Публикации сообщества

Людмила Рождественская • 15 февраля 2019

Обучение на полиграфе

Контакты ученика с виртуальной средой, его опыт работы с инструментами этой среды можно разнообразить с помощью учебной игры "Полиграф". Разумеется, она может быть изготовлена в бумажном варианте. Но в этом случае учителю труднее отслеживать ее обучающие эффекты, а они есть! И проявляются они в том, что ученики, участвующие в парной игре, пытаются выработать свою собственную стратегию задавания вопросов и вообще - взаимодействия с партнером.

Правила игры

  • В игре участвуют два игрока: загадывающий и угадывающий. Играют парами. Одновременно играть может целый класс, сервис генерирует пары из всех участников активности.
  • У играющих на экране каждого - поле из 16 картинок, два одинаковых  набора, но, правда, расположенных в разном порядке. Одному из игроков —  загадывающему — нужно загадать объект (линию, параболу, функцию, геометрическую фигуру или просто картинку), а второму — угадывающему —  понять, задавая вопросы, какой же объект задумал его оппонент.
  • Сервис позволяет строить догадки на основе уточняющих вопросов, которые можно задавать, печатая их в общем для играющих чате.
  • Вопросы можно формулировать таким образом, чтобы загадывающему можно было ответить на них  только «да» или «нет».
  • Задающий вопросы после каждого своего вопроса и полученного на них ответа кликом мыши выключает какое-то число объектов, которые считает нужным убрать, уменьшая таким образом общее число объектов на поле и повышая свои шансы угадать объект, загаданный напарником.
  • При должной смекалке игроков разгадка не заставит себя долго ждать.
  • Обычно игровая сессия состоит из 3-5 обменов вопросами-ответами, но это зависит как от качества полиграфа, так и от стратегии задавания вопросов, выбранной угадывающим.
  • После окончания сессии генерируются новые пары игроков.

 

image-20190107062142-1

Что такое ПОЛИГРАФ?

1.Практика

Каждый учащийся играет на компьютере против  компьютера (робота), чтобы познакомиться с тем, каковы правила игры.

2. Игра

Ученики объединяются в пары (случайным образом), чтобы сыграть в полиграф по конкретной теме. Один человек выбирает объект;  партнер задает вопросы

«да / нет», чтобы сузить поле “подозреваемых” до одного.

3. Рефлексия

Между раундами ученики отвечают на вопросы, фокусируя свое внимание на понятиях и стратегии игры.

 

 

Чему можно учиться на ПОЛИГРАФЕ?

  1. Работать с визуальной информацией
  2. Выделять основания (признаки) для сравнения объектов
  3. Формулировать вопросы
  4. Понимать вопросы другого
  5. Работать с формальными и неформальными определениями
  6. Развивать культуру “понимающего диалога”

Как начать играть?

Авторизуемся!

Заходим по ссылке https://student.desmos.com, вводим код игры, который сгенерировал учитель для класса.

В первый раз участнику будет предложено сыграть с ботом, чтобы освоить правила. Разгадать нужно тестовую картинку - изображение персонажа.
 

Начинаем играть!

Каждый игрок видит свой экран с картинками и окно чата, в которое вводит вопросы или ответы, в зависимости от того, какая из  ролей в данной партии ему выпала.

 

Видит ли учитель результаты игр?

Да, учитель видит все партии, вернее, все их протоколы. Это дает возможность, если класс сыграл несколько партий, обычно 3-4 партии, делать выводы о том, в каких случаях менялась стратегия, становились ли более точными вопросы....

Примеры готовых полиграфов

В среде https://teacher.desmos.com/ есть целая коллекция полиграфов на разные темы математики. Готовыми разработками "покрыты" почти все темы, в которых можно сделать хоть какую-то визуализацию.

Но нам в команде учителей математики и информатики нашей школы интересно развивать использование этого инструмента в контексте других учебных предметов. Мы довольно много наработали, о чем собираюсь написать отдельный пост.

  1. Лица
  2. Овощи
  3. Графика: количество и порядок
  4. Визуальные образцы 1
  5. Трехцветные кубы
  6. Угадай число

Вот вам для примера 16 картинок с трехцветным кубами, созданных в программе Grid Paint. Попробуйте продумать стратегию задавания вопросов, чтобы угадать, какой именно куб я загадала, с чего начнете?

Обсудить можно в комментариях...

image


Дополнительная информация

Если у вас есть целая картинка, из которой вы хотите создать полиграф, то с помощью специального сервиса вы можете ее разрезать  на нужное количество частей, то есть, на 16!

Для этого используем сервис https://pinetools.com/split-image

В нашей школе есть учителя, которые любят и используют эту игру, но пока это не очень массовое использование. А ведь развитие у учеников умения задавать вопросы - одно из важных условий продуктивного обучения. Делают это как-то по-другому? Как?

Есть и еще одно развитие темы полиграфов, когда материал для них подбирают, а потом и создают свои собственные полиграфы сами ученики. Почему создание такого типа контента может быть полезно и чему это обучает, хорошо бы обсудить. Об этом будет следующий пост.

Видео-инструкции на РУССКОМ посвященные активности типа ПОЛИГРАФ

Ссылки по организации смешанного обучения в предметной области математики

Кол-во комментариев: (19)

Людмила Рождественская
На превью выведена картинка игры на "овощную тему". Это специально сделано, чтобы не отпугнуть самую широкую аудиторию читателей. Поскольку изначально, разработчиками сервиса teacherDesmos активность задумана на математических объектах: графиках, фигурах, числах, математических понятиях. Но, как показывает практика, множество объектов, на которых организуется игра, можно существенно расширить. Кстати, возраст учащихся, с которыми можно играть в эту игру, в этом случае тоже снижается до 7 лет. Фактически, полиграф становится игрой для учеников любого школьного возраста, которая может быть использована на любом предмете.
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Людмила Рождественская
    Это одно из интересных заданий "бескомпьютерной информатики", описанное в книге Тима Белла "CS Unplugged". Только он брал ряд чисел от 1 до 10-ти. Писала об этой книге здесь https://novator.team/post/176 Но на компьютере та же игра пойдет интереснее, чем на бумаге. Здесь важен отвлекающий момент, что карточки с числами перемешаны и их в принципе нельзя разложить в ряд, только мысленно.
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Людмила Рождественская
    Как минимум, подходят два значения из Википедии: 1. Полиграф (детектор лжи) — прибор для измерения физиологической активности человеческого организма. 2. Полиграф или мультиграф — собирательный термин для составных письменных знаков. И то, и другое, мне кажется, имеют отношение к этому виду учебной активности.
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Анна Котельникова
    С трехцветными и кубами я бы спрашивала, видна ли верхняя грань? (таких кубиков больше всего) Затем, видна ли правая грань? Потом начала бы добавлять цвет. Я думаю, что за 5 вопросов можно угадать такой кубик. Людмила, когда стала внимательно рассматривать кубики, заметила, что два из них одинаковые! Так и должно быть?
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Людмила Рождественская
    Аня, отличная стратегия отбирать шаг за шагом по самому распространенному признаку. А вот про два одинаковых кубика в приведенном примере - да, это моя ошибка, такое должно быть исключено. Надо мне исправить...
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Людмила Рождественская
    В продолжение темы полиграфа с трехцветными кубами (из поста). Здесь, получается, "спрятано" несколько признаков: цвет граней (три варианта), горизонтальная ориентация кубиков (два варианта), вертикальная ориентация кубиков (два варианта). Логично начать с такого вопроса, который поможет отсечь больше картинок за один шаг. Вопрос о наличии верхней грани в худшем исходе оставляет нам 10 кубиков. Может быть, задавать на первом шаге вопрос о цвете передней грани? Поскольку их (цвета) три, то тут нужно будет - в худшем случае - два вопроса. Но зато у нас даже в худшем случае останется после двух шагов всего шесть кубиков. Только сейчас осознала, что эта задача, ее разбор, может быть поводом для знакомства с принципом Дирихле. :)
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Анна Котельникова
    Да, конечно я рассуждаю, исходя из худшего ответа при каждом вопросе. Поэтому в данном случае видимая верхняя, а затем правая грани за два вопроса отсекут (в худшем случае) столько же кубиков, сколько цвет передней грани) Только для того, чтобы просчитать возможные случаи, нужно время! Чаще всего школьники надеются на удачу при игре в полиграф)
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Людмила Рождественская
    Да, согласна. Ученики часто играют наобум. Это не очень хорошо, но зато это повод после сессии в несколько партий поговорить о стратегиях. Кстати, в случае, когда карточки полиграфа - математические объекты https://teacher.desmos.com/search?q=polygraph, стратегия больше опирается на математическое содержание, нежели на просчет вариантов. Или мне просто так кажется?
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Анна Котельникова
    Людмила Рождественская Да, математическое содержание позволяет формализовать вопрос. Мне, как математику, гораздо легче оперировать математическим содержанием) А ещё, если соперник близкий или хорошо знакомый человек, то учитываю и психологию соперника)
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Людмила Рождественская
    Анна Котельникова При проигрывании в классе, участники пар, даже находящиеся в одном помещении, не знают, с кем играют, поскольку пару генерирует программа. А так, да, конечно, знание собеседника может помочь, как в любой игре. :)
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Анна Котельникова
    Играть в полиграф нужно ещё и для того, чтобы учиться рассматривать, искать "скрытые" признаки, и просчитывать разные исходы)
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Людмила Рождественская
    Не только играть, но и создавать свои собственные, технически это несложно. В ссылках есть мое видео: Создание полиграфа в teacher.desmos.com. Составление хороших полиграфов на самом разнообразном материале, чтобы прятать туда "скрытые" признаки - вот интересный вызов для учителей и учеников. Мы это попытались сделать в своей школе в виде проекта. Расскажу в следующей публикации.
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Людмила Рождественская
    Из комментариев группы "Смешанное обучение" на фб: Tatyana Serova "Умение вести разного рода диалоги- один из предметных результатов обучения английскому языку. Только вчера, проверяя работы учеников, в очередной раз убедилась, что вопросы - это "слабое место" и думала, как помочь деткам. Спасибо за идею)" Мой ответ: " Именно таким образом - для развития умения ведения "понимающего диалога" - мы использовали идею полиграфов на уроках эстонского языка. Просто именно этот учитель Anna Dovgun из всех "иностранцев" нашей школы гораздо чаще других проводит уроки с компьютерами и открыта эксперименту. Мы тогда пробовали пару раз, были очень интересные результаты именно по анализу затруднений учеников (протоколы диалогов позволяют это делать). Очень рада, что понравилась идея еще кому-то из преподавателей-иностранцев. Могу даже вам подкинуть готовые полиграфы для испытаний на "житейские" темы." https://www.facebook.com/groups/188977651994702/permalink/2510435091214…
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Людмила Рождественская
    Еще парочка простых полиграфов для начинающих (2-4 класс) Визуальные образцы https://teacher.desmos.com/polygraph/custom/59c21f6df3accb179c1db75d и Двухцветные визуальные образцы. https://teacher.desmos.com/polygraph/custom/59c21a91f3accb179c1db5cb
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Людмила Рождественская
    Сделала на скорую руку: Полиграф на три признака: цвет, форма, положение частей (долей) круга. 2-4 класс. 1. Заготовка здесь https://docs.google.com/drawings/u/1/d/1NuEZpvPRWtFw4vNsqqWr4CNmH4iBN1S… 2. потом нарезка на 16 картинок с помошью https://pinetools.com/split-image 3. создание https://teacher.desmos.com/polygraph/custom/5c7ed0ee2c394d0cac0614e5
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии