Публикации сообщества

Светлана Любавина • 16 февраля 2019

Моделируем в SketchUp. Парфенон

Приличествует эпохе создания  античного шедевра пролог инструкции начать словами Витрувия из трактата «Десять книг об архитектуре»: «Мы же, придерживаясь должного порядка, излагаем все так, как тому научились от наших наставников, чтобы тот, кто, следуя этим принципам, пожелает приступить к работе, имел в своем распоряжении установленные пропорции, пользуясь которыми он мог бы правильно и безупречно строить храмы по дорийскому образцу...». 
Парфенон — одно из самых совершенных и прославленных строений мирового зодчества. Он стал символом всей античной культуры. ЮНЕСКО выбрала Парфенон своей эмблемой и занесла Акрополь в Список всемирного наследия. Храм был возведён в Афинах  в пятом веке до нашей эры в правление Перикла. Стройка продолжалась около десяти лет. Великий скульптор Фидий украсил Парфенон своими произведениями.

 «Мало-помалу, стали подниматься величественные, строения, неподражаемые по красоте и изяществу. Все ремесленники старались друг перед другом довести свое ремесло до < высшей степени совершенства. В особенности заслуживает внимания быстрота окончания построек. Все работы, из которых каждую могли, казалось, кончить лишь несколько поколений в продолжение нескольких столетий, были кончены в кратковременное блестящее управление государством одного человека. Легкость и быстрота произведения не дают еще ему прочности или художественного совершенства. Лишняя трата времени вознаграждается точностью произведения. Вот почему создания Перикла заслуживают величайшего удивления: они окончены в короткое время, но для долгого времени. По совершенству каждое из них уже тогда казалось древним; но по своей свежести они кажутся исполненными и оконченными только в настоящее время. Таким образом, их вечная новизна спасла их от прикосновения времени, как будто творец дал своим произведениям вечную юность и вдохнул в них нестареющую душу» 
Плутарх, Сравнительные жизнеописания. Перикл, 13
В архитектурном отношении храм — классический периптер, то есть прямоугольное в плане сооружение, окруженное со всех сторон колоннадой. Размер по основанию (стилобату) 30,86X69,51 м. Всего колонн 46 – по 8 с торцевых и по 17 с боковых сторон, если считать угловые колонны дважды.  Высота колонн составляет 10,4 метра при диаметре в нижней части 1,9 м. Угловые несколько толще – 1,95 м. В верхней части толщина колонн уменьшается. Для упрощения построений будем округлять приведённые размеры до целых чисел.

При выполнении практической работы по моделированию Парфенона мы повторим и закрепим навыки применения уже изученных инструментов и освоим группировку объектов и приёмы копирования. Группировка в SketchUp служит двум целям. Во-первых, это позволяет несколько объектов объединять в единый блок, что позволит манипулировать этим множеством как единым целым. Во-вторых, группировка устраняет привязку (прилипание) элементарных фигур друг к другу, если эти фигуры не входят в группу или относятся к разным группам. Это полезно, когда необходимо подвинуть один элемент относительно другого элемента. Группировка осуществляется после выделения необходимых объектов с помощью команды контекстного меню Создать группу. Элементы можно разгруппировать (команда Разгруппировать).

Копировать можно разными способами. Для копирования в буфер обмена работает стандартное сочетание клавиш Ctrl+C. Для вставки указываем место и нажимаем Ctrl+V. Копировать объекты в определённом направлении удобно с помощью инструмента Перемещения, нажав клавишу Ctrl. После завершения перемещения в этом случае создастся клон объекта. С помощью Перемещения и Cntl и комбинации знаков умножения и деления с указанным числом копий можно создавать ряды повторяющихся копий. В инструкции использован этот метод копирования.

При выполнении работы потребуются знание уже изученных приёмов моделирования в SketchUp. Рекомендуется перед её выполнением выполнить первые три практические работы. 

1. Моделируем в SketchUp. Инструкция «Дом»

2.  Моделируем в SketchUp. Инструкция "Триумфальная арка"

3. Моделируем в SketchUp. Тайницкая башня

В ролике записан процесс создания основных элементов конструкции. Пояснения приведены в тексте инструкции.

Инструменты и материалы

Компьютер с выходом в интернет.

Онлайн-редактор SketchUp Free.

Шаг 1. Основание. Стереобат и стилобат

Запускаем в веб-браузере SketchUp Free.

Параметры построений приведены в метрах. В настройках программы переходим к метрической системе мер. Нажимаем вкладку в левом верхнем углу Открыть модель → Настройки. Выбираем Новая модель  → Простой шаблон метры. 

Основание Парфенона – трехступенчатый стереобат, уложенный на фундамент. Верхняя ступень этого основания называется стилобат. Стилобат – платформа, на которой стоят колонны.
Выбираем инструмент Прямоугольник. Из начала координат строим прямоугольник со сторонами 33х73 метра. Стороны располагаем по красной и зелёной координатным осям. Размеры сторон вводим с клавиатуры через запятую или точку с запятой: 33, 73 (или 33;73). Для выполнения команды нажимаем  клавишу Enter. Инструментом Вдавить /Вытянуть поднимаем основание на 0.6 метров вверх. Инструментом Сдвиг формируем новый прямоугольник для следующего уровня.

Стереобат

 

 

 

 

Шаг 2. Колонна

Инструментом Рулетка строим направляющую точку для центра окружности на расстоянии 1.1 метра от края стилобата. Инструментом Круг строим окружность радиусом 1 метр.

Колонна1

Инструментом Вдавить /Вытянуть поднимаем круг на 10 метров вверх.

Колонна2

Инструментом Масштаб уменьшаем верхнее основание колонны.

Колонна3

Для формирования капители (верхней части колонны) построим описанный квадрат. Инструментом Линия обозначаем центр окружности. Инструментом Прямоугольник строим четыре квадрата из центра круга, которые образуют описанный квадрат. Ластиком сотрём вспомогательные линии. Инструментом Вдавить /Вытянуть поднимем капитель колонны на 0.5 метра.

Капитель

Выделяем колонну. Пока она состоит из отдельных элементов. Для дальнейших операции необходимо их объединить в единое целое. Кликаем правой кнопкой мышкой. Команда Создать группу.

Группа

Шаг 3. Колоннада. Копирование

Выделяем колонну. Выбираем инструмент Перемещение и нажимаем клавишу CTRL. Передвигаем клон колонны на расстояние 67.7 метра. Чтобы расположить повторяющиеся элементы на одинаковом расстоянии друг от друга вводим с клавиатуры знак деления и количество колонн: /16.

Копирование

Повторяем операцию копирования колонн по всем сторонам. Последняя колонна окажется скопированной дважды. С помощью инструмента Перемещение вытаскиваем её из ряда и удаляем.

Копирование2

Шаг 4. Перекрытие. Антаблемент

Перекрытие, лежащее на колоннах, называется антаблемент. Строим его основание инструментом Прямоугольник. Поднимаем его инструментом Вдавить /Вытянуть  на 4 метра.

Фриз

Шаг 5. Крыша

Крышу можно построить разными способами. Например, трансформировать перекрытие с помощью инструмента Перемещение. Инструментом Линия делим прямоугольник перекрытия пополам. Выделяем этот серединный отрезок. Он окрасится в синий цвет. Выбираем инструмент Перемещение и поднимаем вертикально вверх параллельно синей оси координат на 4 метра.

Крыша

Формируем фронтон с помощью инструментов Сдвиг и Вдавить /Вытянуть.

Крыша

Шаг 6. Мрамор и золото

Храм построен целиком из пентелийского мрамора, добывавшегося неподалёку. Во время добычи он имеет белый цвет, но под воздействием лучей солнца желтеет. Черепица и стилобат также выполнены из этого мрамора. Принято считать, что античная архитектура и скульптура имели натуральный цвет материала, из которого они строились или изготавливались. Историками установлено, что греки раскрашивали свои произведения в яркие цвета – темно-синий, красный, желтый, а также использовали металл, в том числе золото, для украшения скульптур и рельефов. В архитектуре обычно окраске подвергались части антаблемента.

Мрамор

Заключение

В эпилоге уместно привести утверждение Витрувия: «Если природа сложила человеческое тело так, что его члены по своим пропорциям соответствуют внешнему его очертанию, то древние были, очевидно, вполне правы, установив, что при постройках зданий отдельные их члены должны находиться в точной соразмерности с общим видом всей фигуры. Поэтому, передав нам во всех своих произведениях надлежащие правила их построения, они сделали это в особенности для храмов Богов, так как и достоинства и недостатки этих зданий обычно остаются навеки».
Архитектурные обмеры Парфенона доказывают, что в его конструкции, как в человеческом теле, нет ни одной строго горизонтальной или строго вертикальной линии.  Все плоскости чуть выпуклы или вогнуты. Линии стилобата, колонн, карнизов – все чуть-чуть, незаметно для глаза изогнуты с учетом особенностей человеческого зрения. Зритель отождествляет строение с самим собой. Таким образом, он мысленно вырастает в своих размерах, кажется сам себе больше и сильнее. Величественность храма не подавляет человека, но, напротив, порождает у него гордость и уверенность в своих силах.
Перед Второй мировой войной греческий инженер-строитель Николаос Баланос опубликовал  уникальные обмерные чертежи Парфенона. Эта работа заняла у него более тридцати лет. Очевидно, что в распоряжении учителей-предметников и их учеников находится гораздо меньший временной промежуток. Геометрия архитектуры храма очень сложная – в ней почти отсутствуют прямые линии, поэтому тяжело определить размеры. Следовательно, как во всякой работе по моделированию, периодически возникала необходимость жертвовать точностью построений и тщательностью детализации ради выполнения задания в разумные сроки. 
В процессе моделирования архитектурных объектов помимо достижения предметных результатов по информатике и решения задач на геометрические построения происходит изучение различных литературных и исторических источников, что обеспечивает погружение  в соответствующую эпоху. Открывается много подробностей и ранее неизвестных фактов.

Источники информации
"Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)" под редакцией В.Ф. Маркузона. Автор: В.Ф. Маркузон (Москва, Стройиздат, 1973)
http://antique.totalarch.com/gha_grece/3/6
"Золото Парфенона". Автор: Андрей Чернов
http://chernov-trezin.narod.ru/Parfenon-1.htm&nbsp;

"Основы понимания архитектуры. Парфенон". Автор: М.А. Ильин

https://design.wikireading.ru/3992

О работе в ScketchUp

Моделируем в SketchUp. Инструкция «Дом»

Моделируем в SketchUp. Триумфальная арка

Моделируем в SketchUp. Тайницкая башня

Ваза в перспективе и шахматы во вращении

Стереометрия в стиле конструктивизма

Кол-во комментариев: (10)

Светлана Любавина
Увлеклась чтением литературно-исторических источников. Обратила внимание как изменился язык в 21 веке. Не сказала бы, что в лучшую сторону.
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Лора Кравченко
    Отличная инструкция! Особенно понравилась привязка к конкретному архитектурному сооружению в историческом контексте. Я года четыре назад вела курс по 3D моделированию в Tinkercad, инструкции тоже разрабатывала сама (правда, не такие монументальные:) Знаю, насколько это ценный материал. Поэтому кладу в закладки. Если придется снова вести подобный курс по ScetchUp, буду знать, от чего отталкиваться. Кстати, наши школьники иногда в проектах обращаются к моделированию, так что можно отправлять к Вашим инструкциям учиться. Спасибо)
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Светлана Любавина
    Спасибо, Лора за значимые для меня слова! Можно оценивать разработки коллег с эмоциональной окраской что-то категорически не принимая или, напротив, восторгаясь их находками. Но для меня самое высокое профессиональное признание - это когда твои идеи и разработки востребованы единомышленниками.
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Светлана Любавина
    Спасибо за комментарий Александр! Вы точно отметили направленность моей разработки. Я действительно сторонница STEAM-подходов, сочетающих математику, технологию, искусство.
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Елена Зотова
    Задумалась, можно ли при проведении занятия по моделированию в курсе внеурочной деятельности использовать часть с такой СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ информационной справкой, особенно если подать ее в необычной форме? Например, организовать интерактивную мини-лекцию с помощью сервиса "Kahoot!". Так можно было бы включить смену деятельности при необходимости.
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Ангелина Гусарова
    Очень интересное сочетание истории, искусства и 3D моделирования. Не задумывалась никогда об этом, хотя и проводила мастер-классы по 3D-моделированию. Материал действительно очень полезный. Интересно, сколько времени вы затратили на создание данной модели?
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Светлана Краснощекова
    Очень понравилась идея с интеграцией моделирования и архитектуры. Прослеживается взаимосвязь с профориентационной работой, где обучающийся сможет попробовать себя в роли 3D-художника. А полученные модели можно распечатать на 3D-принтере и устроить выставку, например, архитектуры эпохи Возрождения. Или это очень затратно выйдет?
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Гузель Гафарова
    Пост заставил задуматься о том, НАСКОЛЬКО продвинулись технологии в наше время. Благодаря моделированию мы можем увидеть строение и конструкцию таких глобальных исторических объектов, которые были новацией и прорывом в архитектуре того времени и ОСТАЛИСЬ ШЕДЕВРАМИ НА ВЕКА! Ваша работа натолкнула на более подробное изучение храма. Очень поразил факт, что длина самого храма и участка акрополя с Парфеноном соотносятся как отрезки золотого сечения!
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии