Скажите, что из этого НЕ может стать содержанием учебной деятельности для начальной школы и дошкольного образования... в форме увлекательной игры?
- В информатике многое строится на поиске закономерностей и обобщении.
- В информатике чрезвычайно важны умения формализации и моделирования.
- В информатике и в программировании часто стоит задача найти такой процесс, повторение которого приводит к требуемому результату.
- В информатике мы имеем дело с последовательностью команд и инструкций.
- В информатике мы ставим цель научить учеников следовать алгоритму и записывать его в символьной форме.
- В информатике для нас важно понятие символьной записи информации: кода, кодирования. И, обратно, раскодирования информации…
- В информатике мы работаем с данными и нам нужно научиться их обрабатывать.
- Для успешного прохождения курса информатики чрезвычайно важно выделение признаков объектов и умение их классифицировать и ранжировать (расставлять по порядку).
- Информатика опирается на законы логики. Например, одной из важнейших операций в логике является отрицание - НЕ....
Ответ найдем в книге?
Ответ на вопрос сформулировал Тим Белл и его соавторы, преподаватели информатики с многолетним стажем, в предисловии к своей книге CS Unplugged. Но доносят до читателя они его своеобразно:
Мы находим, что многие важные понятия информатики можно и нужно вводить без использования компьютера, т.к. иногда компьютер отвлекает от обучения.
То есть, таким образом, здесь подчеркивается, что вовсе не сам компьютер, а связанные с ним идеи и понятия составляют суть школьного предмета информатики... Но в существующих учебниках эти идеи чаще даются в виде текстов параграфов и заданий на уровне распознавания - обобщения. Предполагается, что ученики сами могут эти идеи, концепции, понятия освоить и присвоить. Зачастую это сложно и даже невозможно, поскольку примеры далеки от жизненных контекстов, понятных ученику, а язык описания задач излишне формализован, как и сами задачи. Поэтому авторы CS Unplugged вместо традиционных уроков предлагают в своей книге серию развивающих игр и дают к ним наглядный материал с подробными пояснениями по каждой теме, отвечая на ими самими поставленный ключевой вопрос: "почему это информатика?"
Зачем нужно этим заниматься, начиная с младшего возраста?
Есть и вторая стороная обсуждаемой темы. Зачем нужно этим заниматься, начиная с младшего возраста? Не правильнее ли подождать той стадии, когда у ребенка будет сформирована готовность к абстрагированию и обобщению, облегчающая усвоение основ предмета? Обычно ведь к этому подходят лишь в основной и старшей школе. Но сейчас многие исследователи отвечают, что нет, начинать стоит раньше, и не только в начальной школе, а уже с детского сада. Разумеется, речь не идет об определениях и теоретических основах, ведь ведущая деятельность в этом возрасте - игра! Но и в игре можно решать важные задачи воспитания, обучения и развития, такие как:
- Тренировка внимания, упорства, усидчивости, формирование умения понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.
- Развитие речи.
- Совместная работа, взаимопомощь.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
- Развитие креативности и потребности создавать.
- Развитие алгоритмического мышления.
- Проведение параллели между повседневными действиями и алгоритмами.
Темы ранней информатики
Эти задачи могут решаться на фоне и в контексте специальным образом организованных активностей по следующим темам ранней информатики:
- Представление информации
- Представление данных
- “Пиксельная” графика
- Элементы кодирования
- Построение лабиринтов
- Подготовка к введению понятия «алгоритм», простейшие алгоритмы расстановки
- Игра в данетки: пропедевтика понятия о бинарном коде
- Группировка объектов
- Упорядочивание (сортировка)
- Условные конструкции
- Пропедевтика кибербезопасности.
- ?…...
В раннем возрасте важно играть!
Темы задаются через игровую активность и посредством специальных учебных материалов, каждый из которых содержит одну или несколько идей из информатики. Не всегда в явном виде, но всегда содержит...
Несколько примеров заданий:
Игры на выявление и формулирование признаков. От картинок до алфавита.
Графические и Lego-диктанты. Фото Кристины Тороповой
Судоку на основе картинок. Фото Кристины Тороповой
Игра в данетки на любом материале из окружающего мира.
Подробнее: Полиграф как особый вид учебной активности
Игра для детского сада: введение в алгоритмы. Источник
Математические компетенции, развитие которых заложено в игре
При должном уровне организации обучения закладывается основа для развития сложных когнитивных навыков у ребенка. А учителю полезно осознавать, какие математические компетенции “спрятаны” в ранней информатике. Тогда занятия с большей вероятностью приведут к успеху. Вот они, и это не только привычный "устный счет":
- Вычисление и сравнение;
- Распознавание закономерностей: в словах, в тексте, в рядах чисел, в других объектах;
- Сравнение чисел и работа с диапазоном чисел;
- Описание объектов с помощью понятий формы;
- Установление последовательности;
- Описание относительных положений этих объектов с использованием таких терминов, как: выше, ниже, рядом, спереди, сзади и т.д…
- Понимание взаимосвязи между числами и величинами;
- Описание измеримых свойств объектов, такие как длина или вес;
- Описание нескольких измеримых свойств одного объекта;
- Сравнение: непосредственно сравнивать два объекта с общим измеримым свойством, чтобы увидеть, какой объект имеет «больше» / «меньше» свойства и описывать разницу;
- И другие...
Примером развивающего приспособления, посредством которого можно формировать пространственное мышление, логику, а также другие математические навыки и понятия, является графический планшет - геоборд. Об этом писала ранее, правда, сделав акцент на версии геоборда для компьютера и планшета - о математическом браузерном приложении.
О том, как можно разумно сочетать "бумагу" и "цифру" для задач обучения и развития предлагаю поразмышлять совместно...
Игры не только для развлечения...
Но общие выводы напрашиваются: все перечисленные в начале поста задачи обучения могут быть переформатированы и реализованы в нескучных, привлекательных для детей формах. При этом вполне доступными средствами.
Например, посредством готовых красочных полей для простых роботов типа BeeBot, игр из картона, дерева, пластика, на которые сейчас наблюдается настоящий бум спроса...
И, конечно, сделать первые шаги в игровом обучении ранней информатике можно с самодельными бумажными рабочими листами и карточными играми - тоже самоделками!
А занятия с кубиками, пирамидками, мозаиками, танграмами, геометрическим планшетами и деталями Lego могут превратиться в пропедевтические мини-курсы по информатике.
При условии, что учитель сам осознает “информатическую подоплеку” - то вполне серьезное содержание, которое стоит за развивающей игрой, и может реализозывать эту осознанность, организуя целенаправленную учебную деятельность со своими учениками.
Важные ресурсы
- CS Unplugged Сайт по бескомпьютерной информатике
- CS Unplugged. Тим Белл, Ян Х. Виттена, Майк Феллоус. Книга на русском языке
- http://www.helloruby.com/play/ Сайт по основам программирования для самых маленьких
- https://sites.google.com/sfusd.edu/k-2cs/ Сайт креативного программирования для младших школьников
- http://bebras.ru Сайт международного конкурса по информатике “Бобер”
- http://codeweek.tilda.ws/ Неделя кода в России
- https://code.org/ - курсы по основам программирования с нуля для разных возрастов, много готовых уроков и разработок по бескомпьютерной информатике
- http://minecraft.it4youth.ru/ru-ru/mc/1.html - Час кода от Minecraft
- https://blockly-games.appspot.com/?lang=ru - Игры для будущих программистов
- https://htmlacademy.ru/for_schools - Внимание учителям! Бесплатный доступ к современным интерактивным курсам по веб-технологиям для вас и ваших учеников.
- "Детский япончик" как средство обучения растровому кодированию Елена Зорина
- ИКаРёнок: задания на развитие логического и пространственного мышления. Мария Зильберман
- Игры на клетчатой бумаге Презентация Селезневой Е.В.
- Pinterest идеи и рабочие листы бескомпьютерной информатике
- Игры на кодирование с LEGO
- Математические диктанты, Lego-диктанты, геоборды, игра с башнями. Галина Яремчук, Кристина Торопова
- Млечный путь: бумажное программирование. Ирина Фомичева, Наталия Иванищева.
Статьи и материалы автора
- Современная школьная информатика глазами исследователей. По итогам участия в issep2018
- Unplugged: назад к бумаге?
- Напольный робот для детского сада - так ли прост?
- "Бумага" и "цифра" вместе…
- В начале была цифра?
- Магия и польза японского кроссворда
- Задачи для геоборда
- Полиграф как особый вид учебной активности
- Информатика на бумаге и в приложениях. Кубики Кооса, танграмы, геоборды...
- CS Unplugged: подходы к бескомпьютерной информатике
- Обучение на полиграфе