В восьмидесятых годах профессор калифорнийского университета Дорин Нельсон, занимавшаяся преподаванием у будущих художников, предложила термин “обучение, основанное на принципах дизайна” (или дизайн - обучение, “design based learning”), имея в виду учебный процесс, в результате которого учащийся создает некоторый продукт, по которому можно сделать вывод о том, насколько успешно он прошел обучение и готов к тому, чтобы стать мастером. Дизайн - обучение вполне успешно прижилось в тех учебных областях, где наличие итогового продукта является вполне обоснованным завершением процесса обучения (инженерное дело, искусство, дизайн и т.д.), поскольку дает очень ясную картину и самого учебного процесса, процедуры его оценивания и, что очень важно, процесса движения к этому итоговому продукту через его итерации - промежуточные состояния этого продукта. В самом общем виде этот процесс можно представить в виде последовательности шагов:
Замысел - эскиз - структура - прототип - ревизия замысла - доработка - продукт.
Естественно, в конкретном воплощении и последовательность шагов может варьироваться и дополняться, но, в любом случае, это позволяет проследить определенную логику в формировании продукта. Вклад ученика в этот продукт, его оригинальность, умение ученика сотрудничать с другими людьми в процессе его создания, скурпулезность к деталям, умение “упаковать” то, что получилось в итоге и создают основу для оценивания деятельности ученика. Причем не только в рамках учебного процесса, но и за его пределами - с точки зрения людей, для которых этот продукт представляет какую-либо ценность.
Дизайн - обучение - это достаточно давняя модель, значительно превосходящая по возрасту классно-урочную систему. Она вполне успешно существовала и развивалась, например, в цеховой педагогике. Вот хорошо иллюстрирующий пример цехового дизайн-обучения фрагмент из фильма “Красная скрипка”, в котором мастер берет в руки скрипку, созданную подмастерьем.
“Превосходно. Тончайшая работа. Ты создал жемчужину, мой мальчик. В самый раз для придворного или священника, чтобы пиликать после ужина и стирать с нее пыль после воскресной мессы. Словом, моего имени на этой скрипке никогда не будет. Вложи в работу всю свою страсть, мой мальчик. Оставайся у меня и учись”. После этого мастер берет в руки скрипку подмастерья и со всей силы разбивает ее об стол в щепки.
Обратим внимание, что ключевой вопрос мастера - это не то, насколько точно ученик воспроизвел его шаблон, а то, кому может быть нужно то, что он создал. В этом и есть его оценка.
Дизайн - обучение во многом противоположно по методам учебным шаблонам классно-урочной системы с такими его хорошо узнаваемыми “гештальтами”, как
-Учитель рассказывает ученикам материал урока, а затем требует от них воспроизвести своими словами сказанное. Чем ближе рассказ ученика к “первоисточнику”, тем выше оценка.
-Учитель задает ученикам решить задания, с единственно правильными ответами, которые ему прекрасно известны.
-Учителя интересует только процесс генерации учеником “правильного ответа”, путь к которому, по большому счету, его не интересует. Черновики, ошибки, пробы - это только шум в процессе обучения, от которого хорошо бы было вообще избавиться.
Не могу не сдержаться, чтобы не привести здесь еще один очень хорошо известный видеофрагмент - из советского фильма “Гостья из будущего”, замечательно иллюстрирующий сказанное.
Прекрасный пример образовательного анти-дизайна. Ситуация реконструируется с почти детективной точностью. На прошлом уроке учительница английского языка “ввела” (естественно, в полном соответствии с ФГОСом) содержание темы “London is the Capital of Great Britain” и задала ученикам выучить пересказ текста. Вызванный к доске пересказывать текст Коля справился с заданием крайне плохо и текст не выучил. Он получит заслуженную двойку, которая закрепит его роль “плохого ученика”, с которой ему предстоит шагать до конца школы.
И очень правдоподобно показано то, насколько тягостна эта образовательная беспредметность и без-продуктовость для подростков, сидящих в классе. Они обмениваются записками, с помощью которых они выясняют, кто с кем хочет дружить. И нетрудно увидеть, что эти записки - и есть социальные объекты, вокруг которых строится настоящее обучение в этом классе. Причем происходит это совершенно наперекор потугам учительницы как-то сконцентрировать внимание класса на происходящем у доски.
Можно фантазировать на тему, как выглядел бы этот урок английского языка в дизайн - модели. Например, можно было бы сконструировать учебный объект на базе ситуации про заболевшую собаку или тех же самых записочек, циркулирующих по классу. Правда, для этого учительнице понадобилось бы проявить некоторую долю креативности и другого педагогического мышления. А это уже “не-ФГОС”.
В дизайн-обучении эти гештальты переворачиваются с головы на ноги.
-Деятельность ученика направлена не на удовлетворение учителя, желающего услышать воспроизведение своих собственных слов, а на создание продукта, обладающего ценностью и социальностью.
-Безусловной ценностью обладают все промежуточные стадии (итерации) этого продукта. Мастер прекрасно понимает, что для того, чтобы получилась скрипка нужен интерес, нужна страсть, которая будет драйвером этого пути.
-Итоговый продукт обладает некоторой степенью новизны и для ученика и для учителя. Ученик увидит его впервые, а учитель, как минимум, не отказывает себе в удовольствии возможности увидеть что-то новое в конце этого пути.
-Здесь нет задач с единственно правильными вариантами ответов. “Готовые домашние задания” здесь не проходят.
К чему весь этот разговор? К тому, что дизайн обучение с его итоговым продуктом, цепочкой итераций, каждую из которых можно фиксировать и по динамике которых можно оценивать деятельность ученика сегодня переживает второе рождение. Сайты готовых рефератов и готовых домашних заданий, по сути, хоронят сегодня “анти-дизайнерскую” модель обучения, построенную на воспроизведении готовых решений. Идет поиск решения, отвечающего требованиям сегодняшнего дня, прежде всего, по отношении к оцениванию деятельности учащегося. И переосмысленная с точки зрения использования современных цифровых платформ и инструментов концепция дизайн-обучения может стать таким решением.