Для справки:
VR-англ. virtual reality, VR, искусственная/виртуальная реальность, термин возник предположительно в конце 1960-х гг.
AR- англ.augmented reality, AR — дополненная реальность, термин возник предположительно в 1990 г.
На схеме видно как и куда движется мир технологий
Если совсем кратко, то различие между AR/VR в следующем: Дополненная реальность используется для создания дополнительного информационного слоя, который призван облегчить действия пользователя. Виртуальная реальность создает совершенно новый компьютерный мир.
Каждый из нас, даже не задумываясь, использует в обычной жизни дополненную реальность, рассчитываясь, например, за покупки в магазине, когда кассир считывает информацию на штрих-коде товара. Второй пример - это QR-коды с информацией об объекте архитектуры, музейном экспонате, задании для урока.
Есть примеры, о которых мало кто знает и использует в повседневности, но все мы получаем выгоду от их применения в нашей экономике. Такие системы, как Лес-ЕГАИС, фармацевтическая ЕГАИС или единая государственная автоматизированная информационная система алкогольной продукции, позволяют отслеживать то, что поступает в розницу от производителя до потребителя через электронный контроль товара и полностью исключает контрафакт.
Использование дополненной реальности в образовании стало уже делом привычным, возможно, в самом простом проявлении - упомянутых уже QR-кодах, цель которых дополнить сведения о предмете, явлении и улучшить восприятие информации и которые используется уже на протяжении 5 лет и более.
- Примеров заданий с QR-кодами великое множество, приведу статью нашего новаторского участника Александра Баданова “Использование QR-кодов в образовании”
- Считывание информации на штрих-кодах товаров также может стать кейсом работы с информацией в школе на уроках географии, обществознания, информатики, иностранного языка, см. полезный источник про штрих-коды
- А наделавший много шума 3 года назад Pokemon Go также пример дополненной реальности и здесь можно прочесть примеры использования игры в образовании.
А вот виртуальная реальность в образовании - дело новое, по крайней мере, для российской школы.
Вернее, я так считала до момента написания этого материала.
Начнем с определения:
Виртуальная реальность — это генерируемая с помощью компьютера трехмерная среда, с которой пользователь может взаимодействовать, полностью или частично в неё погружаясь
Но вот оказалось, что в апреле 2019 г. в России прошел уже второй фестиваль VR/AR Fest
фото VR/AR квантум
На видео можно посмотреть на участников-школьников и узнать о их результатах в создании приложений с VR/AR по заказу настоящих гигантов российской экономики, среди которых РЖД, Сбербанк и др.
Во время проведения фестиваля федеральный тьютор детских технопарков “Кванториум” направления VR/AR Ирина Кузнецова в интервью “Мелу” сообщила:
Осенью 2019 года в рамках нацпроекта «Образование» оборудование для работы с виртуальной реальностью получат две тысячи сельских школ в 50 регионах.
А мы готовы к встрече? Думаю, что не все...
Отсюда некие казусы, на которые обратила внимание в ТВ-сюжете об опыте внедрения обучающих программ с включением виртуальной реальности, описывала их здесь
При внедрении такого рода технологических средств в образовательный процесс нужно понимание и иммерсивных технологий.
Иммерсивные технологии – это виртуальное расширение реальности, позволяющее лучше воспринимать и понимать окружающую действительность. Наиболее широкое применение иммерсивные технологии получают в создании новых принципов обучения.
А также осознание того, насколько важно выработать, а потом и соблюдать принципы безопасности, сохранения здоровья учеников, социальной включенности, межличностной коммуникации.
Иначе может сложиться ситуация. когда ребенком в семье занимается робот, а родители погружены каждый в свой виртуальный мир.
"Фантастический сюжет!" - скажите вы, но вот участники международного школьного мультипликационного проекта под руководством нашего новаторского участника Николая Пунько предупреждают в своем мультфильме о такой опасности.
В следующем материале речь пойдет о зарубежном опыте использования VR/AR в учебном процессе.
А пока можно высказывать свои мнения об этих технологиях, делиться опытом, возможно, вы стали экспертом в этой области. будем рады услышать о возможностях и сложностях обсуждаемых здесь технологий.
Дополнительно: