации

   

Чувства, эмоции, надежды, сомнения

   

Сильные стороны

   

Слабые стороны

   

Далее идут задание на анализ подачи информации, дан эпизод комикса, определить настроение главного героя, озаглавить сцену, как взаимодействуют текст и картинка, что из этой комбинации оказывает большое влияние на восприятие содержания.

Далее на основе указанных отрывков следует составить рассказ о герое, его мечтах и действиях, сначала составив список ключевых слов, а уже на его основе- связное сообщение.

Задания на работу с комиксом направлены на развертывание информации данной в нем в сжатой форме!

Самое простое-это проверка понимания прочитанного комикса с помощью вопросов.

Другие задания: дать новый заголовок, заполнить пустые баллоны своим текстом, описать героев, придумать свое окончание истории комикса, предположить что происходит между панелями и что будет дальше. Как вариант, театрализация содержания комикса. Для учителей родного или иностранного возможна работа с лексикой, грамматикой, пунктуацией и стилистикой текста, как пример - повелительное наклонение и способы его выражения, усечение, использование междометий и проч.

Из опыта работы русскоязычных авторов

Несмотря на бытующее мнение о том, что в российской дидактике почти нет стройной системы работы с комиксом, нашлись все же работы отражающие практический опыт работы в школе с этим форматом предъявления информации.

А именно:

  1. Молчанова Н. И. Образовательные комиксы как средство мотивации в обучении иностранному языку в школе [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар: Новация, 2015. — С. 79-82. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/203/8661/ (дата обращения: 12.08.2019).
  2. Ведерникова Т.Н. Образовательный комикс в обучении химии URL http://mmdc-m.su/index.php?option=com_attachments&task=download&id=348(дата обращения: 12.08.2019)
  3. Очаковская Н. С. Методика обучения смысловому чтению Из опыта создания комикса школьниками по произведению Гоголя “Шинель” URLhttps://effektiko.ru/journal/2018-1/innovation-2018-1/komiks-na-urokah-literatury-metodika-obucheniya-smyslovomu-chteniyu (дата обращения: 12.08.2019)
  4. А.И. Резникова, аспирант, кафедра романской филологии, Московский городской педагогический университет, г. Москва, Россия "Использование комиксов в обучении французскому языку и формировании межкультурной компетенции" URL https://drive.google.com/file/d/1R7Xdt2zMvj8f0SASuF_q6uvaTkdPMdzL/view (дата обращения: 12.08.2019)

Автор последней статьи дает структуру работы с текстом комикса согласно алгоритму, который традиционно применим в зарубежной дидактике преподавания иностранных языков (задания на каждый этап можно посмотреть в статье) и на мой взгляд, достоин применения :

  1. Предтекстовый этап (до чтения комикса)-работа с заголовком, именами героев, кадром из комикса с предложением предположить о чем пойдет речь.
  2. Текстовый этап (во время чтения) с 3 подэтапами:предъявление текста комикса:  чтение, комментарий ,контроль понимания.
  3. Послетекстовый этап (после чтения) с 3 подэтапами:подэтап тренировки, продуктивный подэтап, подэтап контроля.

И наконец, последняя рекомендация к просмотру:

Вебинар ProTutor Подъяпольская О.И. "Комикс как средство обучения"

Надеюсь, что предложенные материалы достаточны для применения к комиксы Вы-жившие, который может быть дидактизирован в ходе мастерской.

В комментариях просьба добавлять материалы по работе с комиксами по вашим учебным предметам, а также из собственного опыта.

Кол-во комментариев: (6)

Елена Годунова
Уважаемые участницы мастерской Елена Миронова , Татьяна Шумель , Промышленникова Людмила Алексеевна , Анжела Денисова , приглашаю вас ознакомиться с материалами о комиксе и его применении. Было бы интересно познакомиться с вашим опытом работы, если он у вас есть.. Мой первый пост на Образовательной Галактике Интел был конкурсной работой про комиксы и способы работы с ними в ходе изучения ин.языков. Из архива http://archive.novator.team/post/793
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Татьяна Панкова
    Спасибо, хоть не являюсь участником курса, но, после прочтения поста стала уважительно относиться к данной теме и к комиксам!
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Елена Годунова
    Татьяна Владимировна, да, подчас мы отвергаем что-то, как следует не разобравшись в теме, не увидев ее образовательного/воспитательного потенциала. У нас есть 2 участника начальной школы, м.б. и вам захочется с ними поработать? Была бы рада!
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Елена Годунова
    В добавление хотела бы привести пример дидактизации от немецких коллег комикса Die Suche (Поиск, о Холокосте) , выпущенного Домом Анны Франк. http://edu.annefrank.org/diesuche/ Все ссылки справа активны
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Елена Годунова
    + методические рекомендации с семинара по комиксу Die Suche , на котором, кстати, присутствовала в Берлине https://www.annefrank.de/fileadmin/Redaktion/Themenfelder/Geschichte_ve…, название которых Holocaust im Comic – Tabubruch oder Chance? Geschichtscomics für den Unterricht am Beispiel der Graphic Novel »Die Suche«
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии