Публикации сообщества

Лада Сащенко • 20 ноября 2018

Это точно не STEAM? Информатика + поэзия

Много-много лет назад, когда школьники были весьма читающими, а доступ к интернету сложен, придумалась эта работа. Прошло ... только сейчас поняла, что прошло 16 лет! ...,  а задание практически не изменилось. Иногда происходит частичная смена текстов, а структура - та же.


Корни, наверное, надо искать в моем юношеском стихоплетстве, постоянном участии в литературных и книголюбовских конкурсах и общении с "книжными" людьми: учителями литературы, библиотекарями, продавцами книжных магазинов. Это наложилось на постоянный поиск новых интересных заданий и форм работы с учениками.  В итоге получилось "двухходовочка": задание на поиск информации и выявление отличительных характеристик, а затем - на определение стихотворных форм по предложенным стихотворениям. В остатке - удивление учащихся от того, что стихи можно "просчитать" и открытие новых для них поэтов, стихов, форм.


Где и когда? - уроки информатики в 8 (9) классе, тема "Информационные модели". Вот как раз там, где говорим о словесных описаниях, вербальных моделях.

Итак, задание (домашнее):

  • Найти в интернете или в специальных книгах значения слов верлибр, сонет, акростих, танка, лимерик, триолет. Раньше еще синквейн был, но в последние версии его не включаю. 
  • Записать определения кратко, выделить отличительные особенности (признаки) каждого объекта, так, чтобы уметь определить объект.
  • Найти по одному примеру для каждого объекта, схематически показать, как определить объект.

Обычно в последние в группе ни один ученик при задиктовывании этого "странного" списка  не реагирует ни на одно слово, кроме сонета. Иногда что-то брезжит при упоминании акростиха.

Задание в классе:

Сначала обсуждаем, почему такое задание вдруг возникло во время изучения темы "Информационные модели", выясняем, моделями чего являются стихи.
Затем, очевидно,  дается набор текстов, необходимо определить, что есть что. 

Потом, конечно, будет много вопросов о том, что означает то или иное слово в тексте, и самостоятельно сделанные выводы, что, во-первых, интернет в помощь, а во-вторых, незнакомые слова никак не мешают выполнению задания.  И периодически у кого-то возникает идея, что можно к уроку литературы  учить не просто стихи по выбору, а специально искать какую-нибудь интересную форму. 

 

Задания этого года в приложенном файле. Большинство вариантов двустраничные.


Печально: с каждым годом количество сразу выполнивших задание  все меньше и меньше. Но когда приходят на пересдачу, обычно рассказывают, что к первому разу подготовились некачественно, поверхностно или совсем никак, а прочитав тексты в задании, заинтересовались. 
Даже придя на пересдачу, имея в тетрадке хорошо законспектированную теорию (кратко и самое главное), не могут применить. То есть имея запись, что в акростихе из первых букв строк должно  получиться слово или фраза, или что в сонете 14 строк, не могут вот конкретно эти признаки просто "приставить" к текстам. 

Имея полноценный доступ к интернету, не могут отобрать статьи с кратким и понятным толкованием, не могут в этих статьях выделить главное - навык "найди ответ на вопрос в тексте" не сформирован. 
 


Методически: это задание (когда в руки попадает лист со стихами) интересно большинству моих учеников, поэтому на возникшем интересе еще раз отрабатываем ключевые моменты поиска информации в интернете и выделения главного. Вариантов стихотворений много (последняя работа была на 6 вариантов, в "закромах Родины" без труда еще вариантов 5 можно найти).

Дополнительно время от времени предлагаю задания на веб-серфинг, для чего использую пакеты разнообразных заданий с многоходовым поиском ответа. Стараюсь включать такие задания в учебный процесс не реже раза в четверть, обычно два раза в классе и пару раз задаю на дом.


Удивительно:

- "Я не успела выполнить задание, потому что читала стихи и не могла оторваться".

- "Сколько раз можно переписывать? Если я второй раз не перепишу, Вы мне другой вариант дадите? Я просто стихи еще хочу почитать".

- " Ничего себе, как японцы стихи пишут".

- "Это что же - поэты вот так прямо и считают, когда стихи пишут?"

- "Акростихом можно поздравления писать!!!!!"
 

 

Файлы

Кол-во комментариев: (17)

Людмила Рождественская
Лада, честно, это очень красивая идея, но и очень трудное задание. Так мне кажется, может быть потому, что я не филолог? Это сложный поиск, я бы сказала, поиск в квадрате. Сначала для учеников - это поиск в интернете, который всегда рискован из-за огромного числа вариантов определений. Но с этим ладно. Допустим, нашли! Определение - это схема действия, с ним надо учить работать. Вряд ли все ученики способны проделать такое самостоятельно... Допустим, и признаки в этих определениях они для себя выделили. Теперь нужно, удерживая их в голове, снова искать по тексту, теперь уже самих стихотворений. Мне кажется это задание трудным, может быть, отсюда уменьшающееся число успешных работ? Хотя, может быть, я не права. Хотелось бы услышать мнение филологов об этом задании, вот, правда, интересно...
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Лада Сащенко
    Трудно? Возможно. Но не настолько, чтобы это не позволило выполнить второе задание с опорой на конспект. В голове ничего держать не требовалось, такой задачи не стояло. В действительности ключевых признаков мало, достаточно по одному-два: - проверить "акростишность" - найти стихотворение на 14 строк - найти стихотворение на 8 строк, где повторяются 1,2 и 7, 8, а еще 1 и 4 - найти пятистрочники - из пятистрочников найти рифмованный юмористический, в котором строки отвечают на вопросы "кто?", "что делал?", "чем закончилось?" - проверить второй пятистрочник на 31 слог и формулу 5-7-5-7-7 (хотя необязательно), или философичность, или, как некоторые дети сказали, "прочитали имя автора" - что осталось должно быть без рифмы, явного ритма, определенного размера. Не думаю, что в 9 классе и даже в 8 это сложно.
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Людмила Рождественская
    Лада Сащенко Ты сейчас предлагаешь уже готовый алгоритм, но до него ученикам нужно было дойти самим? Это ж его из определений нужно было выкроить, правильно я понимаю? Определить, что начать нужно с акростиха и т.д.... С удовольствием взяла бы это задание для какого-нибудь занятия с учителями, но не факт, что все справятся...
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Лада Сащенко
    Людмила Рождественская, ну, может, не в таком порядке, но по такому принципу. Это действительно не так сложно, как кажется вначале. И если 10 лет назад и 8 лет назад ученики это задание брали, а сейчас у них трудности, то может, дело не в задании?
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Лора Кравченко
    Ух, как чудесно! И меня захватило!. Пока не знаю, как и где я смогу это использовать, но идею положила в "сундучок". Спасибо, Лада! Если бы я проводила такое занятие, то, наверное, тоже собрала алгоритм по определению стиля с подсказками. Впрочем это от побора детей зависит. А насчет трудностей, у всех такая же картина. Уходит умение делать что-то медленно, вдумчиво (картинки в клипе должны меняться быстро, отсюда поверхностность). У меня на физике проблема с умением наблюдать. Этому тоже стараюсь учить, но дается это непросто.
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Лада Сащенко
    Спасибо, Лора Кравченко . Проблема с вдумчивостью колоссальная. Что-то с этим надо делать. Торопливость и поверхностность какие-то тоже странные: 10 лет назад работала в лицее, где уроки по 40 минут, а в сокращенные дни по 30. Мы столько всего успевали!!!. А сейчас за 45 только-только по минимуму. И внимание можно удержать неимоверными усилиями. Но зато когда что-то получается, дети так радуются, а когда в итоге что-то запоминают и умеют - вообще счастье.
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Елена Годунова
    Филологов звали? Соглашусь с Людмилой, что западает одно звено, это тренинг, нашли определения и сразу их применять,?А ведь пропущено классическое упражнение, т.е. для подобранных учителем стихов найти соответствие по форме , можно в классе, по группам, с заданием убедить других, что это условно ямб или хорей. С включением соревновательности, кто убедительнее, кто быстрее, кто находчивее и т.д. А уж потом подобрать свои примеры на обсуждаемые стихотворные формы
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Лада Сащенко
    Елена Александровна, про ямб-хорей речи нет, это вообще из другой области. Здесь вообще про стихотворные стопы не обсуждается, это не нужно, потому что в принципе это неприменимо, скажем, к верлибру или танка. В лимерике стопа меняется в разных строках. Убеждать-то в данном случае особо не приходится, идет сравнение на наличие признака. Это как линейное уравнение от квадратного и от обратной пропорциональности отличить, особой доказательности не требуется. Мы выходим на формализацию там, где, казалось бы, формализация на первый взгляд невозможна.
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Елена Годунова
    А STEAM это станет, по-моему, если от таким образом освоенной формы, перейти к другим ее воплощениям-архитектуре, растениям, живописи...
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Екатерина Алексеева
    Лада, а мне все равно всё нравится:)! "Информационные модели" изучать на примере поэзии - мне очень близко и понятно. Спасибо за анализ урока.
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Людмила Рождественская
    Так и мне нравится! Не нравилось бы, не обсуждали... Вопрос в том, чтобы понять, почему не все ученики справляются. Не принимают само задание или не хватает умений?
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Людмила Рождественская
    Додумывая, чего мне здесь не хватило - средств организации деятельности. Лучше - коллективной. Оснастила бы детей инструкцией-листом коллективного доступа на группу в 3-4 человека, в который бы они копировали определения, потом, глядя на эти определения, они бы выработали стратегию-определитель стихов, а потом бы вернулись к предложенным стихам, чтобы их уже "определять". Поняла, еще раз перечитав: для меня в описанном ходе урока выпадает это звено - выработки стратегии "определения стихов". Без нее действительно сложно
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Шапиро Константин
    Прекрасная идея! В информатике всегда сложно с этим классом моделей. Обычно на уроке мы ограничиваемся примером. А тут целая технология. Единственно, чего мне не хватило - это вводной части: как выразить такую модель, в чём сущностная характеристика данной модели? Но наверняка у Лады есть в загашнике демонстрационный материал...
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Лада Сащенко
    Людмила Рождественская , Шапиро Константин , у меня есть в "загашнике" задания, где вначале я организую обсуждение, сравнение найденных определений, выработку общих критериев. Их много, я так делаю часто. Как раз в этом задании я так не делаю. Просто потому, что хочу сама посмотреть, как ученики справятся с заданием, если решение полностью зависит от их домашней подготовки. Это достаточно взрослые ученики, критически относиться к информации, находить ключевые признаки, понятия, свойства и характеристики , отбирать самое главное к 15 годам, по идее, должен научиться практически каждый, на каждом уроке. На выходе имеем то, что имеем: задание то же, организация деятельности та же, источников даже больше, определения терминов ФГОСы "форева", а дети выполняют задание хуже. Причина точно не в задании. Когда устраиваем "разбор полетов", сами ученики в недоумении: как же так, у нас вот это все написано, и с примерами, и как это я не смог? Когда одноклассники друг другу начинают объяснять, как надо было сделать, это действует очень действенно. И на пересдаче все пишут хорошо. Ошибки в этом задании как раз очень показательны; они некритичны, т.к. не влияют на какие-то будущие знания (ни на одном предмете, даже на литературе, не изучают эти стихотворные формы), но их причины очевидны. На этих ошибках можно показать, как мало усилий надо было приложить для хорошего результата, и как работать с определением и примерами.
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии