Не буду открывать "Америку", что игровой процесс сам по себе воспринимается детьми с большей охотой, чем "сухое" зазубривание предмета. И применение игровых методик в обучении оправданы сами по себе.
Но давайте попробуем разобраться в вопросе (на примере робототехники и программирования): настольные игры в образовании. "Pro" и "Contra" vs цифровой/физический процесс.
Начнем с первого. Программирование и роботы изначально подразумевают использование компьютерных технологий и поэтому "безмашинные" методы вызывают эмоции от сочувствия до неприятия. Я, как автор игры, которая "вводит" игроков в основы программирования и робототехники "Битва Големов", часто слышу один и тот же вопрос: А зачем это все, когда есть куча "вещей" на компьютере? И вот тут приходится искать аргументы "за" и "против" картонному обучению. Начну с "Contra".
- настольные игры не учат программировать.
- настольные игры не учат работать с ИТ-технологиями
- настольные игры скучны и неинтересны, в отличие от компьютерных обучалок
- настольные игры непонятны современным детям
Теперь "Pro", которые будут ответом на эти возражения:
- настольная игра не должна учить программировать. Как и не учит любая "обучалка". Программирование - это создание законченного продукта (программы), которые потом можно применить для решения какой то задачи. Настольная игра прививает интерес к тематике и дополняет ее.
- настольная игра вовлекает в игровой процесс, дает "пищу" для мозга для получения аналогий между картонными и цифровыми реалиями. За счет дополнительных логических связей у тех, кто в них играет, возникает интерес продолжать процесс используя цифровую технику. Все-таки само по себе "реальное" программирование - нудный и скучный процесс.
- настольная игра, в отличие от большинства обучалок, имеет высокую социализацию и реиграбельность. Если на компьютере (даже в песочницах) вы попадаете на рельсы сюжета и действий, заложенных разработчиками, то настольная игра даст вам ощущения, как от "онлайн" игр, причем правила, сюжет и заложенные возможности можно будет изменить по вашему же желанию. Дети обычно не любят "жестких" правил, а в настольных играх применение так называемых хоумрулов (то ест своих правил) не только не запрещено, но и рекомендовано.
- современные дети воспринимают гаджеты как само собой разумеющееся (на уровне бытовой техники), поэтому настольная игра (тем более интересная) для многих новинка, поворот к новому способу времяпровождения. И с учетом ренессанса настольных игр и возникшего "тупика" в развитии компьютерных игр, первый в ближайшее время буду восприниматься детьми все лучше и лучше.
Самое главное надо понять, что настольная игра - это прежде всего компаньон в обучении, как учителя так и ученика. Она легко адаптируется, расширяется и применяется, а если она еще имеет грамотные игровые механики, то в нее (в отличие от большинства линейных компьютерных обучалок) можно будет играть многократно и не только в качестве методического пособия на уроке.
А что вы думаете по данному вопросу?