Публикации сообщества

Светлана Любавина • 14 октября 2018

3D-моделирование литературного персонажа. Элементарно

Какую экранизацию Шерлока Холмса вы предпочитаете? Или у вас есть собственное видение образа гениального сыщика? Каким вы представляете себе Шерлока Холмса? Что вы знаете о его внешности, характере, привычках? Какие черты Шерлока Холмса привлекают читателей? В чём причины популярности образа сыщика?

Такие вопросы были заданы школьникам в ходе интегрированного занятия по английскому языку и информатике, которое мы проводили в Артеке с учителем английского языка Валерией Сергеевной Бабаниной.

Кстати, Шерлок Холмс, созданный Артуром Конан Дойлом, попал в Книгу рекордов Гиннесса как самый экранизируемый литературный персонаж.  Насчитывается более  двух сотен кинокартин с участием знаменитого сыщика. Кроме кино, телевидения и анимации, Шерлок Холмс является излюбленным персонажем создателей компьютерных игр. Яркая индивидуальность, острый ум, стремление к справедливости привлекают читателей и зрителей разных стран и эпох.

 

Шерлок в кино

 

Впервые портрет Холмса сам автор описал во второй главе «Этюда в багровых тонах»: «Даже внешность его могла поразить воображение самого поверхностного наблюдателя. Ростом он был больше шести футов, но при своей необычайной худобе казался еще выше. Взгляд у него был острый, пронизывающий, если не считать тех периодов оцепенения, о которых говорилось выше; тонкий орлиный нос придавал его лицу выражение живой энергии и решимости.  Квадратный, чуть выступающий вперед подбородок тоже говорил о решительном характере. Его руки были вечно в чернилах и в пятнах от разных химикалий, зато он обладал способностью удивительно деликатно обращаться с предметами, - я не раз это замечал, когда он при мне возился со своими хрупкими алхимическими приборами».

Нам с коллегой показалось методически целесообразным, руководствуясь принципами STEAM, не только выслушать устные ответы школьников, но и дать возможность ребятам самим воплотить образ любимого персонажа в виде трёхмерной модели.

Создание 3D-модели человека – процесс довольно сложный и трудозатратный. Необходимо было подобрать наиболее доступный и функциональный цифровой инструментарий, позволяющий решить поставленную задачу, но при этом не требующий длительного освоения. В результате сравнения нескольких программных продуктов остановили свой выбор на 3D-конструкторе со свободной лицензией MakeHuman.

http://www.makehumancommunity.org/

MakeHuman - это программный пакет с открытым исходным кодом, предназначенный для прототипирования гуманоидных 3D персонажей.  MakeHuman используется исследователями в медицинских целях. Все созданные модели быстро экспортируются в различные системы по 3D-моделированию, включая Blender.

Программа проста в использовании. Моделирование происходит с использованием технологии морфинга и заключается в управлении ползунками, отвечающими за соответствующую характеристику. Формирование внешности происходит путём настройки всевозможных параметров, включая возраст, пол, рост, вес, пропорции тела, формы лица, глаз, носа, подбородка и прочего. Для детей школьного возраста есть целомудренная версия.

MakeHuman1

 

Зайдя в главном меню во вкладку «Modelling», используя расположенные там вкладки «Main», «Gender», «Face», «Torso», «Arms and Legs», «Custom», «Measure», можно настроить параметры своего будущего персонажа.

MakeHuman menu

Интерфейс программы на английском языке, так что при моделировании у школьников была возможность пополнить словарный запас и повторить или выучить названия частей тела. 

Можно переключить интерфейс программы на русский язык.

Settings Russian_generic.

MakeHuman rus

Во вкладке Geometres содержатся наборы одежды и причёсок. Есть более тонкие настройки для моделирования лица.

 

MakeHuman Geo

 

В MakeHuman есть определенный набор поз, которые можно выбрать для модели. Вкладка Pose/Animate.

Если модель формируется для дальнейшего использования в 3D графике, то в заключении формирования модели нужно установить скелет. Его наличие позволит придать модели нужную позу при редактировании в Blender.

MakeHuman scelet

 

Не стану более подробно останавливаться на интерфейсе программы MakeHuman. Он легко осваивается на практике. Наши ученики за считанные минуты освоили необходимый функционал. Проведённое занятие вызвало познавательную активность обучающихся. Ребята увлечённо исследовали и моделировали образ любимого детектива.  Презентация работ проходила заинтересованно и эмоционально. Образы Шерлока, созданные учениками, получились убедительными и оригинальными.

Результаты

 

 

 

Кол-во комментариев: (17)

Лада Сащенко
Здорово! Спасибо! Наконец-то у нас есть инструкция, как создавать человека! Думаю, создание автопортрета было бы не менее увлекательной задачей.
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Светлана Любавина
    Спасибо за идею, Лада! Можно поискать ещё возможности применения 3D моделирования в гуманитарных дисциплинах. Например, сделать реконструкцию портрета исторической личности.
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Борис Ярмахов
    Светлана, спасибо. И все-таки. Приложение работает по принципу фоторобота - т.е. мы подбираем из имеющихся элементов те, которые наиболее соответствуют тому, что мы хотим получить, или же можно что-то прорисовывать руками и "отрехмеривать" свои рисунки?
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Светлана Любавина
    Для первого знакомства с MakeHuman в условиях ограниченного времени занятия мы использовали только базовые параметры. В программе есть более тонкие настройки для черт лица, управляя которыми можно добиться портретного сходства.
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Елена Ковалева
    Крайне неудачный выбор персонажа. Особенно для воспитания молодёжи! Сразу видно, что книгу на английском языке вы не читали! А куда смотрела учительница английского языка? Она, надеюсь, в книгу заглядывала? Мистер Холмс вёл крайне нездоровый образ жизни: курил крепкий трубочный табак и был кокаинистом. Кокаин вводил внутривенно (см. Википедию). Русские переводчики не перевели такие подробности. Однако, при чтении книги на английском языке этого невозможно не заметить. Насчёт игр-одевалок - это прелестные "игры для девочек", однако, от них мало пользы для учебного процесса. ИМХО, конечно!
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Светлана Любавина
    Елена, несказанно рада вновь увидеть Ваш комментарий в своём блоге, пусть уже и на новой площадке! По Вашей страстной реакции догадалась, что Вы за два года, прошедших с распада Галактики, успели соскучиться по нашему с Вами общению. Должна признаться, что мне тоже иногда не хватало Вас. Я даже стала отчётливее понимать трепетные чувства Шерлока при ожидании встречи с профессором Мориарти:) Вы высказали интересное мнение относительно характеристик литературного героя. Предположу, что именно неординарность и неоднозначность Шерлока и придали образу живости и правдоподобия, сделав его востребованным для экранизаций в разных странах и эпохах. Проектная работа на нашем занятии состояла в том, чтобы представить свой образ Шерлока.
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Лада Сащенко
    Не совсем согласна. Для школьников обычно предлагают адаптированный текст, без тонких биографических подробностей Холмса. Оригинальное произведение не всегда соответствует тому, что изучается в школе, как раз чаще всего нет. Как русские народные сказки для младшего возраста не сравнить с оригиналами Афанасьева. В начальной школе дети читают тонкие книжки "Козетта" и "Гаврош". А Гаргантюа и Пантагрюэль" в переложении для школьников просто забавные обжоры. Помню, в школе мы тоже читали рассказы о Шерлоке Холмсе, отрывки, каждый был чуть больше полстраницы. Вряд ли школьникам предложили прямо оригинал 100%. В русском переводе упоминается и о кокаине, и о курении. Тем не менее, школьникам кое-где задают Конан Дойля для чтения летом. Да и образ отечественного Шерлока настолько растиражирован, что воспринимается без тонких подробностей биографии прототипа. "Одевалки" хороши тем, что при моделировании внешности и одежды приходится погружаться в историческое время и через одежду, например, делать вывод о материальном положении и социальном статусе героя. Так что не так уж однозначно. Я лично видела результат занятия о моделировании внешности. Дети в восторге, и мальчики, и девочки. Для них процесс освоения новой программы, процесс моделирования и конечный результат гораздо важнее, чем задача подобрать одежду. У меня, например, ученики 7 класса юбки моделировали в SketchUp, как мальчики, так и девочки.
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Елена Ковалева
    Лада Сащенко В данном топике не указана цель занятия, поэтому трудно судить об образовательных результатах учащихся. Тем более, спорить о чём-то! То, что произведение "экранизируют во всём мире",- это не аргумент для образования. Кинорежиссёры ищут коммерческую выгоду,- получение прибыли от показа фильмов. Детективы смотрят везде и всегда.
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Ольга Федоровна Брыксина
    Елена Ковалева Одобряют, наверное, идею, желание автора попробовать что-то новое, его желание работать ИНТЕРЕСНО для детей... Тут ведь важно понять, что важнее: мотивация или фактически освоенные навыки... Это никак не ответ. Это размышление вслух;)
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Елена Пономарева
    Елена Ковалева Думаю, что вряд ли российские школьники знают о вредных привычках Шерлока Холмса, а вот как гениальный сыщик он им хорошо известен. :) Я бы еще обратила внимание на то, что Холмс серьезно увлекался химией, и эта склонность всё исследовать во многом помогала ему. То есть для детей этого возраста Холмс - скорее, положительный персонаж. Но даже если кто-то вспомнит, что сыщик курил трубку - повод коснуться темы здорового образа жизни. Да и моделировать неоднозначное - гораздо интереснее, есть что обсуждать в классе. Мне кажется, пример для стыковки информатики и английского языка выбран отличный!
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Светлана Любавина
    Елена Ковалева Ваше право давать спорные и формально-морализаторские оценки литературным персонажам. Но переносить свои безапелляционно оценочные суждения на деятельность коллег, не разобравшись в вопросе, непрофессионально и неэтично. Технологическая карта занятия "3D-моделирование литературного персонажа" была рассмотрена на методическом совете ФГБОУ «МДЦ «Артек» и получила положительные отзывы экспертов. По разработанному сценарию был проведен цикл занятий, подтвердивший эффективность предложенной методики. Опыт проведения мы с Валерией Сергеевной представили на II Всероссийском форуме в Артеке в октябре 2017 в форме мастер-класса.
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Елена Ковалева
    Светлана Любавина "... подтвердивший эффективность предложенной методики". Познакомьте нас с критериями, подтвердившими эффективность. Кстати, эффективность методики в чём? О целях занятия опять - ни слова! "Представление на форуме в Артеке" - это, конечно, сильный аргумент в пользу эффективности методик!:)
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии