Публикации сообщества

Людмила Рождественская • 23 ноября 2018

Ремикс-проект начинается с рамы

Идея ремиксов не нова! Ремикс - это новая обработка созданного ранее продукта. Больше всего знают о музыкальных ремиксах или фильмах-ремиксах. Но о том, чтобы использовать эту идею в обучении, слышали, наверное, немногие. Однако, у нее большой потенциал, особенно - в пространстве создания и обмена цифровыми продуктами.

Копилефт как степень свободы

В этом пространстве необходимо принять и согласиться с несколькими положениями.

Автор, выкладывающий свое произведение в Сеть, должен быть готов к тому, что оно может быть использовано и переделано другими, что  и происходит. Особенно часто, что естественно, это случается с разнообразными учебными материалами, опубликованными в Сети: презентациями, тестами, другими видами учебных заданий и активностей в цифровой форме. Они легко копируются и, фактически, ничем не защищены от внесения в них изменений другими авторами.

Да, конечно, есть авторские права и соответствующие лицензии (Лицензия «С указанием авторства»), но  есть, и лицензия с разрешением на использование с возможностью внесения изменений, так называемый «Копилефт» (подробнее). Она-то для нас и важна в контексте статьи про ремиксы, поскольку дает нам свободу "брать чужое" и улучшать продукты, найденные в открытом доступе в Сети, в соответствии с профессиональными задачами. Конкретно, здесь, в этой фразе, речь идет только об учебных материалах, используемых в учебных целях, ни о каком другом виде цифровой продукции.

Это была короткая справка для тех, кто может вытащить аргумент “авторских прав” в защиту неправомочности ремиксов. С этим все в порядке!

Педагогическое использование идеи ремиксов

  • Обмениваться цифровыми объектами могут не только учителя, которые чаще всего делают это в профессиональных сообществах. Эту идею можно распространить и на учеников. Что же они могут создавать и дополнять-переделывать? Идей много, до некоторых мы просто еще не дошли, поскольку совсем мало примеров практик (педагогических). Но кое-какие уже оформились и даже опробованы.
  • Почему это важно и нужно? Работа  в жанре ремикса, назовем это так, позволяет вовлечь учеников в дизайн цифровых объектов. Ученики могут создавать свои объекты, как по образцу, так и отталкиваясь от него.
  • Ремикс-проект позволяет объединить учителей  и учеников в совместной работе. В каком-то смысле, на время проекта образуется пространство развития для всех.
  • Участники сами могут задавать новизну и сложность своего вклада - своих объектов в коллективном проекте, но, при этом, каждый заботится и о целом!
  • Цепочки ремиксов нелинейны, они могут ветвиться при достаточно большом количестве участников и заканчиваться большим количеством разных производных от первоначального продукта.
  • Одним из сильных втягивающих факторов является непредсказуемость результата, причем, не только финального, но и продукта после каждой переделки. В этом интерес, интрига и вызов для каждого следующего участника! 
  • Создаются условия для изучения вклада предыдущих участников: "Как это сделано?" Происходит неявная, имплицитная, передача знаний.
  • Очень важно и то обсуждение, которое происходит по поводу совместной деятельности. В нем могут найти отражение личные открытия и рефлексивные замечания (опыт), какие-то новые решения в предметной области, в освоении цифровых инструментов и т.д. Если это удается зафиксировать, то это можно считать индикатором появления нового знания и личных смыслов.
  • Оценивание готового продукта - в моем примере ниже - "картины" - может производиться по критериям, разработанным группой самих соавторов. Разработка и согласование критериев может стать частью учебной задачи.
  • Появляются критерии, такие как “сложность” используемых функций (здесь имеется в виду использование учениками тех функций, которые еще не изучены в рамках стандартной программы и поэтому оцениваются ими с особым весом). Высоко ценится наличие "живых" объектов, анимированных с помощью ползунков. К этим критериям добавляются критерии дизайна: целесообразности, красоты, упорядоченности. Ну и, конечно, часто участники добавляют свои критерии креативности, какие-то авторские находки, “штучки” и т.д.

Среда совместной деятельности

  • Для организации процесса обязательно нужна среда для обмена промежуточными продуктами и их комментирования. В ней ученики  могут находить и брать ссылки на цифровые объекты, созданные кем-то до них, для дальнейшего их изменения, но и не только!
  • В качестве среды, поддерживающей проект, можно использовать закрытую или открытую группу в соцсетях, Google-сайт с комментариями к странице.
  • Если нет другой возможности, самое простое решение -создать для этой цели Google-документ (таблицу) с общим доступом  всем участникам на редактирование и комментирование.
  • В проекте можно задавать условия цифровой культуры работы с объектами (в данном случае, обозначение авторства). Внесенные изменения хорошо бы подписывать каждому, кто внес вклад  в общее произведение.
  • В примерах ниже показано, как это можно делать с апплетами в desmos: там каждый соавтор подписывает папку, в которую он упаковывает свой набор математических записей, отвечающих за добавленные им объекты.
  • В некоторых случаях это могут быть #теги и #хэштеги к публикуемым ремиксам, если в проекте используются  социальные хранилища (GeoGebra , scratch).

Как запустить ремикс-проект c учениками?

Алгоритм несложный:

  1. Первым цифровым объектом  создается объект “рама” и в общих чертах задается тема коллективного проекта. Ее предлагает первый автор, т.е, автор "рамы". Примеры см. ниже.
  2. Ссылка на созданный цифровой объект размещается в среде коллективного доступа.
  3. Следующий участник заявляется* (в комментариях) в качестве соавтора и вносит свои изменения в объект, подписывая их.
  4. Затем действия повторяются: размещение в среде  коллективного доступа, заявка от нового участника и т.д..
  5. Продукт считается готовым, когда его таковым посчитают все участники группы, приняв решение совместно.
  6. Финальная публикация, само- и взаимо-оценивание готовых продуктов.

* Подобные проекты по программированию могут проводится в среде визуального программирования https://scratch.mit.edu/ (там для этого есть инструмент студий). В среде-хранилище с готовыми инструментами социальности (лайки, комментарии) формальная "заявка" от нового соавтора не обязательна. Тогда число ремиксов ограничено только размером группы  и количеством попыток "переделать" объект. 

Примеры ремикс-проектов в среде математического калькулятора DESMOS

Приведенные ниже проекты были осуществлены в сетевом сообществе учителей математики и информатики SIGNUM  в июне 2017 года.

Данный  ремикс-проект выполняется с использованием цифровых математических инструментов. И нужно добавить, что специальных сред, позволяющих работать  с ремиксами синхронно или последовательно, не так уж много. Назову две, самых популярных: https://www.desmos.com и https://www.geogebra.org/

Основная идея проекта: "рисование функциями". Этой идеей увлечены школьные учителя, использующие среду онлайн-калькулятора DESMOS

Основные инструменты: элементарные функции, заданные на отрезке (школьный курс), списки, ползунки (параметры).

И последнее. Ниже нужно ходить по ссылкам, открывать апплеты, тогда многое станет понятнее! Открывать лучше в новом окне, чтобы не уходить со страницы.

Классная комната

В процесс было вовлечено больше людей, так как создание происходило в открытом режиме с обменом промежуточными версиями в соцсетях ( в сообществе SIGNUM)

На школьном дворе...

Там на неведомых дорожках...

Были и другие коллективные картины, созданные учителями математики в рамках спонтанного летнего ремикс-проекта

Почему для нас важна таким образом организованная учебная деятельность?

Слышу вопросы: а чему научатся ученики?

Какие предметные компетенции освоят? Что кроме них?

Не даром ли потратим время?

Приглашаю обсудить это вместе...

 

Ссылки по теме:

Ссылки по организации смешанного обучения в предметной области математики

Кол-во комментариев: (11)

Людмила Рождественская
У меня еще был замысел наделить раму смыслом "рамки", внутри которой мы договариваемя о правилах работы в группе. Но, скорее всего, через статью, написанную одними списками, это не читается. Хотя и хотелось....
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Елена Годунова
    Людмила Викторовна, ваш материал прочла сразу, как только он появился, и все время не отпускало желание разобраться в модели образования, которую вы описали с практической стороны. И вот, наконец, нашлось! "Модели процесса обучения и педагогической диагностики" http://viperson.ru/articles/modeli-protsessa-obucheniya-i-pedagogichesk… В статье приводится 7 моделей: воспроизводящая; информационная; технологическая; субъектно-ориентированная; личностно-ориентированная; личностно-развивающая; личностно-стратегическая "Для преодоления недостатков информационной модели была предложена технологическая модель учебного процесса, в которую А.И. Уман предложил ввести учебные задания и совокупность процедур, выполняемых учителем и учащихся относительно этих заданий. Технологическая модель в трактовке этого автора позволил, по его словам, с дидактических позиций впервые расчленить деятельность учащихся и выделить четыре последовательные процедуры: 1) движение деятельности ученика навстречу учебному заданию (или реализация направленности деятельности ученика на учебное задание); 2) включение учебного задания в деятельность учащегося как объекта его преобразования; 3) реализация интеллектуальных и практических процедур преобразования учебного задания; 4) контрольная диагностика верного выполнения учебного задания и коррекция" Мне показалось сначала, что это описание того, что вы делаете. Как считаете? Но следующая цитата противоречит такому мнению: ...в технологической модели обучения основным стержнем учебного процесса, в трактовке является правильное выполнение учебных заданий. По мысли автора, в технологической модели процесса обучения учебное содержание «закладывается» в учебное задание в качестве его содержательной составляющей", поскольку у вас: " Одним из сильных втягивающих факторов является непредсказуемость результата, причем, не только финального, но и продукта после каждой переделки. В этом интерес, интрига и вызов для каждого следующего участника!" Автор статьи склоняется к конгломерату стратегий, которым является объединение 4х моделей в одну и это интересно! Сразу нашла работу А.И.Умана, о котором и не слышала, про технологический подход в образовании. Намерена прочитать! Спасибо за ваш импульс:)
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Людмила Рождественская
    Елена Александровна, спасибо Вам за поиски "теоретической подоплеки" того, что мной в посте было описано. У меня вместо нее (теории) только опора на конструктивистов и собственное чутье. Не скажу, что эта модель проста для реализации, мы ведь ее пробуем пока в сообществе мотивированных учителей, да не "средних" по владению темой и инструментом. Но, мне кажется, модель ремиксов вполне может быть распространена на школу и класс, хотя последнее - класс - в учебной деятельности, организованной сетевым способом, уже как бы и становится анахронизмом. Например, в одном ремикс-проекте и в среде своместной деятельности могут быть ученики разных классов и даже разных возрастов, ведь сложность изначально не задана, поэтому и нет препятствий в качестве "базовых знаний". Ну, с естественными ограничениями, конечно: думаю, что вполне допустим возрастной диапазон в 3-4 года стандартного обучения.
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Людмила Рождественская
    Продолжу... В статье и технологической модели А.И. Умана, которую пробежала пока только бегло, есть очень важные в контексте описанных ремикс-проектов, "тонкие моменты". Они не только про вовлечение учеников в учебный процесс (это как раз на поверхности). Все пункты принимаю, кроме, разумеется "правильности". С ней бы как раз интересно поработать! Ее нельзя исключить, она нужна, но она - представляет собой один из учительских "архетипов", тут возьмем воображаемого "среднего" учителя математики... Ему есть от чего растеряться. 1. Например, "правильность решения математической задачи" - ее тут нет, поскольку нечетко заданы "математические критерии" - набор функций или способ их записи (нотации). 2. По сути, нет "правильности оформления": все, что введено в поле для функций, и таким образом отражено на картине, то и правильно. Здесь нет другого способа "отразить", кроме как записать объект математическим выражением, поэтому все, что считывает графический калькулятор, то и правильно, невзирая на непривычность записи для учителя! Как далеко это от оформления задания в бумажной тетради и требований к нему! 3. Но зато на первый план выходит другая "правильность"- у мение считывать поведение других участников и ими задаваемую норму... К сожалению, нужно бежать, потом продолжим? Спасибо за вовремя подброшенный текст и за поиски модели...
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Людмила Рождественская
    Пока отсутствовала (в школе проходил первый детско-взрослый 3D хакатон, посвященный 95-летнему юбилею школы), окончательно оформилась мысль. Собственно, вернулась, чтобы ее повторить. В ремикс-проектах никакой иной "правильности", кроме принятия вызова и правил коммуникативного поведения, нет и быть не может. В этом контексте "правильность" - от принятия заданных "правил".
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Людмила Рождественская
    Удобнее продолжать в отдельных полях комментариев. Отвечаю на цитату "...в технологической модели обучения основным стержнем учебного процесса, в трактовке является правильное выполнение учебных заданий". Да, тут нестыковка: где в таком ремикс-проекте "задания", какие "задания"? Нет заданности, нет и заданий! Да, есть метафорическая "рама", но это совсем не про "задания", про что-то другое... И тут есть что угодно другое: вызов, принятие, следование образцу. Еще есть свобода выбора, ответственность за то, чтобы не испортить, даже ненароком, чужое. Но задания-то никакого нет?!
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Борис Ярмахов
    Год назад мы с Женей Патаракиным много экспертиментировали и наблюдали всего хорошего по созданию ремиксов в среде Скретч. И там самое замечательное - возможность просматривать все дерево ремиксов и видеть, как это дерево произрастает из отдельного семечка. Недавно Катя Додонова публиковала интересный материал про "образовательный гитхаб", который позволяет таким образом изучать языки программирования. Здорово, что и в среде Геогебра что-то такое становится возможно. Похоже, ремикс действительно становится важным педагогическим инструментом (и это, безусловно, прорыв по сравнению с заскорузлым "А ну-ка, не списывать!"
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Людмила Рождественская
    Борис, идея о ремиксами лично ко мне пришла именно от вас с Женей Патаракиным. На самом деле, ты должен помнить, как 5 лет назад, возвращаясь с Камчатки, в самолете мы обсуждали в общих чертах проект математических ремиксов, ну по крайней мере, мне они виделись мне именно в "математических" средах. В Scratch-cтудиях мы тоже попробовали в своей школе, с младшими учениками, которые только начали изучать его. Педагогику процесса нужно отслеживать и описывать. Надеюсь, будут еще другие публикации, от других авторов, чтобы была возможность смотреть на эти кейсы исследовательским взглядом. Про совпадение комментариев... Максим Скрябин в сообществе на фейсбук: "Это хорошая идея, так как можно создавать что-то осмысленное и новое, но не с чистого листа, а имея какой-то задел в виде "рамы". Очень похоже на использование GitHub для проектов с открытым кодом: там же можно копировать репозиторий, делать ветки и т.п. Мне нравится то, что "рама" при ее использовании может быть обогащена личностным смыслом учащегося. Этого зачастую при обучении не хватает: иногда даже причина в преподавателе с его страхом потерять контроль. Но как раз наличие лично значимых смыслов и усиливает трансфер знаний, который, вообще говоря, непростой и отложенный процесс."
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Людмила Рождественская
    Пусть здесь эта ссылка полежит: Педагогический метадизайн - Джеральд Фишер использует этот термин, показывая, что от дизайна педагогического контента и условий его освоения мы переходим к дизайну условий, в которых ученики сами активно участвуют в формировании контента. https://clck.ru/Eq2c4
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Юлия Рязанова
    Идея ремиксов в смысле использования "рамы", структуры с собственным наполнением очень интересна. Я больше занимаюсь предметами филологического цикла, поэтому могу привести такие примеры из литературного чтения. Есть такое учебное пособие, даже так, целый цикл пособий под единым названием "Дети-читатели" авторов Т.С. Троицкой и О.Е. Петуховой, где введение в мир художественной литературы происходит через собственное писание. Но писание это не просто так, а подражание существующим текстам известных авторов. Берётся текст с ясной для ребёнка структурой, предполагающий продолжение, детям предлагается дописать к существующему тексту строфу, эпизод так, чтобы он подошёл к существующему тексту. Ну, например, есть известная детям сказка "Теремок", её устройство поэпизодно, эпизоды построены по единой формуле, детям нужно дописать эпизоды в существующую сказку. Поскольку формула одна, то интересна работа в группе по дописыванию друг за другом. Привожу ссылку на рабочий материал по такой совместной работе над сказкой. Это электронная презентация, в которой работали все вместе: https://docs.google.com/presentation/d/1USY0PMcxXMpax10CrPjN3_LtrDtchF0… А это получившийся продукт: https://drive.google.com/file/d/1eNXyBshKY2U-r4EbMFRjZHzr5mtvb9mj/view?… Продукт был сделан на основе работы в единой презентации, где каждый создавал дубли слайдов, постепенно передвигая своего героя. Вот вся папка с подготовительными материалами: https://drive.google.com/open?id=0Bzc2GPhZbTjJYzR1NmtRc1cyUXM Написала коммент по нескольким причинам: 1) Возможно эта аналогия проектов-ремиксов, описанных у автора и проектов-подражаний покажется уместной; 2) Сам проект легко можно брать, он отстраняем. 3) Идей таких литературных проектов-подражаний из пособий Т.С. Троицкой и О.Е. Петуховой для детей 1-4 класса можно взять довольно много.
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии