Публикации сообщества

Елена Годунова • 24 мая 2019

VR/AR технологии наступают на школы. А готовы ли они?

Для справки:

VR-англ. virtual reality, VR, искусственная/виртуальная реальность, термин возник предположительно  в конце 1960-х гг.

AR- англ.augmented reality, AR — дополненная реальность, термин возник предположительно в 1990 г.

На схеме видно как и куда движется мир технологий

Источник

Если совсем кратко, то различие между AR/VR в следующем: Дополненная реальность используется для создания дополнительного информационного слоя, который призван облегчить действия пользователя. Виртуальная реальность создает совершенно новый компьютерный мир.

Каждый из нас, даже не задумываясь, использует в обычной жизни дополненную реальность, рассчитываясь, например, за покупки в магазине, когда кассир считывает информацию на штрих-коде товара. Второй пример - это QR-коды с информацией об объекте архитектуры, музейном экспонате, задании для урока.

Есть примеры, о которых мало кто знает и использует в повседневности, но все мы получаем выгоду от их применения в нашей экономике. Такие системы, как Лес-ЕГАИС, фармацевтическая ЕГАИС или единая государственная автоматизированная информационная система алкогольной продукции, позволяют отслеживать то, что поступает в розницу от производителя до потребителя через электронный контроль товара и полностью исключает контрафакт.

Использование дополненной реальности в образовании стало уже делом привычным, возможно, в самом простом проявлении - упомянутых уже QR-кодах, цель которых дополнить сведения о предмете, явлении и улучшить восприятие информации и которые используется уже на протяжении 5 лет и более.

  • Примеров заданий с QR-кодами великое множество, приведу статью нашего новаторского участника Александра Баданова “Использование QR-кодов в образовании”
  • Считывание информации на штрих-кодах товаров также может стать кейсом работы с информацией в школе на уроках географии, обществознания, информатики, иностранного языка, см. полезный источник про штрих-коды
  • А наделавший много шума 3 года назад Pokemon Go также пример дополненной реальности и здесь можно прочесть примеры  использования игры в образовании.

А вот виртуальная реальность в образовании - дело новое, по крайней мере, для российской школы.

Вернее, я так считала до момента написания этого материала.

Начнем с определения:

Виртуальная реальность — это генерируемая с помощью компьютера трехмерная среда, с которой пользователь может взаимодействовать, полностью или частично в неё погружаясь

Источник

Но вот оказалось, что в апреле 2019 г. в России прошел уже второй фестиваль VR/AR Fest

фото  VR/AR квантум

На видео можно посмотреть на участников-школьников и узнать о их результатах в создании приложений с VR/AR по заказу настоящих гигантов российской экономики, среди которых РЖД, Сбербанк и др.

Во время проведения фестиваля  федеральный тьютор детских технопарков “Кванториум” направления  VR/AR Ирина Кузнецова в интервью “Мелу” сообщила:

Осенью 2019 года в рамках нацпроекта «Образование» оборудование для работы с виртуальной реальностью получат две тысячи сельских школ в 50 регионах.

А мы готовы к встрече? Думаю, что не все...

Отсюда некие казусы, на которые обратила внимание в ТВ-сюжете об опыте внедрения обучающих программ с включением виртуальной реальности, описывала их здесь

При внедрении такого рода технологических средств в образовательный процесс нужно понимание и  иммерсивных технологий.

Иммерсивные технологии – это виртуальное расширение реальности, позволяющее лучше воспринимать и понимать окружающую действительность. Наиболее широкое применение иммерсивные технологии получают в создании новых принципов обучения.

Источник

А также осознание того, насколько важно выработать, а потом и соблюдать принципы безопасности, сохранения здоровья учеников, социальной включенности, межличностной коммуникации.

Иначе может сложиться ситуация. когда ребенком в семье занимается робот, а родители погружены каждый в свой виртуальный мир.

"Фантастический сюжет!" - скажите вы, но вот участники  международного школьного мультипликационного проекта под руководством нашего новаторского участника Николая Пунько предупреждают в своем мультфильме о такой опасности.

В следующем материале речь пойдет о зарубежном опыте использования VR/AR в учебном процессе.

А пока можно высказывать свои мнения об этих технологиях, делиться опытом, возможно, вы стали экспертом в этой области. будем рады услышать о возможностях и сложностях обсуждаемых здесь технологий.

Дополнительно:

Оцените материал:
Поделитесь ссылкой:     

Кол-во комментариев: (9)

Лора Кравченко
Для меня ярким примером дополненной реальности являются карты автомобильных дорог с указанием пробок в режиме реального времени. Крайне удобная вещь, облегчающая жизнь автомобилистам. Сама же интересуюсь этим давно, на второй конференции edcrunch в пре-дей пошла на мастер-класс по созданию дополненной и виртуальной реальности компанией EV Toolbox. Безумно интересно, и будь преподавателем информатики, наверняка этим занялась, но как физик понимаю, что могу использовать только готовый продукт, если его кто-нибудь когда-нибудь предоставит....
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Елена Годунова
    Вот это обещание снабдить сельские школы 50 регионов оборудованием с VR/AR дополняется и ПО с метод.комментарием. Было бы интересно на него взглянуть-оценить-попробовать. И в ТВ-сюжете речь шла именно о физических программах AR, хотя в зарубежных школах это уже компонент многих разных предметов.
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Елена Годунова
    Лора Кравченко ну, да, время покажет, пока вот собрала несколько материалов с описанием планов и крупицами опыта Новые технологии виртуальной реальности помогут школьникам подготовиться к ЕГЭ в ДВФУ https://www.dvfu.ru/news/fefu-news/new_virtual_reality_technology_will_… Из Владивостока и был ТВ-сюжет, с которого все началось:)(моя публикация в ФБ и потом здесь) Ожидается, что к 2024 году не менее 500 тысяч российских школ будут располагать соответствующим оборудованием, чтобы проводить занятия с использованием современных технологий.https://postupi.online/journal/novosti-obrazovaniya/tehnologiya-virtual… Благодаря применению технологий виртуальной реальности в школах можно будет организовать занятия с опытами и экспериментами даже в случае, когда отсутствие специального лабораторного оборудования сделать это не позволяет. https://postupi.online/journal/novosti-obrazovaniya/shkolniki-smogut-iz…
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Лора Кравченко
    Ох, Елена Александровна, пока я не вижу, чем именно VR/AR могут реально помочь школам. Это, скорее, наворот, современная подача то й же информации, которую они и так могут получить, но другим путем. Помочь школьникам готовиться качественно к ЕГЭ может только лишь их собственные желание и сила воли. А какой источник для этого взять - традиционный или цифровой - не важно. Боюсь, как бы не повторилась история с интерактивными досками: висят как украшение или в лучшем случае как экраны в школах...
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Елена Годунова
    Лора Кравченко да, соглашусь, содержательно м.б. и стоит как-то рассмотреть этот инструмент, но что касается процедуры сдачи ЕГЭ, то тут все нереально охватить, устареет ПО, не успев пригодится, изменения каждый год и такие нюансы, которые никто и никак не учтет в такого рода контенте
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Елена Годунова
    Чтобы быть в курсе планов на самых верхах, посмотрела Паспорт приоритетного проекта "Образование" http://government.ru/projects/selection/741/35566/ Прямая ссылка на Текст паспорта http://static.government.ru/media/files/UuG1ErcOWtjfOFCsqdLsLxC8oPFDkmB… на 89 страницах Там нашла про проект Цифровая среда упоминание про VR/AR см. скрин http://www.clipular.com/posts/5015835878621184?k=WW7-ewm33XeU3DH1YlQ9E0… А тут написано, что к 1 апрелю 2020 будет создана методология включения новых цифровых технологий в общеобразовательные программы http://www.clipular.com/posts/6351976212987904?k=z_7Kqs3nS8SYL9OpZYvQUl…
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии