Если у вас есть знакомый ученик, который учится в обычной начальной школе и вам доводилось смотреть его школьные тетради, скорее всего, вы тоже задавались вопросом “А неужели мы тоже так ужасно писали”? Среднестатистическая писанина ученика начальной школы выглядит примерно так:
(источник: http://irinaalzo.blogspot.com/)
Кривые буквы, пляшущие между линеек, зеркальные буквы, неспособность правильно трансформировать услышанный звук в текст, огромное количество зачеркиваний и исправлений, предсказуемое недовольство учителя, бесконечное и мучительное переписывание и, как результат на всю жизнь - нелюбовь и даже отвращение к письму на всю жизнь и неспособность выдавить из себя хотя бы пары самостоятельных строчек текста.
Почерк ребенка является заложником книгопечатной дидактики. “Культурное наследие” (передача которого, как нам известно, является главной дидактической целью) упаковано для школьного употребления в яркие, хорошо проиллюстрированные (соблюдаем принцип наглядности) и изготовленные типографским способом книги. Их учитель использует при объяснении нового материала, по ним ученик выполняет домашнюю работу.
По этим правилам игры на предъявление “эталонного” образца в виде отпечатанного текста ученик обязан отвечать текстом, написанным “эталонным”, “как в прописях” почерком. Но детей, способных освоить эталонный почерк, становится все меньше, чему есть ряд объективных причин, в числе которых:
-Падение статуса рукописного письма. Мы - взрослые - практически перестали писать руками. Если на нашей памяти мамы и папы, бабушки и дедушки еще писали письма руками, то в памяти наших детей такого уже нет. Профессии людей, состоявшие в переписывании текстов эталонным почерком, тоже канули в Лету.
-В образовательных системах ценность “эталонного” почерка давно уже размывается. В начальной школе учителя бьются за каллиграфию, в средней школе - “лишь бы было понятно, что написано”, в университете - все работы сдаются в виде компьютерных файлов.
-Доступность цифровых устройств детям уже с дошкольного возраста объективно снижает их способность к освоению эталонного почерка. Недавнее исследование особенностей формирования почерка у детей, показало, что если ребенок в раннем школьном возрасте регулярно пользуется смартфоном для игры и общения, то мускулатура руки формируется у него таким образом, что ему сложно держать ручку классическим “трехпальцевым” способом, вместо этого у него у него формируется “концевой” захват, при котором ручка не лежит на подушечке большого пальца, а болтается в воздухе между большим и указательным пальцами.
(источник: https://brightautism.org/)
Удивительно, но в отличие от большинства других образовательных проблем, мы с точностью до даты (9 января 2007 года) знаем тот момент, когда она появилась и знаем фамилию и имя человека, которому мы должны сказать за это “спасибо”.
Однако, эта точность диагноза оставляет открытым логичный вопрос “Что с этим делать?”
Для того, чтобы ответить на него, совершим виртуальное географическое путешествие в Юго-Западный округ города Москвы, где на расстоянии нескольких сотен метров находятся две школы. Одна - полностью подчиняется законам “книгопечатной дидактики”, вторая - в силу ряда организационных причин имеет возможность трактовать их достаточно вольно. В чем состоит основное отличие между ними? Принципиально - в одном. В первой - ученики начальной школы пишут РУЧКОЙ, во второй - такие же точно ученики на уроках пользуются КАРАНДАШОМ и ЛАСТИКОМ.
Решение это - разрешить школьникам стирать ластиком написанное карандашом - удивительно в своей простоте и не требует абсолютно никаких финансовых вложений. Исправить написанное карандашом ребенок может не только в том случае, если оно не нравится учителю, но и в том случае, если это не нравится ему. Когда учитель видит, что почерк ребенка в полной степени сформировался, он выдает ребенку “ручечный сертификат”, который разрешает ему выполнять задания ручкой.
В первой же школе все идет по прежнему. Все то же ухудшение от года к году почерка и нежелание писать что-либо свое. Удивительно, но такому простому решению - разрешить младшим школьникам пользоваться ручкой и ластиком сопротивляются не отдельно взятые учителя. Ему сопротивляется сама книгопечатная дидактика. Дело в том, что одним из следствий великих тектонических дидактических сдвигов в образовании 17 - 19 веков стало полное исключение из учебной практики черновика. Если у нас есть эталон - печатная книга и есть дидактическая цель, состоящая в следовании этому эталону, то любое возникновение в этой схеме чего-либо “не эталонного”, “промежуточного”, воспринимается как девиация, отклонение, подлежащее пресечению. Черновик - это возможность ошибки, а с ошибками в книгопечатной дидактике можно делать только одно - пресекать. Именно так построена дидактическая система оценивания - даем ученику эталон и оцениваем его работу по количеству ошибок, допущенных при отклонении от него при воспроизведении.
Таким образом, деградация почерка ребенка, массово наблюдаемая в школе - это симптом, точнее один из симптомов, говорящих о том, что с дидактикой происходит что-то не то и пришло время перемен.