Публикации сообщества

Елена Пономарева • 23 октября 2018

Что проектирует учитель?

Продолжение. Начало обсуждения здесь.

Несколько слов о термине

Ландшафтный, архитектурный, промышленный, интерьерный, компьютерный…

В этом ряду довольно неожиданным выглядит «педагогический». Да-да-да, речь именно о нем: о дизайне. И о дизайнере.

Дизайнер - художник конструктор, специалист по художественному проектированию эстетического облика промышленных изделий, оформлению интерьера и т.д. (Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов, 2006 г. https://dic.academic.ru/dic.nsf/dmitriev/1009/дизайнер).

В определении - никакого намека на педагогическую деятельность.

Примерно такое же положение и в общественном сознании. Например, среди многочисленных видов дизайна, о которых известно современному обществу, интернет-блогеры описывают такие экзотические, как дизайн церемоний и дизайн взаимодействия (Interaction Design), дизайн имиджа и  дизайн тела человека, экодизайн, и даже футуродизайн, но о педагогическом, опять же, им не известно.

Для российского человека «педагогический дизайн» - понятие новое, хотя в мировой практике оно появилось еще в 40-х годах ХХ века. «Instructional design» - так это звучит по-английски. Google-переводчик выдал подходящий с его точки зрения русскоязычный вариант: «учебный проект». Но можно встретить и другие переводы: «учебный дизайн», «образовательное проектирование» и даже «дизайн инструкций». М.В. Моисеева, например, пишет, что в настоящее время требуется заменить термин «Instructional design» на «learning activities design» - дизайн учебной деятельности учащихся, поскольку в современной системе обучения с акцентом на самостоятельную работу основное направление педагогического дизайна - разработка учебных материалов, замещающих многие функции учителя (Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна/ под ред. Моисеевой, 2004). 

 

Штрихи к портрету педагогического дизайнера

Как бы то ни было, но педагоги понимают, что задача создания собственных учебных материалов, конструирования эффективной обучающей среды, грамотного подбора ресурсов для достижения педагогических результатов перед учителем стоит, и мы уже начали обсуждение области интересов педагогического дизайнера.

“Педагогический дизайнер” - так называется одна из номинаций конкурса iУчитель-2019.

Что проектируют учителя?

Такой вопрос был предложен пользователям портала. Полученные ответы были представлены в виде облака слов, и оно оказалось таким:

облако слов - вопрос 1

В сети интернет чаще всего говорят о проектировании дистанционного курса. Пожалуй, это, действительно, сложная проблема, поскольку дистанционное обучение только входит в нашу жизнь и знания о том, как такой курс выстроить эффективно, на сегодняшний день очень востребованы. Но у нас наиболее популярными ответами стали «урок» и «деятельность». И это закономерно: урок – основная единица учебного процесса в школе, деятельность ученика – то, без чего не реализовать требования ФГОС. Учителю приходится фактически ежедневно проектировать уроки, закладывать в них информационно-поисковую, аналитическую, экспериментально-исследовательскую, продуктивную и т.п. деятельность обучающихся.

Следующую позицию уверенно заняли образовательные ресурсы и оценочные средства, которые, впрочем, тоже являются образовательными ресурсами в самом общем понимании. Однако то, что пользователи выделили материалы для контроля отдельно, может свидетельствовать, что разработка такого типа ресурсов - наиболее актуальное направление деятельности педагога. Почему? Ведь практически в каждый учебно-методический комплекс входит сборник текстов контрольных, практических, самостоятельных работ? И всё же учитель чаще конструирует их самостоятельно, ориентируясь на конкретный класс, ситуацию, видение предмета, приоритеты образовательной программы школы и т.д. Значит, и они становятся объектом педагогического дизайна. Аналогичная ситуация и с образовательными ресурсами, решающими другие профессиональные задачи педагога, например, дидактическими заданиями, демонстрационными материалами – электронными или созданными на бумажном носителе. Их разрабатывает сегодня практически каждый учитель.

Насколько наши выводы совпадают с выводами из научных статей? Специалисты выделяют следующие направления педагогического дизайна:

  1. образовательная среда - социальное и пространственно-предметное окружение, обеспечивающее систему влияний и условий для развития личности;

  2. образовательные ресурсы - различные вспомогательные источники учебно-воспитательного материала;

  3. образовательные средства - материальные и идеальные объекты, которые вовлекаются в образовательный процесс в качестве источников информации и инструментов деятельности;

  4. учебный материал - совокупность логически выстроенной учебной информации.

Таким образом, практически всё, что относится к образовательному взаимодействию учителя и ученика, является сферой педагогического дизайна.  

 

Если Вы еще не решились стать участником конкурса

Давайте вместе подумаем, всякая ли разработка урока или образовательный ресурс является дизайнерским продуктом?

Представляется, что требуется выполнение ряда условий, чтобы мы могли назвать продукт таковым. Разработка, безусловно, должна быть авторской, не нарушающей авторских прав других людей, созданной с учетом принципов дидактики и эстетических требований.

У каждого человека есть кухня, но не многие из них можно назвать дизайнерскими. Аналогично и с “кухней” педагогической. Если вы взяли электронный образовательный ресурс в сети, но построили оригинальное занятие, логично вписав материал в свою концепцию урока, вы - дизайнер, вы создали авторский продукт. Только не забудьте указать ссылку на тот ресурс, который вы использовали в своем уроке.

Если вы нашли собственную систему геймификации, мотивирующую учеников более активно осваивать предмет, если вы разработали систему разноуровневых заданий, позволяющую реализовать персонализированный подход к ученикам, вы - дизайнер.

В цифровом дизайне над отдельными участками и конкретными задачами при создании продукта работают порядка двух десятков узких специалистов. Учитель в школе сегодня имеет возможность создавать ресурсы самостоятельно. И это, безусловно, требует от него новых компетенций.

Что должен знать учитель, чтобы создавать дизайнерские продукты?

Это второй вопрос, на который мы попросили ответить наших читателей.

Облако слов - вопрос 2

Трудно спорить с полученными ответами! Конечно, он должен знать свой предмет и технологии: как педагогические, так и информационные. Но не только. Отрадно, что педагоги выделили и психологию, и методику преподавания, но еще и знание современных тенденций, и потребности образования.

Что умеет педагогический дизайнер?

Мотивировать! Любой учитель, наверное, согласится, что сегодня это самая сложная проблема, стоящая перед педагогами. Дети рано теряют интерес к школе, и в классе всегда есть какая-то часть немотивированных на обучение ребят. И если в младших классах их немного, то в старших ситуация становится порой критической. От учителя требуется виртуозное мастерство, чтобы вовлечь всех школьников в учебный процесс. И способы решения этой проблемы тоже могут стать объектом педагогического дизайна. Какие они, материалы, мотивирующие ученика? Мы надеемся узнать ответ в конкурсе iУчитель.

Облако слов - вопрос 3

 

Проектировать! Безусловно, ведь дизайн - это и есть проектирование.

А еще он может заинтересовать и направить, искать и находить, творить и преобразовывать и, конечно, он постоянно учится сам. Ведь технологии не стоят на месте.

Какими качествами обладает современный учитель, учитель, который становится педагогическим дизайнером?

Безусловным лидером среди ответов участников опроса оказалась креативность! Слово для русского языка новое, с некоторым приближением его можно понимать как способность творчески подходить к решению стоящих задач.

Облако слов - вопрос 4

 

Это и умение достигать цели, находить выход в ситуации, кажущейся безвыходной, пробовать самые нестандартные способы решения проблемы, искать и экспериментировать. Творческий учитель находится в постоянном поиске. Вполне понятны и другие ответы-лидеры, предложенные участниками опроса: ответственность, любознательность, коммуникабельность. Неожиданными показались всепоглощающая радость и азарт. Столь нетривиальные ответы могли быть только личным опытом людей. Не иначе как они были предложены педагогами, которые сами почувствовали это. :) Мы ждем их в конкурсе iУчитель!

А также всех тех, кто создает собственные образовательные ресурсы, проектирует интересные нестандартные уроки и внеурочные мероприятия, умеет мотивировать обучающихся!

Пост подготовлен коллективом авторов: О. Брыксиной и Е.Пономаревой

Оцените материал:
Поделитесь ссылкой:     

Кол-во комментариев: (13)

Елена Дегтярева
Большое спасибо, Елена Александровна и Ольга Федоровна, за такой интересный пост-рассуждение! Прихожу к выводу, что мне при подаче заявки нужно выбирать педагогический дизайнер ;)
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Елена Пономарева
    Да, Елена Александровна! Боюсь, что здесь будет самая большая конкуренция, ведь номинация поистине универсальная. Но зато практически невозможно потерять баллы за несоответствие номинации. Педагогический дизайнер - это и есть творческий учитель!
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Ольга Федоровна Брыксина
    Уважаемые коллеги! Вот сейчас рецензирую программы повышения квалификации для самарских учителей (к сожалению. не города) и... вижу курс по педдизайну ;) РАДУЕТ! Знаю автора и горжусь дружбой! А есть ли в вашем регионе возможность повысить квалификацию в этом направлении? Ведь многие курсы повышения квалификации включают деятельность проектировочного характера. А как с принципами педдизайна?...
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Елена Пономарева
    Заглянула на сайт Воронежского института повышения квалификации. Нашла программу по педагогическому проектированию и отдельно курсы по созданию цифровых ресурсов: интерактивных презентаций, интерактивных видеоуроков, сайтов/блогов педагога. http://www.viro36.ru/play_courses/index.php Это можно отнести к педдизайну? :)
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Людмила Рождественская
    Елена, позвольте мне добавить к уже высказанному коллегами. Эта тема - педагогического дизайна/проектирования - нова и сложна в осмыслении и принятии сообществом. Поэтому так важно говорить о главном. Есть такой взгляд, который я разделяю, что уже сейчас проектировать учебный материал или целый онлайн-курс "ДЛЯ ученика" - не совсем точная постановка задачи. Думаю, что проектировать такие вещи сейчас нужно "ВМЕСТЕ с учениками". Это можно даже положить как главный принцип педдизайна в цифровой среде. С ее возможностями организовать "учащееся сообщество" на любой учебной деятельности. Принцип назвать "учимся сообществом"! Также в этой, второй концепции, мы должны отталкиваться от того, что мы не рассматриваем какую-то версию любого учебного материала как готовую. Скорее, как "вечную бета-версию", а иначе в чем смысл цифровых материалов, с возможностью обновления, в отличие от бумажных - готовых? Примеры? Да пожалуйста! Цифровые коллекции, учебные видео, коллекции полезных ссылок, креативные постеры и всякие таймлайны с картами ума - это же тот продукт коллективной учебной деятельности, который и составляет содержание курса - для тех, кто учится на нем сейчас. Они же всегда относятся - выражают отношение - к продуктам других. И для тех, кто будет на этих продуктах учиться во второй, третий, энный раз, это тоже так. Именно принцип коллективного проектирования (хотя бы частично) давайте заложим! Контент производится коллективно, и контентом считаем не только "рабочие листы", задания и инструкции "от учителя", но и все продукты учебной деятельности, включая рефлексию, обсуждение, комментирование, результаты обратной связи "от учеников" и т.д.. Вот теперь все :)
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Ольга Федоровна Брыксина
    Людмила, чуть опередили. Готовится интервью с разработчиком онлайн-курсов Ольгой Михеевой. Там рассмотрим Sharing design (о чем, действительно, много раз писали на Галактике). В своем первом тренинге по ФГОС приводила слова Джорджа Бернарда Шоу "Если у тебя есть яблоко и у меня есть яблоко, и мы обменяемся этими яблоками, то у каждого из нас будет одно яблоко"… Курс априори проектировался так. чтобы контент наращивался слушателями. Видимо, к качестве критериев должно быть умение учителя устанавливать эти горизонтальные связи (между учениками), способы их включения в создание совместных продуктов и т.п. Но мы не ведем речь о целостных курсах. Их единицы. Мы ведем речь о применении ПРИНЦИПОВ педагогического дизайна в ежедневной профессиональной деятельности. Движемся шаг за шагом ;) Дойдем и до курсов ;)
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Людмила Рождественская
    Ольга Федоровна Брыксина Ольга, спасибо! Я тут немного на отшибе, поэтому не всегда в курсе, что делается, что готовится. А пишу в комментариях, что мне самой кажется правильным. И на интересующие меня темы. И все! рада что иногда совпадаю с магистральным путем :) А Sharing - это и есть один из принципов педдизайна, разве нет?
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Людмила Рождественская
    Кстати, хороший онлайн-курс на старой Галактике всегда отличало то, что настоящим курсом с ценным контентом он становился в процессе "коллективной сборки" образцов, заданий, обсуждений и т.д. То есть, ровно ТО, о чем пишу выше. Sharing design или design for sharing - то, как именно ученики обмениваются продуктами учебной деятельности, как это организовано - ВОТ что бы я предложила оценивать в первую очередь в материалах участников конкурса. Это не просто про "вовлечение учеников", есть что-то здесь новое... Правда?
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Елена Пономарева
    Людмила, спасибо большое за комментарий! И это напоминание о Галактике, где всегда было это "учащееся сообщество" и люди, вокруг которых закручивались "вихри", приводящие в активность всю систему и доходящие до школ, затронуло струнки в душе. Принцип "коллективного проектирования", безусловно, замечательный. Это здорово, если он заложен в деятельности педагога хотя бы в качестве ориентира. Но мне кажется, он пока не может быть критерием конкурса. Скорее, маяком на перспективу.
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии