Публикации сообщества

Борис Ярмахов • 14 июля 2022

Память в цифровую эпоху

 

Изобретение и развитие письменности, а затем и книгопечатания высвободило когнитивные ресурсы, необходимые для поддержания коллективной памяти. Бесписьменный человек, безусловно, умел хранить в памяти гораздо больший массив информации, чем умеем это мы. Окружающая такого человека действительность была им в гораздо большей степени сложно откалибрована, поскольку от того, как он ее распознавал и понимал, зависело его выживание. Мельчайшие нюансы ландшафта, погоды, флоры и фауны, все, что связано с состоянием человека и отношениями между людьми распознается и сопоставляется бесписьменным человеком гораздо подробнее и точнее, чем это делается “цивилизованным” человеком. Бесписьменный человек не мог позволить себе “делегировать” часть своего знания “узкому профессионалу” - врачу, юристу, инженеру. Максимум, о чем можно говорить в плане разделения знания - это выделение “мужского” и “женского” знания и, соответственно двух моделей обучения детей. Можно с уверенностью сказать что любая чукотская, австралийская, папуасская семья из племени, не познакомившегося с цивилизацией, владеет всей картиной мира, доступного этому племени.

 

 

Развитие средств фиксации знания, которое происходит на протяжении всей истории человечества, влияет на то, как организована коллективная память сообщества и, в конечном итоге, само это сообщество. При этом когнитивные ресурсы человека практически остаются неизменными. Количество нейронов, участвующих в обработке информации, не изменяется, не меняется и количество нервных центров, в которых она происходит. Считается, что в мозге взрослого человека уже несколько десятков тысяч лет назад было около 90 миллиардов нейронов, за прошедшее время это количество не изменилось. Меняется количество связей между нейронами и то, какая именно информация обрабатывается в этих центрах. 

 

Усложнение форм социальной жизни требует изменения форм хранения социальной памяти. Социальная память нужна прежде всего для того, чтобы сохранять уклад жизни и принимать решения в незнакомых ситуациях. Любая незнакомая ситуация способна разрушить привычное течение жизни и поэтому она должна быть помещена в культурный “кокон”, рамку понимания, позволяющую соотнести ее с одним из возможных способов ее разрешения. 

 

В бесписьменном сообществе задачу хранения социально-культурной памяти решает миф. Миф - это специфическая культурная форма, в которой присутствует и нарратив (истори) и ритуальное действие, в котором участвуют все члены сообщества. Умение участвовать в действии мифа, хранить в памяти его нарратив составляет ключевую характеристику человека, прошедшего все процедуры обучения и готового к полноценной жизни в сообществе. Оценить объем социально-культурной памяти бесписьменного сообщества сложно именно по причине того, что собственно нарративная ее составляющая, которая может быть переведена в текст, составляет лишь надводную часть айсберга, под водой которой остаются имплицитные, то есть непереводимые в текст знаковые комплексы. Очевидно лишь, что бесписьменное сообщество обходится гораздо меньшими “словарями”, т.е. Количество слов, необходимых для организации жизни и передачи традиции, значительно уступает тем корпусам текстов, которые используются в языке сообществ, пользующихся письменностью. Так, если словарь языка чукчей насчитывает порядка 500 слов, то древнегреческий словарь исчисляется уже около 5000 слов. К слову, если говорить о переводе мифологических текстов в современный цифровой формат, то мы обнаружим, что для хранения текстов Илиады и Одиссеи необходимо всего лишь 3 Мб. памяти.

 

После того, как сообщество начинает пользоваться письменностью, у него появляется возможность хранить часть своей социально-культурной памяти “на внешних носителях” - свитках, рукописях, надписях на посуде и утвари. В сообществе появляется новая роль - грамотного человека, интерпретатора того, что написано в хранимых сообществом текстах - жреца Шумера и Древнего Египта, а потом монаха средневековой Европы. Рядом с общей для всего сообщества, находящейся в памяти каждого отдельного его члена и проигрываемой и проживаемой им социально-культурной памятью достраивается внешняя, доступная лишь особенным образом образованным людям память текстовых запасников. Для оценки - крупнейшая для того периода Константинопольская библиотека насчитывала около 120 тысяч томов, для хранения которых потребовался бы объем в 240 Гигабайт памяти. С приходом письменности становится невозможным хранение всей памяти сообщества в сознании одного человека или даже одной семьи. Выделение из социальной памяти “наук” приводит к специализации знания. Теперь, чтобы разрешить сложную проблему, мы обращаемся к “специалисту”, который является, по совместительству, еще и хранителем специализированной, “научной” памяти. Правда, подготовка такого специалиста требует особых усилий от сообщества, в частности, начала его обучения, чуть ли ни с самого рождения. Характерной чертой этого периода является возможность обучения грамотности только в границах определенной, предназначенной для этого касты.

 

Изобретение книгопечатания в 1450 году поставило вопрос о внешнем хранении социально-культурной памяти еще более остро и, по сути, запустило процесс создания национальных образовательных систем, обеспечивающих поголовную грамотность граждан. Поголовная грамотность приводит к ситуации, когда стать носителем и хранителем “специального” знания может стать любой человек, у которого есть к этому способность и стремление. Это получило выражение, в частности, к экспоненциальному количеству создаваемых в самых разных областях знания книг.  К 2010 г. по оценкам проекта Google книги количество уникальных книг на планете составило 130 миллионов. Для их хранения потребовался бы объем дискового пространства в 260 терабайт. 

 

Переход от бумажных носителей информации к цифровым, прежде всего,  создает возможность для того, чтобы кроме текстов использовать в качестве источников хранения знания в различные медийные форматы - графический, аудио, видео, данные, исполняемые компьютерные программы и т.д. Это неизбежно приводит к очередному витку экспоненциального наращивания хранимой информации. Так по оценкам портала statista.com с 2010 до 2020 г. Объем хранимой в цифровом формате информации увеличился с 2 до 97 петабайт, причем основную долю в этом массиве начала занимать нетекстовая информация. 

 

Сказанное можно резюмировать следующим образом. Объемы измеримой информации, хранящиеся в бесписьменных сообществах, исчисляются мегабайтами, в рукописных - гигабайтами, в книгопечатных - терабайтами, в цифровых - петабайтами. Пропорционально этим величинам увеличивается и социальная сложность сообществ, хранящих эту информацию, и объем усилий, необходимых на обучение способам декодирования этих объемов.

Кол-во комментариев: (1)

Мы предлагаем индивидуальную корпусную мебель в Москве. . Наш автосервис VW Transporter, Multivan, Caravelle один из лучших в Москве!