Одним из условий успешной деятельности сообщества является общая разделяемая сообществом информационная онтология сферы деятельности. Как правило, информационная онтология может быть представлена как карта или как дерево. Значение онтологий, таксономий и классификаций обсуждается в книге Sorting Things Out: Classification and Its Consequences
Авторы подчеркивают, 1) Все люди постоянно занимаются классификацией окружающих объектов и понятий. 2) Принятые и действующие в обществе системы классификации являются "замороженными политиками".
При этом существует скрытое воздействие системы классификации из одной области на другие области.
Чудесный пример с международной системой классификаций болезней (International Classification of Diseases), которая в основании системы классификации компьютерных систем, поддерживающих совместную работу (Сomputer-supported cooperative work CSCW).
Мне кажется, что преподаватели особенно любят таксономии. Например, Бенджамен Блум воспринимается прежде как автор таксономии педагогических целей.
И тут мне хотелось бы подчеркнуть, что прелесть таксономии состоит в том, что она может быть видоизменена. Говоря языком Scratch - ценность таксономии определяется не столько числом лайков, числом ремиксов. Кстати, это один из скрытых учебных курсов, которые Scratch транслирует в современное образование - цените ремиксы, создавайте условия для ремиксов, помните, что через видоизменение и редактирование люди могут вовлечены в сообщество авторов систем классификаций.
Дальше у меня будет серия примеров песочниц систем классификаций сред для обучения основам программирования. Начну я с самой простой, и мы посмотрим, что из этого эксперимента получится. В качестве песочницы воспользуемся вики страницей.
http://letopisi.org/index.php/Taxonomic_sandbox_1
Исходное дерево взято из работы "Programming Environments for Novices" Mark Guzdial. Работа хорошая, но давнего 2003 года и со временем к этой публикации много новых ветвей и листьев приросло. Можем их смело добавлять и смотреть как новогодняя ёлка классификаций будет развиваться.
Правила работы просты. Это графвиз и связи между объектами записаны на простом языке DOT. Даже и комментировать нечего:
- Зашли в режиме редактирования.
- Посмотрели на текст графа.
- Добавили новую строчку - веточку.
- Сохранили страницу.
Пока текст простой
Lisp -> Logo ;
Logo -> LogoWriter ;
Logo -> Boxer ;
Logo -> "Smalltalk" ;
LogoWriter -> StarLogo ;
LogoWriter -> "Moose Crossing" ;
Prolog -> AgentSheets ;
Prolog -> Cocoa ;
Cocoa -> KidSim ;
Cocoa -> "Stagecast Creator" ;
Prolog -> ToonTalk ;
Pascal -> Genie ;
Pascal -> GPCeditor ;
GPCeditor -> Emile ;
Emile -> "ModelIT! ;
И 3 простых деревца таксономий на экране.