Публикации сообщества

Елена Годунова • 20 октября 2018

Образовательные основы мейкерства

Образование мейкеров - это своеобразное ответвление мейкерского движения, которое американский  журнал Time назвал “зонтиком для независимых изобретателей, дизайнеров и ремесленников”, зонтик, который накрывает все виды созидания “from cooking to coding”, от кулинарии до кодирования. Образование мейкеров развивает множество умений, но самое главное из них - умение учиться.

Источник

А собственно образование испытывает ли влияние мейкерства? Насколько пересекаются пути школы и мейкерства?

По мнению ключевой  личности в современной истории мейкерства, каким является Дейл Доэрти (Dale Dougherty),  нужно сделать все, чтобы они встретились - мейкерство и школа.

“...Наше следующее поколение должно быть создателями, что детям это особенно интересно, вот эта способность управлять физическим миром, использовать такие вещи, как микроконтроллеры и строить роботов. И мы должны принести это в школы, в наши сообщества всеми возможными способами -- вот эту способность возиться с вещами, делать и переделывать мир вокруг нас. Сегодня у нас есть прекрасная возможность -- и это то, что меня действительно волнует больше всего -- ответить на вопрос: "Что создаст Америка?" "Еще больше создателей".”

 

В своей книге “Спираль обучения: 4 принципа развития детей и взрослых” Митчел Резник, создатель Scratch, признавая широкое распространение мейкерства вследствие развития технологий, пишет о том, что для него мейкерство ценно еще и тем, что оно “способно стать образовательным движением, позволив множеству людей получить опыт обучения через творчество”.

Важной он считает и проектную деятельность, в ходе которой мейкер и создает свой продукт.

В упомянутой книге М.Резник рассказывает историю из своего детства, когда желание построить площадку  для мини-гольфа привело к тому, что вся деятельность от идеи до результата стала собственно обучением: ему понадобились знания из физики, инжиниринга, физическая ловкость, также же он осознал саму структуру проекта - от идеи к плану, от прототипа к пилотной версии, через тестирование к итоговому результату. Этот пример построения детской игровой площадки собственными руками  помог ему позже описать спираль обучения через творчество.


Уже упомянутый ранее Дейл Доэрти, создатель журнала  Make:Magazine, в котором он впервые использовал термин «мейкер» для обозначения людей, которые с удовольствием занимаются индивидуальным производством, проектированием и созданием чего-либо своими руками, также вслед за Митчелом определяет:

“Проект - базовая единица мейкерства”.

А если еще иметь ввиду интегративный характер любого проекта, то его ценность возрастает во столько раз, сколько тем он объединяет.

Принцип «создавая, мы создаем себя» (fabricando fabricamur) настойчиво проводил еще Ян Амос Коменский. Жан Пиаже конкретизировал его в своей концепции, утверждая

"Знание не передается, оно создаётся".

Сеймура Пейперта, по мнению М.Резника, можно признать “небесным покровителем мейкерства”, так как он создал интеллектуальные основы обучения через созидание, выделив значимость результата, тем самым запустил движение мейкеров в образовании.

Пейперт акцентирует внимание на том, что для учения, для конструирования учащимся собственного знания важно, чтобы он создавал что-то вне своего сознания. Это «что-то» должно быть значимым для создающего, будет здорово, если он будет это любить, и хорошо, если оно будет интересным для окружающих. В таком конструировании существенную роль могут играть компьютер, язык Лого или кубики ЛЕГО, но смысл деятельности не в них, а в том, что ребенок создает с их помощью в окружающем мире и в себе самом. Они становятся «невидимыми» Источник

Описывая школу будущего в своей статье “Компьютеры в школе: движущая сила и инерция”, он, развивая  теорию конструктивизма  Пиаже, пишет:

“Дети получают знания, когда нуждаются в них, а не когда это предписывает программа; иногда они получают знания от других детей, иногда постепенно до них докапываются, иногда вычитывают из книг, иногда знание дает учитель. Во многих отношениях это больше похоже на то, как ребенок учится ходить, говорить и спорить в семье, где все это происходит, чем на изучение школьной программы в сегодняшней школе”.

М.Резник так поясняет развитие идей Пиаже Пейпертом:

"Дети конструируют знания эффективнее  всего, когда активно вовлечены в процесс создания вещей, иными словами, когда выступают в роли мейкеров. Свой подход он назвал конструкционизмом, имея в виду, что в нем соединены два типа конструирования: конструируя вещи, дети тем самым конструируют  в своей голове новые идеи, это побуждает их конструировать новые вещи и процесс повторяется снова и снова в виде непрерывной спирали обучения”.

Таким образом, мейкерство создает активную образовательную среду для постоянного автономного научения ученика, что,  в конечном итоге, и составляет основу обучения на протяжении всей жизни. Сама жизнь  -это большой мейкерспейс!

Материалы по теме:

  1. Мейкерство: введение в тему
  2. Мейкерство: термины
  3. Мейкерство сквозь призму истории педагогики
  4. Современная история мейкерства

В продолжении речь пойдет о примерах мейкерства в образовательных практиках разных стран.

Кол-во комментариев: (8)

Борис Ярмахов
Елена, хороший экскурс в "матчасть" вопроса, который показывает, что мейкерство может трактоваться как практический способ реализации педагогического конструктивизма, который берет свои основы не только от Пиаже, но и от нашего Выготского! Кстати, было бы очень интересно проследить и отечественную "ветку" мейкерства - ведь Выготского (и педологию) и Макаренко принято сталкивать лбами, а, на самом деле, между ними в том, что называется "конструированием знания" есть много общего.
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Людмила Рождественская
    Митчел Резник - конечно законченный конструктивист. Очень привлекают его невероятный оптимизм и вера в "ребенка, который живет в каждом человеке". Потому для него и обучение может быть интересным и радостным. Одно название его лаборатории в MIT чего стоит: "lifelong kindergarten" («детский сад на протяжении всей жизни")
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Лора Кравченко
    Елена Александровна, большое спасибо за статью. Вы проделали огромную работу, изучив источники. Для меня тут сплошная польза! Дети часто спрашивают, зачем нужно делать проект (два года у нас создание индивидуального проекта в 9 и 10 классах являются обязательными). Я, конечно, рассказываю и объясняю. Но, кажется, они мне не очень верят :) Сегодня я составила цитатник по Вашей статье и выложила у себя на страничке и в группе https://vk.com/goodfizika Уже читают и лайкают :)
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Елена Годунова
    Лора Викторовна, спасибо за использование, только Коменский говорил еще лучше, чем Пиаже- Создавая, мы создаем себя. Это я про неточность в цитировании:) А для ребят я бы взяла описание проекта, сделанного Резником, но сначала дала задание для групп-построить поле для гольфа, что нужно для этого?После мозгового штурма и результата проектирования, дала бы описание работы, проделанной Резником в детстве.см. по ссылке из текста. Сравнить-обсудить-понять чего не хватило при проектировании
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Людмила Рождественская
    Елена Годунова Про "создание себя" есть в интереснейшей книге, которую автор на днях выложил в свободный доступ через фейсбук, там и нашла... Александр Попов "Будущее просто шло своей дорогой: опыты конструирования возможностей". https://clck.ru/EaEg4 Чтение непростое, но интересное.
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Елена Шарикова
    Мейкерство - это реновация 21 века, которое получило новое видение в контексте современной системы образования. На мой взгляд, чтобы воспитать эту мейкерскую культуру в обучающихся, нужно лишить их боязни сделать ошибку. К сожалению, множество детей страдает от этого и иногда даже не начинают реализовывать свои задумки, потому что заведомо уверены в очередном "провале". Чтобы они увидели значимость проделанной работы, проекты, если рассматривать их с позиции мейкерства, должны быть практико-ориентированные, которые можно отправить на конкурс, работать с ними не потому что "Это итоговый проект", а потому что это кому-то будет нужно, полезно и значимо.
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии