Таймлайн
Цель игры «Великие князья Великого княжества Литовского» – формирование у учащихся системного взгляда на исторических деятелей ВКЛ. Учащиеся получают двусторонние карточки. С одной стороны – изображение и имя деятеля, с другой – QR-код и годы жизни для проверки правильности ответа. Задача участников – составить ленту времени для великих князей Великого княжества Литовского.
Правила игры: оптимальное количество участников – от 2 до 6 (в данной игре учащиеся играют парно) плюс один учащийся, выполняющий функции ведущего, который следит за правильным ходом игры. Все карточки перемешиваются и располагаются изображением вверх. Первоначально участники получают по 2 карты. Оставшиеся карточки ложатся изображением вверх. Первая карта становится ориентиром и переворачивается датой вверх. При помощи программы для чтения QR-кодов ведущий сканирует QR-код и зачитывает вопрос участникам. Ученик, первый правильно ответивший на вопрос, делает первый ход. Его задача – взять одну из своих карт и расположить на «ленте времени» в соответствии с предыдущими карточками в хронологической последовательности (слева или справа от первой карты).
Если карта выложена неправильно, игрок обязан выполнить задание по QR-коду, при правильном ответе на задание по коду игрок может расположить карту еще раз, в противном случае сбрасывает ее и берет новую, а ход переходит к другому участнику. Если карта выложена участником верно, то задание по QR-коду является необязательным. Игрок, первым разместивший свою последнюю карту на «ленте времени» объявляется победителем. ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Еще одним вариантом использования QR-кода являются гексы (шестиугольники) с зашифрованной информацией. Варианты использования шестиугольного обучения на уроках могут быть следующими:
- учащиеся получают учебный материал, записанный при помощи гексов, из которых им нужно собрать пазл;
- можно использовать гексы для работы в группах: каждая получает шестиугольники, заполняет их и обменивается друг с другом. Задача группы – собрать пазл и объяснить полученный результат;
- составить по гексам рассказ или короткое эссе. ПРИЛОЖЕНИЕ 7
QR-коды я также очень активно использую и в оформлении кабинета истории, но не для красоты, а для практического усвоения знаний. Даты и события из истории – головная боль любого школьника. Как их запомнить, когда они так и норовят спутаться в клубок? На помощь здесь также приходят карточки с QR-кодами. На стенах, стендах развешиваю карточки-даты с наиболее встречаемыми и известными событиями в истории. Карточки сопровождаются QR-кодами с краткой информацией о данном историческом событии. Данный прием использую для проведения физкультминуток, при изучении темы «Счет лет в истории» и на практических и внеклассных занятиях. Прием помогает учащимся легко и быстро познакомиться с периодизацией истории, запомнить важные даты, касающиеся как всемирной, так и истории Беларуси, а также развивает память, внимательность и критическое мышление.
В заключение хочется отметить, что QR-код не является «трендом», новинкой. Он применяется уже довольно долго, так как является простым и удобным в использовании, количество методов его применения безгранично – здесь всё зависит только от фантазии педагога. Опыт использования показывает, что такие формы работы помогают ввести элемент новизны, подать материал, нестандартно, тем самым привлекая интерес школьников к учебно-познавательной деятельности и повышая их мотивацию. Уроки с использованием QR-кода – это хорошая возможность для организации и проведения нестандартного, интересного, инновационного урока. И важно помнить, что в современном, быстро меняющемся мире, мы не имеем права учить детей по-старому!